Екатеринбург |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А76-23996/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кангина А. В., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (далее также - Минпром, заинтересованное лицо) и акционерного общества "Феникс" (далее - АО "Феникс", общество "Феникс") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 по делу N А76-23996/2018 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Челябинской области - Кашапова Р.М. (служебное удостоверение);
АО "Феникс" - Голышева А.А. (доверенность от 01.12.2018), Степанова И.А. (доверенность от 01.12.2018);
Минпром - Паршукова А.П. (доверенность от 01.09.2020),
общества с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - ООО "Елена", заявитель) - Чинейкина С.А. (доверенность от 18.01.2019), Николаев А.А. (доверенность от 22.01.2019), Ткачев И.О. (доверенность от 24.01.2019), Спицин И.Н. (доверенность от 24.01.2020).
ООО "Елена", с учетом уточнений, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Минимущества) от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 года" (далее - распоряжение).
Судом первой инстанции произведена замена Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области его правопреемником - Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Феникс" и общество с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания "Мраморэкс" (далее - ООО ГК "Мраморэкс").
Решением суда первой инстанции от 13.11.2019 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении требований ООО "Елена" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 (судьи Бояршинова Е.В., Киреев П.Н., Скобелкин А.П.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2019 по делу N А76-23996/2018 отменено, требование ООО "Елена" удовлетворено, распоряжение признано недействительным, Минпром обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В суд округа поступило ходатайство Прокуратуры Челябинской области о вступлении в дело, которое, с учетом положений статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено.
В кассационной жалобе Минпром и АО "Феникс" просят постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество "Феникс" в кассационной жалобе приводит довод о том, что Ассоциация "Елена" не была зарегистрирована в установленном порядке, что по смыслу ст. 9 Закона о недрах (в редакции 23.07.1993) препятствовало выдаче лицензирующим органом лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ указанному хозяйствующему субъекту. Данная лицензия в силу указанного обстоятельства является ничтожным административным актом, а значит, не могла повлечь правовых последствий в виде возникновения права пользования недрами у Ассоциации "Елена", равно как и права на отказ от лицензии и передачу ее в адрес АОЗТ "Елена". Считает, что добросовестность действий АОЗТ "Елена" при получении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ исключается, поскольку заявка на ее получение и недостоверная информация о существовании и наличии государственной регистрации Ассоциации "Елена", необходимой для получения лицензии на право пользования недрами, была предоставлена в лицензирующие орган теми же лицами, которые в дальнейшем выступили учредителями и руководителям АОЗТ "Елена".
Заявитель кассационной жалобы находит ошибочным вывод апелляционного суда о том, что АОЗТ "Елена" фактически была выдана новая лицензия на основании самостоятельной заявки; настаивает на том, что фактически имело место переоформление выданной ранее с нарушением Закона о недрах лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ с сохранением закрепленных в ней условий.
Общество "Феникс" также отмечает, что судом апелляционной инстанции неправомерно принята в качестве доказательства по делу Выписка N 2 из протокола N 102т от 22.03.2001 заседания экспертного Совета по лицензированию пользования недрами, поскольку данный документ не отвечает признаками достоверного доказательства.
В дополнении к кассационной жалобе общество "Феникс" указывает на то, что решение о прекращении права пользования недрами в связи с грубыми нарушениями, допущенными при выдаче (переоформлении) лицензии не является административно-правовой санкцией, а относится к административно-восстановительной мере, призванной привести общественные отношения по недропользованию в первоначальное положение, поскольку такое решение направлено на устранение допущенной ошибки при издании "ничтожного" правоприменительного акта.
Суть доводов кассационной жалобы министерства также сводится к тому, что лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ, выданная уполномоченным органом 15.03.1993 Ассоциации "Елена", оформлена с грубыми нарушениями федерального законодательства, следовательно, являлась недействительной с момента выдачи, и не могла повлечь за собой возникновение права пользования недрами ни у Ассоциации "Елена", ни у любого другого субъекта.
Прокуратура Челябинской области в своих письменных пояснениях выступила в поддержку позиции заявителей кассационных жалоб.
В отзыве на кассационные жалобы ООО ГК "Мраморэкс" просит оставить оспариваемое постановление апелляционной инстанции без изменения, указывает на добросовестное поведение ООО "Елена" ввиду отсутствия обстоятельств зависящих от воли указанного общества. Полагает, что ссылка на абзац 2 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах не дает право органу, выдавшему лицензию, прекращать право пользования недрами по основаниям, не предусмотренным статьей 20 Закона о недрах (ред. 1992 - 1993 гг.).
