Екатеринбург |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А50-38815/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "ТСН-2" (далее - ТСЖ "ТСН-2", товарищество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2020 по делу N А50-38815/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция) от 16.10.2019 N 9016.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2020 (судья 06.02.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Трефилова Е.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным; указывает на обязанность товарищества провести капитальный ремонт независимо от сроков, предусмотренных Региональной программой, при наличии достаточной денежной суммы на специальном счете и соответствующих решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; выражает несогласие с выводами судов относительно невозможности выполнения капительного ремонта крыши при объеме работ по замене менее 50 %, поскольку такие выводы сделаны исключительно на основании публичной кадастровой карты, которая является лишь справочным материалом; указывает на неисполнимость оспариваемого предписания, поскольку восстановление денежных средств на специальном счете не предусмотрено действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании поступивших обращений граждан от 18.09.2019 и в соответствии с распоряжением от 24.09.2019 N 9016 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения товариществом обязательных требований к обеспечению сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт и к соответствию объема выполненных работ по капитальному ремонту объему, предусмотренному соответствующими договорами на выполнение работ по капитальному ремонту, проведенному в 2019 году в многоквартирном доме N 73/1 по улице Ленина города Чайковского Пермского края, о чем составлен акт от 16.10.2019 N 9016.
В ходе проверки инспекцией установлено, что виды и объемы ремонтных работ не соответствуют перечню работ по капитальному ремонту, выявлено несоблюдение обязательных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт ТСЖ на сумму 483 127 руб. 59 коп., что послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания, которым предписано восстановить денежные средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, в сумме 483 127 руб. 59 коп.
Полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, ТСЖ "ТСН-2" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 названного кодекса).
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разд. IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 названного кодекса). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в ст. 174 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных ч. 1 ст. 166 кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации установлен, в том числе, ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами (ч. 2 ст. 166 названного кодекса).
Согласно ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с нормами ЖК РФ, Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон N 304-ПК) постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее - Региональная программа), разд. 3 которой установлено, что в целях реализации программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения объемов финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту, в том числе видов и объема государственной и муниципальной поддержки, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, органы местного самоуправления ежегодно утверждают краткосрочные планы.
В соответствии с Региональной программой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.
Из анализа положений ч. 3 ст. 166 ЖК РФ и ч. 2.1 ст. 7 Закона N 304-ПК следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Пермского края. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2.2. ст. 7 Закона N 304-ПК).
Из материалов дела следует, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Ленина 73/1, проведенном в форме очно-заочного голосования 04.06.2016, изменен способ формирования фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома со способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счет регионального оператора на специальный счет, владельцем которого является ТСЖ (протокол от 04/07/2016).
В отношении указанного многоквартирного дома Региональной программой предусмотрены следующие виды работ по капитальному ремонту: с 2039 г. по 2041 г. - ремонт крыши; с 2042 г. по 2044 г. - ремонт фасада.
Собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края (протокол от 04.07.2016).
С учетом данного обстоятельства, денежные средства, накопленные на специальном счете, товарищество вправе расходовать исключительно на услуги и (или) работы в сроки установленные Региональной программой.
Сведений о том, что в отношении спорного многоквартирного дома утверждены краткосрочные программы, материалы дела не содержат.
Как установлено судами, на общих собраниях собственников, оформленных протоколами общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме N 5 от 11.03.2019, N 6 от 15.06.2019 и N 7 от 15.06.2019 приняты решения о проведении капитального ремонта общего имущества за счет средств, накопленных на специальном счете. В соответствии с указанными решениями товариществом заключены договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по результатами которых за 2019 год товариществом произведено списание денежных средств со специального счета на общую сумму 483 127 руб. 59 коп.
Из материалов дела следует, и не оспаривается заявителем, что списание произведено по договору подряда N 7 от 26.03.2019 на капитальный ремонт участка циркуляции ГВС на сумму 140 239 руб.; по договору подряда N 9 от 27.06.2019 на капитальный ремонт участка по замене стояков отопления по подвальному помещению на сумму 297 747 руб.; по договору подряда N 1 от 12.08.2019 на выполнение кровельных работ на сумму 45 141 руб. 59 коп.
