Екатеринбург |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А76-20655/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 по делу N А76-20655/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Орлова Т.А. (доверенность от 08.10.2018);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - управление, инспекция) - Хальфина Д.А. (доверенность от 09.01.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным предписания от 27.05.2019 N 2866.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет дома N 88 по Свердловскому проспекту города Челябинска (далее - совет дома).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Как считает заявитель жалобы, судами не учтено, что совету дома был представлен необходимый отчёт о деятельности управляющей компании за необходимый период (представлен новый акт с указанием отчетного периода), а также то, что полугодичный период 2018 года был включен в акт за год, несмотря на то, что решение собрания состоялось только в августе 2018 года.
Общество также возражает относительно вывода апелляционного суда о том, что в таблице акта приемки отсутствует расшифровка стоимости отдельных работ, поскольку суд не выяснил, стоимость наименований каких работ и услуг должна быть расшифрована в акте приемки.
Кроме того, заявитель отмечает, что совет дома в своем решении от 11.03.2013 требует произвести работы (замену и ремонт асфальтового покрытия, восстановление разметки парковочных мест на подземной парковке), которые не входят в обязанность по договору управления, а также в минимальный перечень работ и услуг N 290.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 02.04.2015 N 0064.
В связи с поступлением обращения жителя от 29.04.2019 N 8036 управлением на основании распоряжения от 27.05.2019 N 2866 проведена документарная проверка соблюдения обязательных требований при определении размера платы за жилищные и коммунальные услуги в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, пр. Свердловский, д. 88.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество в полном объеме не исполнило решение совета дома от 11.03.2018 о проведении текущего ремонта в 2018 году, не представило отчет выполненных работ за второе полугодие 2018 года, содержащий сведения о проведенных работах, что подтверждается актом проверки от 27.05.2019 N 2866.
По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации от 27.05.2019 N 2866.
Общество, полагая, что названное предписание нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из выводов об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как верно отмечено судами, оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
В пункте 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, указано, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно пункту 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 названных Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В ходе проверки управлением установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение наделить совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества (вопрос 5 повестки дня протокола общего собрания собственников помещений от 29.12.2017 N 2).
Совет дома принял решение от 11.03.2018 о проведении в 2018 году текущего ремонта общего имущества, включая здание и элементы благоустройства земельного участка:
- внутреннюю отделку межквартирных коридоров, лифтовых холлов, незадымляемых лестничных клеток и иных мест общего пользования - устранение усадочных трещин и выбоин в стенах, дефектов штукатурки, напольной и потолочной плитки, рисунков, пятен и грязи с последующей покраской;
- внутреннюю отделку подземной парковки - устранение усадочных трещин, иных дефектов в стенах и потолке, восстановление стершейся разметки;
- входные группы подъездов - устранение негерметичности (ликвидация щелей, через которые происходит поступление холодного воздуха);
- двери, ведущие с переходных лоджий в лифтовые холлы и на незадымляемые лестничные клетки - замена, ремонт неисправных деталей;
- водосточная труба, расположенная слева от входной группы второго подъезда - устранение систематического промерзания в осенний и весенний период;
- покрытие придомовой территории - устранение трещин в асфальте со стороны подъездов и со стороны улицы (над подземной парковкой), участков проседания асфальта с образованием луж (в том числе у западной калитки);
- ливневая канализация - замена поврежденных решеток водостоков;
- отмостка - устранение по периметру здания участков с проседанием тротуарной плитки.
Решение совета дома получено управляющей организацией 12.03.2018 (вх. N 727).
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение обязать управляющую организацию один раз в полугодие предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчеты об исполнении обязательств по договору управления многоквартирным домом в определенном объеме (вопрос 3 повестки дня, протокол от 15.08.2018 N 1):
- перечень выполненных услуг, работ (раздельно по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме);
- количество выполненных услуг, работ с указанием единиц измерения;
- стоимость выполненных услуг, работ.
В заявлении от 30.01.2019 N 99 совет дома затребовал у общества представить отчет о выполнении решения совета многоквартирного дома о текущем ремонте от 11.03.2018.
В ответ на указанное заявление общество в письме от 15.02.2019 N 83 сообщило, что отчет о выполненных работах по договору управления за 2018 год опубликован на сайте УК НИКС (uk-niks.ru) в разделе МКД.
В представленном акте от 15.03.2019 приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, Свердловский проспект, д. 88, отсутствовал период, за который он составлен.
Совет дома представил мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) от 18.03.2019 N 245 с указанием причин такого отказа, а также заявление от 18.03.2019 N 246, в котором также просил представить на подписание акт за второе полугодие 2018 года.