В своем отзыве ООО "Елена" также возражает против удовлетворения кассационных жалоб, ссылаясь на законность обжалуемого судебного акта.
Суд округа оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, Администрацией Карталинского района предоставлены документы по созданию, регистрации и реорганизации ООО "Елена": постановление Главы Карталинской городской администрации Челябинской области от 19.04.1993 N 407 "О регистрации АОЗТ "Елена", постановление Главы города Карталы Челябинской области от 06.08.1997 N 580 "О преобразовании АОЗТ "Елена" в ОАО "Елена", постановление Главы Администрации города Карталы Челябинской области от 29.12.2000 N 1679 "О реорганизации ОАО "Елена" в ООО "Елена"".
АОЗТ "Елена" 15.03.1993 получена лицензия на право пользования недрами N ЧЕЛ 00106 ТЭ (добыча строительного камня (мрамор) для производства строительного щебня на Еленинском месторождении, расположенном на территории Карталинского муниципального района Челябинской области). На основании решения Комитета по природоресурсному комплексу Челябинской области от 16.05.2001 и Комитета природных ресурсов по Челябинской области от 24.05.2001 о переоформлении вышеуказанной лицензии в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица, ООО "Елена" выдана лицензия от 09.11.2001 ЧЕЛ 00944 ТЭ.
Впоследствии 04.05.2018 в министерство на рассмотрение поступило обращение общества "Феникс" с предоставлением документов по созданию, регистрации, реорганизации АО "Елена", АОЗТ "Елена", Ассоциации "Елена", ОАО "Елена" и ООО "Елена", по итогам рассмотрения которого министерством на основании абзаца 2 части 1, части 2 статьи 17.1, пункта 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах принято распоряжение от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001".
Указанным ненормативным правовым актом министерства право пользования недрами, предоставленное ООО "Елена" по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 досрочно прекращено в связи с переоформлением лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах.
В основу данного решения положен вывод о том, что на момент переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 реорганизуемое ОАО "Елена" (ранее - АОЗТ "Елена") не являлось пользователем недр, так как на момент выдачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 АОЗТ "Елена" не было зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Кроме того, в указанном ненормативном правом акте обществу "Елена" также вменено нарушение требований части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, запрещающей пересмотр условий пользования недрами при переоформлении лицензии, выразившееся в пересмотре целевого назначения и видов работ, местоположения участка недр, сроков выполнения отдельных видов работ по лицензии, платежей за пользование недрами и в установлении уровня добычи минерального сырья, площади и координат лицензионного участка.
Не согласившись с данным распоряжением министерства, общество "Елена" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции не нашел оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции с учетом того, что оспариваемое распоряжение о досрочном прекращении лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 основано на выявленных нарушениях законодательства как при выдаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в 1993 г., так и при ее переоформлении в 2001 году, руководствуясь нормами законодательства о недрах, а также гражданского законодательства, действовавших в соответствующие периоды времени, пришел к выводу об отсутствии правовых основания для досрочного прекращения права ООО "Елена" пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001.
Как было указано выше, согласно первому основанию оспариваемого распоряжения ООО "Елена" вменено нарушено требования абзаца 2 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах, предусматривающего переход права пользования участком недр к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы, выразившееся в том, что на момент переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 реорганизуемое ОАО "Елена" (ранее - АОЗТ "Елена") не являлось пользователем недр, так как на момент выдачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 АОЗТ "Елена" не было зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что выданная АОЗТ "Елена" лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ не соответствовала требованиям статьи 9, 11, 12, 13 Закона о недрах (в ред. от 25.12.1992), а именно: во-первых, была выдана организации, не зарегистрированной в установленном законом порядке как самостоятельное юридическое лицо; во-вторых, переоформление лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена" не производилось, соответственно ОАО "Елена" право пользования участком недрами на Еленинском месторождении мрамора на основании лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 не приобрело.
Признавая данные выводы ошибочными, суд апелляционной инстанции обоснованно указал следующее.