В ходе проверки инспекцией установлено, что по состоянию на 01.10.2019 денежные средства на специальном счете для проведения капитального ремонта общего имущества, предусмотренного Региональной программой, отсутствовали.
Согласно сведениям о поступлениях взносов на капитальный ремонт от собственников помещений многоквартирного дома о размерах остатка на специальном счете, представленным инспекции на 20.09.2019, на капитальный ремонт со специального счета израсходовано 1 379 200 руб.
При этом исходя из анализа выписок операций по лицевому счету товарищества за период с 01.01.2019 по 30.09.2019, а также иных документов представленных в материалы дела, не усматривается, что решением общего собрания жильцов многоквартирного дома рассмотрен вопрос об установлении взносов на капитальный ремонт выше минимального размера, либо привлечены дополнительные денежные средства, позволяющие произвести капитальный ранее установленного Региональной программой срока и в объемах, превышающих объемы, установленные данной Региональной программой, наличие утвержденного краткосрочного плана по результатам обследования многоквартирного дома.
Таким образом, поскольку капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения Региональной программой в отношении спорного многоквартирного дома не предусмотрен, то выполнение работ по ремонту участка циркуляции ГВС и замене стояков отопления по подвальному помещению за счет средств, накопленных на специальном счете в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, неправомерно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому регламентирован перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах и работ для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в том числе, проведение восстановительных работ, восстановление работоспособности (ремонт, замена).
Таким образом, плата за выполнение указанных выше работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, структурно входит в состав платы за содержание и текущий ремонт (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ) и не может быть произведена за счет взносов на капитальный ремонт с учетом отсутствия данных работ в Региональной программе.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и товариществом собственников жилья. В указанном постановлении определены перечни работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение N 8).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст утвержден ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования (далее - ГОСТ Р 56535-2015), который предусматривает возможность осуществления в отношении строительных конструкций и их элементов как текущего, так и капитального ремонта, разграничивая указанные виды ремонта в зависимости и от характера работ и от объема выполненных работ (в процентном отношении).
Как установлено судами, общая площадь спорного многоквартирного дома составляет 4321,3 кв. м (протоколы общего собрания). Из представленных в материалы дела сведений из публичной кадастровой карты Пермского края, фотоотчетов следует, что здание, по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, д. 73/1 представляет собой пятиэтажный жилой дом, общей площадью 4524,60 кв. м. Согласно договору подряда от 12.08.2019 N 1 произведены частично кровельные работы; согласно акту о приемке выполненных работ и локально сметному расчету от 12.08.2019 следует, что выполнены кровельные работы участка крыши площадью 47 кв. м.
С учетом изложенного, выполненный объем работ по ремонту кровельного покрытия крыши с очевидностью составляет менее 30% и является не капитальным, а текущим, что в силу положений ст. 166, 174 ЖК РФ исключает его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, и как следствие, признание оспариваемого предписания недействительным.
Содержание предписания отвечает критериям определенности и исполнимости, позволяет установить, в отношении каких нарушений в нем установлено требование соблюдать положения действующего законодательства, а также характер требуемых от товарищества предпринятых мер.
Доводы товарищества подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку исследованных судами обеих инстанций доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2020 по делу N А50-38815/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "ТСН-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, общая площадь спорного многоквартирного дома составляет 4321,3 кв. м (протоколы общего собрания). Из представленных в материалы дела сведений из публичной кадастровой карты Пермского края, фотоотчетов следует, что здание, по адресу: г. Чайковский, ул. Ленина, д. 73/1 представляет собой пятиэтажный жилой дом, общей площадью 4524,60 кв. м. Согласно договору подряда от 12.08.2019 N 1 произведены частично кровельные работы; согласно акту о приемке выполненных работ и локально сметному расчету от 12.08.2019 следует, что выполнены кровельные работы участка крыши площадью 47 кв. м.
С учетом изложенного, выполненный объем работ по ремонту кровельного покрытия крыши с очевидностью составляет менее 30% и является не капитальным, а текущим, что в силу положений ст. 166, 174 ЖК РФ исключает его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, и как следствие, признание оспариваемого предписания недействительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф09-6212/20 по делу N А50-38815/2019