В письме от 08.04.2019 N 165 общество сообщило, что представленный акт составлен за весь период 2018 года, включая его второе полугодие, а также указало на недостатки мотивированного отказа совету многоквартирного дома.
По результатам проверки инспекция выдала обществу предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации от 27.05.2019 N 2866, которым обществу в срок до 05.07.2019 предписано устранить выявленные нарушения:
1.1) исполнить решение совета многоквартирного дома от 11.03.2018 о проведении текущего ремонта общего имущества в 2018 году в полном объеме;
1.2) предоставить собственникам помещений многоквартирного дома отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом за второе полугодие 2018 года, содержащий сведения, утвержденные протоколом общего собрания от 15.08.2018 N 1 (вопрос 3 повестки дня);
1.3) привести в соответствие с приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 N 761/пр форму акта приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 15.03.2019 и предоставить совету многоквартирного дома для подписания (протокол общего собрания от 15.08.2018 N 1 вопрос 4 повестки дня).
Согласно заявлению членов совета дома решение совета дома не исполнено в полном объеме, в связи с чем невыполненные работы включены в решение совета дома от 07.04.2019. В указанном заявлении совет дома указал на недостатки выполненных работ: не в полном объеме произведен ремонт внутренней отделки межквартирных коридоров, лифтовых холлов, незадымляемых лестничных клеток и иных мест общего пользования; не устранены дефекты напольной и потолочной плитки в общих коридорах, незадымляемые лестничные клетки не ремонтировались; не в полном объеме восстановлена внутренняя отделка подземной парковки; не устранены все усадочные трещины и дефекты в стенах и потолке, стершаяся разметка (как между парковочными местами, так и в иных местах общего пользования); не восстановлена герметичность входных групп подъездов; ликвидация щелей, через которые происходит поступление во внутрь холодного воздуха; не в полном объеме устранены все трещины покрытия придомовой территории; трещины в асфальте во дворе на огороженной территории дома и на территории перед фасадом со стороны улицы (над подземной парковкой).
По данному факту инспекцией проведена повторная проверка на основании распоряжения от 21.01.2019 N 19-235 272, что подтверждается актом проверки от 24.01.2019 N 272-Ч-Б-19.
По результатам проверки инспекцией выдано предписание от 24.01.2019 N 19-235 272-Ч-Б, которым обществу предписано обеспечить надлежащее содержание внутренней отделки многоквартирного дома: выполнить работы по восстановлению окрасочного, побелочного слоёв стен в местах общего пользования подъезда N 2 указанного многоквартирного дома.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на момент проверки решение совета дома от 11.03.2018 о проведении текущего ремонта общего имущества в 2018 году в полном объеме не исполнено, отчет об исполнении договора управления не предоставлен, акт приемки оказанных услуг не приведен в порядок в соответствии с приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 N 761/пр.
В кассационной жалобе общество возражает относительно указанных выводов судов, в частности, отмечает, что суды не выяснили, стоимость наименований каких работ и услуг должна быть расшифрована в акте приемки.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления пояснил, что требование, содержащееся в пункте 1.3 оспариваемого предписания подразумевает приведение формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ в соответствие с приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 N 761/пр с учетом того, что такая форма должна иметь установленную названным приказом содержание.
Из представленной в материалы дела копии акта приемки оказанных услуг и выполненных работ усматривается отсутствие указания стоимости выполненных услуг и работ по следующим пунктам (с соответствующими подпунктами):
- пункт 6.1 Плановые осмотры;
- пункт 6.2 Текущий ремонт общего имущества;
- пункт 6.3 Обслуживание системы дымоудаления и пожаротушения;
- пункт 6.4 Обслуживание и ремонт сантехнического оборудования;
- пункт 6.5 Обслуживание электрического оборудования;
- пункт 6.6 Санитарное содержание придомовой территории;
- пункт 6.7 Санитарное содержание мест общего пользования;
- пункт 6.8 Обслуживание лифтового оборудования;
- пункт 6.9 Управление многоквартирным домом;
- пункт 6.10 Юридического отдел;
- пункт 6.11 Общие вопросы.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, несмотря на ссылку о неправильном применении судами норм права, по существу сводятся к требованию о переоценке фактических обстоятельств, которым судами с достаточно мотивированным обоснованием дана надлежащая оценка, поэтому в силу ограничений, установленных статьёй 286 и частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, эти доводы судом кассационной инстанции отклоняются.
С учетом изложенного суд округа считает правомерными выводы судов о том, что оспариваемое обществом предписание инспекции содержит обоснованные требования, соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 по делу N А76-20655/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НИКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.