При рассмотрении настоящего дела установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что 30.11.1992 между Ассоциацией "Елена" и Южно-Уральским государственным геологическим предприятием составлен протокол о намерениях, согласно которому Ассоциация "Елена" приобретает лицензию на геологоразведочные работы с последующей промышленной разработкой Еленинского месторождения облицовочных мраморов; Южно-Уральское государственное геологическое предприятие при наличии у Ассоциации "Елена" лицензии организует в 1993 году продолжение стадии поисково-оценочных работ и проводит детальную разведку с проходкой опытно-экспериментального карьера и последующим утверждением запасов в установленном порядке; в течение 3-х месяцев после получения лицензии Ассоциацией "Елена" и Уральское государственное геологическое предприятие заключают договор с оплатой Ассоциацией "Елена" стоимости геологоразведочных работ.
Ассоциацией "Елена" была подана заявка на пользование недрами заместителю главы администрации Челябинской области - председателю комитета экономики Христенко В.Б. и председателю Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам Ионову А.Е., по итогам рассмотрения которой 15.03.1993 Ассоциации "Елена" выдана лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ, подписанная заместителем главы администрации Челябинской области - председателем комитета экономики Христенко В.Б. (25.02.1993) и председателем Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам Ионовым А.Е. (29.12.1992).
Между тем Ассоциация "Елена" не была зарегистрирована в качестве юридического лица в порядке, предусмотренном в соответствующий период "Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик" (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211- 1) (далее - Основы гражданского законодательства), Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее - Закон о предприятиях).
Данное обстоятельство по смыслу статьи 9 Закона о недрах (ред. 23.07.1992) действительно препятствовало лицензирующим органам выдаче спорной лицензии Ассоциации "Елена". Тем не менее, несмотря на отсутствие регистрации Ассоциации "Елена" в качестве юридического лица, спорная лицензия уполномоченным государственным органом была выдана; действия по прекращению лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, выданной Ассоциации "Елена", до ее передачи (выдачи) АОЗТ "Елена" со стороны уполномоченных органов по своей инициативе не предпринимались.
В то же время АОЗТ "Елена" было зарегистрировано в установленном порядке 19.04.1993. При этом АОЗТ "Елена" не являлось правопреемником Ассоциации "Елена", соответственно в силу статьи 37 Закона о предприятиях (ред. 25.12.1990) не могло нести какую-либо ответственность за действия Ассоциации "Елена" и лицензирующих органов, которые были совершены при выдаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ Ассоциации "Елена".
Как установлено судами, 23.04.1993 состоялось совместное заседание участников Ассоциации "Елена" и учредителей АОЗТ "Елена", повесткой дня которого являлись вопросы об утверждении решения о передаче АОЗТ "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ: поручение генеральному директору Ассоциации "Елена" обратиться в "Челябинскгеолком" и Комитет экономики Администрации области с заявлением о передаче АОЗТ "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ; поручение генеральному директору АОЗТ "Елена" обратиться в "Челябинскгеолком" и Комитет экономики Администрации области с заявлением о выдаче АОЗТ "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
Во исполнение указанных договоренностей Ассоциация "Елена" 26.05.1993 обратилась в Администрацию Челябинской области, Челябинский территориальный комитет по геологии и минеральным ресурсам с заявлением о передаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ АОЗТ "Елена".
АОЗТ "Елена" 26.05.1993, в свою очередь, обратилось в Администрацию Челябинской области, Челябинский территориальный комитет по геологии и минеральным ресурсам с заявкой на получение лицензии на пользование недрами ЧЕЛ 00106 ТЭ, представив надлежащим образом оформленные учредительные документы (статья 9 Закона о недрах (ред. 23.07.1992), и доказательства наличия необходимых финансовых и технических ресурсов для эффективного и безопасного проведения работ.
Из содержания заявки АОЗТ "Елена" следует, что общество просило предоставить лицензию для осуществления детальной разведки с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычей на Еленинском месторождении мраморов, расположенном в 3 км к западу от пос. "Еленинский".
По итогам рассмотрения указанных заявок Челябинским территориальным комитетом по геологии и минеральным ресурсам и Комитетом экономики администрации Челябинской области 15.06.1993 издано распоряжение в связи с рассмотрением предложения Комиссией по подготовке материалов и рассмотрению заявок по выдаче лицензий на право пользования недрами на территории Челябинской области, принято решение о том, чтобы лицензию ЧЕЛ 00106 ТЭ, предоставленную Ассоциации "Елена", передать АОЗТ "Елена" с сохранением закрепленных условий", поручить Комиссии по подготовке материалов и рассмотрению заявок по выдаче лицензий на право пользования недрами на территории Челябинской области обеспечить передачу лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ; с момента передачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ ресурсопользователем считать АОЗТ "Елена".
