Екатеринбург |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А71-17362/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Черкезова Е.О., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "БелкамНефть" имени А.А. Волкова (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2020 по делу N А71-17362/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном онлайн-заседании принял участие представитель общества - Каримов Р.Р. (доверенность от 09.01.2020 N 11/20).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к отделу (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г. Ижевск (далее - отдел (инспекция) в УР ПМТУ Росстандарта, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 25.07.2019 N 67-п (далее - предписание).
Также общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления административного органа по делу об административном правонарушении от 29.08.2019 N 53 (далее - постановление), в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Определением суда на основании ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные производства объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А71-17362/2019.
Решением суда от 12.03.2020 (судья Иютина О.В.) оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначенного наказания, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. В удовлетворении требования о признании незаконным предписания отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 (судьи Киреев П.Н., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на том, что в рассматриваемом деле законные основания для выдачи оспариваемого предписания, а также привлечения общества к административной ответственности, отсутствуют.
По мнению заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно произведена оценка государственных и национальных стандартов как обязательных в силу п.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в целях предупреждения введения заблуждения приобретателей, в том числе потребителей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для вынесения оспариваемого предписания послужил выявленный административным органом в ходе проведения внеплановой выездной проверки факт нарушения обществом оформления паспорта качества нефти, а именно, требований п. 8.1 ГОСТ Р 51858- 2002 "Нефть. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51858-2002), п.п. 4.1, 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 55971-2014), п. 7.1 ГОСТ 31378-2009 "Межгосударственный стандарт. Нефть. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31378-2009), п. 1.6. ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" (далее - ГОСТ 1510-84).
Оспариваемым предписанием обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 30.10.2019.
Данные обстоятельства также послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 09.08.2020 N 49, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и вынесения оспоренного постановления о назначении административного наказания.
Не согласившись с данными предписанием и постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, не установив совокупности правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований в указанной части. Также суды первой и апелляционной инстанций, установив в действиях общества состав административного правонарушения, не усмотрев существенных нарушений в рамках административной процедуры, сочли возможным снизить назначенный обществу административный штраф до 50 000 руб.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
Согласно статье 6 Федерального закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
ГОСТ Р 51858-2002 распространяется на нефти для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и экспорта.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 установлено, что нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
Аналогичное требование содержится в п. 7.1 ГОСТ 31378-2009.
ГОСТ 1510-84 устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.
В силу п. 1.6 ГОСТ 1510-84 каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве. Документ о качестве нефтепродуктов должен содержать данные, указанные в п. 1.2, нормы показателей качества и результаты испытаний нефтепродукта в соответствии с нормативнотехнической документацией (НТД).
ГОСТ Р 55971-2014 распространяется на нефть и нефтепродукты и устанавливает требования к паспорту на нефть и нефтепродукты. Стандарт предназначен для применения организациями, осуществляющими изготовление, хранение, транспортирование и обращение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 также установлено, что каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом.
Согласно с п. 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 паспорт должен содержать: логотип компании и/или предприятия (при наличии); наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства; наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при наличии); номер паспорта; наименование продукта, его марку и условное обозначение (при наличии); обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту; код ОКП; дату изготовления продукта, номер партии (при необходимости); дату отбора пробы и обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); уровень наполнения (при необходимости); размер (массу) партии; дату проведения испытаний; дату оформления паспорта; номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия; данные о сертификации системы менеджмента качества предприятия-изготовителя на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и срок действия (при наличии); табличную часть; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или технической документации, конструкторской документации и технического регламента (при наличии) на основании результатов испытаний; дополнительную информацию для потребителей (при необходимости).
Согласно статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ.
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 55971-2014 паспортом на продукт признается документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт.
Руководствуясь п. 1, 6 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, п. 1 ст. 34 Федерального закона N184-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано компетентным органом.
Как усматривается из оспариваемых ненормативных актов административного органа и обжалуемых актов, обществом допущены нарушения оформления паспорта качества нефти, а именно, требований п. 8.1 раздела 8 ГОСТ Р 51858- 2002, п. 1.6. ГОСТ 1510-84, п. 7.1 ГОСТ 31378-2009, п.п. 4.1, 4.2 ГОСТ Р 55971-2014.
Данные обстоятельства, выявленные в результате проведенной в период с 12.07.2019 по 25.07.2019 внеплановой выездной проверки, послужили основанием для вынесения оспариваемого предписания и привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что все вмененные обществу административным органом нарушения связаны с обеспечением приобретателей нефти необходимой информацией о товаре, предупреждением действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что стандарты ГОСТов являются действующими, сведения о прекращении их действия отсутствуют, по своему содержанию ГОСТы относятся к нормативным актам технического характера, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем, не подпадают под действие пункта 1.1. статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Указанные положения ГОСТов подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, так как отсутствие в паспорте качества предусмотренной указанными ГОСТами информации не позволяет потребителю в полной мере оценить и соотнести нормативные показатели с фактическими (по результатам испытаний).
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае позиция административного органа об обязательности выполнения обществом спорных требований ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ 1510-84, ГОСТ 31378-2009, ГОСТ Р 55971-2014 соответствует целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание то обстоятельство, что изготовителем в спорных паспортах качества нефти применено обозначение государственного стандарта ГОСТ Р 51858-2002, требования указанного стандарта являются для него обязательными, в связи с сделан обоснованный вывод о том, что во взаимосвязи с применяемым в обозначении стандартом требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510-84 также являются обязательными и подлежат исполнению в целях, указанных в ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, в период переходных положений ТР ЕАЭС 045/2017.
Суды первой и апелляционной инстанции по результатам исследования содержания паспорта качества нефти на предмет его соответствия действующим нормативным документам, обоснованно сочли, что его содержание не в полной мере отражает установленную ГОСТами информацию.
Исходя из изложенного, установив, что предписание вынесено компетентным органом, факт нарушения обществом поименованных в нем требований установлен, предписание доступно по содержанию для понимания, направлено на пресечение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области технического регулирования, требования предписания являются исполнимыми, на заявителя не возложены обязанности, не относящиеся к его деятельности, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для признания незаконным и отмены оспоренного предписания административного органа.
Предметом рассмотрения настоящего дела является также постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ определено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ.
Вменяемые обществу административным органом нарушения требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции подтверждаются материалами дела, заявителем документально не опровергнуты (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих обществу исполнить требования нормативно правовых актов, в материалы дела не представлены.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно установлено в действиях заявителя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов административного дела общество извещено надлежащим образом.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, назначенный штраф соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, руководствуясь п. 3.2 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание совершение правонарушения впервые, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, счел возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, - до 50 000 руб.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности. Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности деяния не установлено.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и их выводы не опровергают.
Основания для переоценки вывода судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.03.2020 по делу N А71-17362/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "БелкамНефть" имени А.А. Волкова - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.