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что Ассоциация "Елена" не являлась надлежащим субъектом правоотношений по недропользованию, что исключало возможность реализации ею права на отказ от права пользования недрами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оформленная распоряжением Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам и Комитета экономики администрации Челябинской области от 15.06.1993 передача лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ с учетом установленных выше фактических обстоятельств дела по своему содержанию являлась рассмотрением уполномоченными органами заявки АОЗТ "Елена" на предоставление в пользование участка недр, в результате чего АОЗТ "Елена" был предоставлен в пользование названный участок недр в статусе горного отвода в форме лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что реализованная указанным уполномоченным органом процедура в отношении АОЗТ "Елена" не противоречила Временному положению о порядке и условиях использования общераспространенных полезных ископаемых на территории Челябинской области для производства местных строительных материалов, утвержденному постановлением Главы администрации Челябинской области от 23.01.1992 N 25. Наличие в бланке лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ исправлений в наименовании недропользователя (АОЗТ "Елена"), а также указания его места нахождения, банковских реквизитов и оттиска печати АОЗТ "Елена", с учетом того, что содержание лицензии соответствует заявке АОЗТ "Елена" и требованиям статьи 12 Закона о недрах (ред. 23.07.1992), объясняется установленными выше фактическими обстоятельствами выдачи уполномоченными органами лицензии АОЗТ "Елена".
Указанные выводы суда апелляционной инстанции суд округа находит правильными и обоснованными, принимая во внимание тот факт, что спорные правоотношения складывались между Ассоциаций "Елена", АОЗТ "Елена" и уполномоченными органами в период отсутствия достаточной правовой определенности, обусловленной как особенностями экономических отношений России того периода, так и тем, что федеральное законодательство, включая законодательство о недропользовании, в 1992-1993 находилось в стадии своего становления.
При этом судом апелляционной инстанции верно указано на отсутствие каких-либо доказательств недобросовестности действий АОЗТ "Елена", направленности его действий на причинение вреда правоотношениям в сфере недропользования.
Соответствующие доводы кассационных жалоб о том, что Ассоциация "Елена" и АОЗТ "Елена" были взаимосвязаны по признаку руководства, соответственно АОЗТ "Елена" должно было быть известно о незаконном получении спорной лицензии Ассоциацией "Елена", не могут быть приняты во внимание, поскольку определяющего значения не имеют. Факт выдачи лицензии Ассоциации "Елена" в отсутствие на то правовых оснований был обусловлен неправомерными действиями уполномоченных государственных органов, в связи с чем основания для возложения негативных последствий на АОЗТ "Елена" за то, что соответствующий орган публичной власти должным образом не исполнял своих обязанностей, отсутствуют.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно указал, что примененная министерством и судом первой инстанции в обоснование досрочного прекращения у ООО "Елена" права пользования недрами статья 17.1 была внесена в Закон о недрах Федеральным законом от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", вступившим в действие с 15.03.1995.
В отсутствие регламентации в 1993 г. в Законе о недрах (ред. 23.07.1992) порядка перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии, не позволяет квалифицировать действия АОЗТ "Елена" по подаче заявке от 26.05.1993 на получение лицензии на пользование недрами, как нарушение статьи 17.1 Закона о недрах, вступившей в действие 15.03.1995.
Принимая во внимание публичный характер рассматриваемых правоотношений, учитывая, что, вопреки доводам кассационных жалоб, досрочное прекращение права пользования недрами вне зависимости от основания ее применения является мерой государственного принуждения, суд округа считает правильным и обоснованным подход, которого придерживался суд апелляционной инстанции при рассмотрения настоящего спора, толкуя все неясности законодательства того периода и сомнения в виновности ООО "Елена" в пользу последнего, как "слабой стороны" в правоотношениях власти и подчинения.
Судом апелляционной инстанции также обоснованно признан ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в отсутствие переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена", последнее не приобрело права пользования спорным участком недр на основании лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, данный вывод суда первой инстанции был сделан без учета применения к правоотношениям пункта 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (ред. 12.08.1996) и с нарушением частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанное обстоятельство не было предметом рассмотрения министерства при принятии оспариваемого распоряжения.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению главы города Карталы Челябинской области от 06.08.1997 N 580 "О преобразовании АОЗТ "Елена" в ОАО "Елена" произошла реорганизация АОЗТ "Елена" путем его преобразования - изменения организационно-правовой формы с акционерного общества закрытого типа на открытое акционерное общество.
Федеральным законом от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", вступившим в действие 15.03.1995, внесена новая статья 17.1 "Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр", где изложены основания перехода права пользования участками недр и порядок переоформления лицензий на пользование участками недр.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах (ред.15.03.1995) право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в случае изменения организационно-правовой формы предприятия - пользователя недрами.
Под организационно-правовой формой предприятия понимается совокупность характеристик, раскрывающих внутреннюю структуру организации, связи между ее отдельными элементами, основания возникновения, изменения и прекращения этих связей есть организационно-
АОЗТ "Елена" было создано как акционерное общество закрытого типа в соответствии с положениями статьи 11 Закона о предприятиях (ред. 25.12.1990).
В дальнейшем в связи с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривалась возможность создания акционерных обществ, в том числе открытых, то есть обществ, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (пункт 1 статьи 97 ГК РФ (ред. 12.08.1996)).
В соответствии со статьей 57 ГК РФ (ред.12.08.1996) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ (ред. от 12.08.1996)). Хозяйственные товарищества и общества одного вида могли преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 68 ГК РФ (ред. 12.08.1996)).
Разъяснение применения указанных норм приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 4, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 02.04.1997 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", где в пункте 6 указано, что не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно - правовой форме юридического лица (акционерных обществ) - закрытых в открытые и открытых в закрытые, в связи с чем изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно - правовая форма не изменяется).
Таким образом, при системном толковании норм части 1 статьи 17.1 Закона о недрах (ред.15.03.1995), пункта 1 статьи 68 ГК РФ (ред.12.08.1996) с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что преобразование АОЗТ "Елена" в ОАО "Елена" 06.08.1997 не являлось реорганизацией юридического лица, а являлось изменением типа общества, что не требовало переоформления лицензии с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена".
На основании изложенного, выводы о том, что на момент выдачи (15.06.1993) уполномоченными органами АОЗТ "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ оно не было зарегистрировано в установленном порядке, являются ошибочными.
В качестве второго основания оспариваемого распоряжения министерство указало на то, что ООО "Елена" нарушено требование части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, запрещающей пересмотр условий пользования недрами при переоформлении лицензии, выразившееся в пересмотре целевого назначения и видов работ, местоположения участка недр, сроков выполнения отдельных видов работ по лицензии, платежей за пользование недрами и в установлении уровня добычи минерального сырья, площади и координат лицензионного участка.
Суд первой инстанции, соглашаясь с министерством, пришел к выводу о том, что при переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в 2001 году, под формальным основанием - изменение организационно-правовой формы ООО "Елена", фактически произошло установление условий новой лицензии.
Признавая данный вывод ошибочным, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением администрации г. Карталы Челябинской области от 29.12.2000 N 1679 зарегистрировано ООО "Елена" в результате реорганизации ОАО "Елена" путем его преобразования в ООО "Елена". В свою очередь, ООО "Елена" 15.02.2001 подало заявку от 13.02.2001 б/н в Комитет природных ресурсов по Челябинской области, где просило в связи с изменением организационно-правовой формы предприятия и изменением назначения добываемого сырья (была лицензия на блочный камень, необходима для добычи сырья на декоративный щебень) произвести переоформление лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на пользование недрами.
В указанный период времени уполномоченными органами с участием недропользователя проходила процедура государственной экспертизы и утверждения запасов Еленинского месторождения облицовочных мраморов в Карталинском районе Челябинской области, которая включала в себя последовательные этапы проверки и анализа геологических данных, полученных в результате предварительной разведки Еленинского месторождения, выполненной Южно-Уральским государственным геологическим предприятияем в 1996-1999 гг., с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2000, а также результатов проходки опытнопромышленного карьера, осуществленного АОЗТ "Елена" в порядке лицензионной деятельности по лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
Из Отчета о результатах предварительной разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов в Карталинском районе Челябинской области, выполненной Южно-Уральским государственным геологическим предприятием в 1996-1999 гг., с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2000, ответственные исполнители Осипова А.И., Болмосов И.А., утвержденного Комитетом природных ресурсов Челябинской области 09.02.2001, следует: работы выполнены на основании технического задания АОЗТ "Елена" от 09.08.1996 и уточненного геологического задания, выданного Комитетом природных ресурсов по Челябинской области от 09.07.1999, на проведение разведки Еленинского месторождения мраморов в рамках целевого назначения 17 А76-23996/2018 лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 00106 ТЭ, выданной АО "Елена" на разведку и добычу мраморов; Еленинское месторождение облицовочных мраморов находится в Карталинском районе Челябинской области, в 5 км к западу от поселка Еленинка и в 12 км к юго-западу от станции Джабык железнодорожной ветки Магнитогорск - Челябинск; составлена ситуационная схема Еленинского месторождения в масштабе 1 : 50 000; установлено, что по физико-механическим параметрам мраморы Еленинского месторождения из-за микротрещиноватости могут быть использованы в качестве строительного и декоративного щебня ; установлена площадь блока подсчета запасов до глубины 50 м - 95 826 кв. м (9,6 га); в основу оконтуривания запасов мраморов положены временные кондиции, результаты аналитических работ, исходные геологические данные, в плане и на разрезах контур запасов определен контуром проектного карьера; контур бортов карьера проведен посредине от скважин, оконтуривающих разведанные запасы, такое построение бортов карьера, относительно подсчитанного контура, позволяет сохранить разведанные запасы, так как в нижней части происходит урезка, а в верхней - прирезка соответствующего объема мраморов, подсчитана площадь карьера по поверхности - 138 300 кв.м (13,8 гектар), отчуждаемая площадь земель для карьера - 14 гектар.
Протоколом от 26.01.2001 N 93 на заседании территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете ресурсов по Челябинской области (государственная экспертиза отчета о результатах разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов_ с утверждением запасов по состоянию на 01.01.2000) рассмотрен Отчет о результатах предварительной разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов в Карталинском районе Челябинской области, выполненной Южно-Уральским государственным геологическим предприятияем в 1996-1999 гг., с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2000, ответственные исполнители Осипова А.И., Болмосов И.А., Комиссией отмечено, что Еленинское месторождение облицовочных мраморов находится в Карталинском районе Челябинской области, в 5 км к западу от поселка Еленинка и в 12 км к юго-западу от станции Джабык железнодорожной ветки Магнитогорск - Челябинск.
По результатам рассмотрения материалов, комиссией принято постановление: об утверждении кондиций для подсчета запасов Еленинского месторождения облицовочных мраморов (пункт 3.1.); об утверждении балансовых запасов мрамора по состоянию на 01.01.2000 в качестве сырья для производства декоративного и строительного щебня по категориям А+В+С1 - 5063,4 тыс.кв.м (пункт 3.2.); о подготовленности месторождения для дальнейшего промышленного освоения (пункт 3.4.); о рекомендации для упорядочения условий недропользования и приведения лицензии на право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.6.): АО "Елена" обратиться в органы, предоставляющие лицензии на право пользования недрами, по поводу переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в связи с изменением организационно-правовой формы; внести изменения в лицензию на право пользования недрами, предоставив недропользователю горный отвод с предварительными границами в контуре утвержденных запасов; установить платежи за недра в размере 3,5% от стоимости добытого минерального сырья; о направлении геологических материалов в Росгеолфонд и ФГУ "Челябинский территориальный фонд геологической информации" (пункта 3.7.).
Протоколом заседания экспертного Совета по лицензированию пользования недрами от 22.03.2001 N 102т о рассмотрении вопроса о переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, приведении содержания лицензии в соответствии с действующим законодательством, уточнении условия пользования недрами, оформлено принятое решение: на основании рекомендаций территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области (протокол от 26.01.2001 N 93) и заявления ООО "Елена" экспертный Совет по лицензированию пользования недрами предложил Комитету по природоресурсному комплексу Челябинской области и Комитету природных ресурсов по Челябинской области МПР России (пункт 2): предоставить ООО "Елена" право пользования участком недр общераспространенных полезных ископаемых для разведки и добычи мраморов на Еленинском месторождении в порядке переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, предоставленной акционерному обществу "Елена", сроком действия до 31.12.2015, в связи с изменением организационно-правовой формы предприятия.
Кроме того, указанным протоколом предложено уточнить условия пользования недрами на Еленинском месторождении: - установить целевое назначение и виды работ - добыча мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении; - установить границы участка недр с географическими координатами N точки сев.широта вост.долгота 1 53° 06' 50" 59° 48' 02" 2 53° 07' 02" 59° 48' 33" 3 53° 06' 48" 59° 48' 48" 4 53° 06' 36" 59° 48' 17" Площадь - 35,3 га. - установить платежи за право пользования недрами при добыче полезных ископаемых в размере 3,5% от стоимости добытого минерального сырья и 7% 19 А76-23996/2018 от объема сверхнормативных потерь; - установить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 5% от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытого полезного ископаемого.
В данном протоколе также указано, что в целях закрепления условий недропользования на Еленинском месторождении, расположенном в Карталинском районе Челябинской области, необходимо заключить с ООО "Елена" лицензионное соглашение в соответствии с условиями пользования недрами, указанными в пункте 2.2. настоящего протокола; содержание лицензии привести в соответствии с действующим законодательством с учетом условий, указанных в пункте 2.2. настоящего протокола.
Комитетом природных ресурсов по Челябинской области 16.05.2001 и Комитетом по природоресурсному комплексу Челябинской области 24.05.2001 в связи с рассмотрением предложения экспертного Совета по лицензированию пользования недрами (протокол 22.03.2001 N 102т) принято решение N 647/ 596: о переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, предоставленной АОЗТ "Елена", на ООО "Елена" в связи с изменением организационно-правовой формы (пункт 1); о приведении содержания лицензии в соответствии с действующим законодательством (пункт 2); считать лицензию ЧЕЛ 00106 ТЭ недействительной с момента регистрации переоформленной лицензии (пункт 3).
В дальнейшем 09.11.2001 лицензией ЧЕЛ 00944 ТЭ ООО "Елена" предоставлено право пользования недрами с целью добычи мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении, расположенном в 5 км западнее п. Еленинка Карталинского района Челябинской области, имеющим статус горного отвода. Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приводятся в приложении 1, 3 к лицензии.
В соответствии с лицензионным соглашением, являющимся приложением 1 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ (подпункт 1.2.1), установлено, что для добычи мраморов на Еленинском месторождении предоставлен участок недр со статусом горного отвода с предварительными границами площадью 12,6 га, обозначенный в приложении 2 контуром с угловыми точками 1 - 4, 1 глубиной 50 м от поверхности (горизонт + 380) в соответствии с контуром подсчета запасов. Приложением 2 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ является ситуационная схема Еленинского месторождения в М 1:5 0000. В указанной ситуационной схеме (в приложении 2 к лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ) имеется каталог географических координат угловых точек лицензионного участка, предоставляемого в пользование и ограниченного угловыми точками 1- 4, 1 с указанием географических координат угловых точек месторождения.
Приложением 3 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ является план испрашиваемого 20 А76-23996/2018 горного отвода Еленинского месторождения в М 1:2000, который является неотъемлемой частью лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ. Площадь указанного лицензионного участка - указана 12,6 га. В частях 1, 3 статьи 12 Закона о недрах (ред.10.09.2001) закреплено содержание существенных условий лицензии, и установлено правило, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В части 2 статьи 17.1 Закона о недрах (ред.10.09.2001) установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что поскольку регистрация ООО "Елена" состоялась 29.12.2000 и государственная экспертиза отчета о результатах разведки Еленинского месторождения проведена 26.01.2001, которая явилась основанием для внесения изменений в лицензионные условия по лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, происходили одновременно, то вывод суда первой инстанции об установлении Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области двух этапов по переоформлению лицензии: сначала переоформление АО "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, а затем внесение изменений в лицензию является ошибочным в связи с тем, что на момент перехода права пользования недрами и переоформления лицензии на ООО "Елена" (09.11.2001) были утверждены и поставлены на баланс Российской Федерации новые геологические данные о Еленинском месторождении.
При рассмотрении данного вопроса значение имеет тот факт, что именно лицензирующие органы - Комитет природных ресурсов по Челябинской области и Комитет по природоресурсному комплексу Челябинской области приняли совместное решение от 16.05.2001 N 647 и от 24.05.2001 N 596 об одновременном изменении лицензионных условий, соответствующих геологическим данным, и переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ на правопреемника недропользователя - ООО "Елена".
Анализируя путем сопоставления полученных геологических данных в результате разведки Еленинского месторождения, прошедших государственную экспертизу, оформленную протоколом от 26.01.2001 N 93 Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области, а также сведений, изложенных в решении экспертного Совета по лицензированию пользования недрами (протокол от 22.03.2001 N 102т), с содержанием лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о полном их соответствии и отсутствии каких-либо противоречий: изменение целевого назначения и видов работ: в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ - детальная разведка с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычей, а в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ - добыча мраморов для производства декоративного и строительного щебня обусловлено выводом Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области о подготовке месторождения для дальнейшего промышленного освоения (пункт 3.4.); изменение площади участка недр: в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ - площадь не определена, а в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ - площадь предварительного горного отвода составляет 12,6 га также соответствует выводу Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области о предварительных границах горного отвода, которые равны границам контура утвержденных запасов, то есть 13,8 гектар (пункт 3.6); изменение местоположения и координат участка недр: в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ - координаты участка не определены, указано, что участок недр расположен в 3 км к западу от пос. Еленинский, а в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ указано - в 5 км западнее п. Еленинка Карталинского района Челябинской области и координаты лицензионного участка, что также полностью соответствует выводу Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области о месте нахождения лицензионного участка и пункту 2.2. решения экспертного Совета по лицензированию пользования недрами, где указаны географические координаты горного отвода, предоставленного ООО "Елена"; указание в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ условий пользования недрами (о сроках выполнения отдельных видов работ, о платежах за пользование недрами, об установлении уровня добычи минерального сырья), которых не было в предшествующей лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, полностью соответствует пункту 2.2 решения экспертного Совета по лицензированию пользования недрами.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции об установлении новых ошибочных координат при переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ и ошибочной площади участка недр 12,6 га, которая должна была соответствовать площади контура утвержденных запасов, составляющей 9,5 га, произошло по вине ООО "Елена" противоречат установленным фактическим обстоятельствам по делу.
Таким образом, одновременное переоформление уполномоченными органами лицензии с изменением лицензионных условий обусловлено совпадением во времени двух событий: реорганизации недропользователя (29.12.2000) и прохождение государственной экспертизы геологических данных, полученных в результате разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов и утверждением запасов по состоянию на 01.01.2000, а установление лицензионных условий в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ таких как - целевое назначение и виды работ, местоположение участка недр, сроки выполнения отдельных видов работ по лицензии, платежи за пользование недрами, уровень добычи минерального сырья, площади и координат лицензионного участка произведено лицензирующими органами, относится к их публичным полномочиям, что исключает возможность недропользователя влиять на их содержание.
Довод общества "Феникс" о том, что судом апелляционной инстанции неправомерно принята в качестве доказательства по делу копия Выписки N 2 из протокола N 102т от 22.03.2001 заседания экспертного Совета по лицензированию пользования недрами, поскольку данный документ не отвечает признаками достоверного доказательства, суд округа отклоняет, поскольку о фальсификации данного документа заявлено не было, равно как, достоверность указанного документа не опровергнута иными доказательствами.
Кроме того, в период переоформления и внесения изменений в лицензию (с 26.01.2001 по 09.11.2001) пункт 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах (ред.10.09.2001) не предусматривал обязанность прекращения права пользования недрами в случае нарушения условий перехода права пользования участком недр и переоформлении лицензии при реорганизация юридического лица, кроме только случая реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае, правомерные действия ООО "Елена" по направлению заявки от 15.02.2001 о переоформлении и изменении условий лицензии, которые были рассмотрены ее переоформлением с указанием актуальных лицензионных условий (09.11.2001), не могли быть квалифицированы министерством как нарушение требований абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, равно как и не могли явиться основанием для досрочного прекращения права пользование недр, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах, ввиду того, что указанные нормы в указанные периоды времени не действовали.
Таким образом, министерством нарушен общеправовой принцип применения юридической ответственности - применение ответственности, действующей на момент совершения правонарушения, то есть противоправного и виновного деяния, который исключает возможность применения вновь установленных санкций к ранее сложившимся правоотношениям и совершенным деяниям, иными словами - если при изменении законодательства ранее совершенное может быть квалифицировано как нарушение, то субъект не несет ответственность.
Кроме того суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что при рассмотрении настоящего спора следует учитывать обстоятельства, установленные обстоятельства решениями Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2016 по делу N А76-10978/2015 от 08.12.2015, по делу N А76-26758/2014.
Данный вывод является обоснованным, с учетом того, что ни одно из обстоятельств, установленных при рассмотрении названных дел, не было предметом рассмотрения министерства при принятии оспариваемого распоряжения, а суд первой инстанции в нарушение частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил, таким образом, основания принятого распоряжения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции соглашается с судом апелляционной инстанции о том, что оспариваемое распоряжение министерства принято в отсутствие со стороны ООО "Елена" установленных нарушений обязательных требований в сфере недропользования, что исключало применение к лицензиату такой меры государственного принуждения как досрочное прекращение права пользования участком недр.
Помимо изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Как усматривается из материалов дела, процедура досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленного ООО "Елена" была начата министерством исключительно по инициативе общества "Феникс", находящегося в длительном хозяйственном конфликте с обществом "Елена" по поводу наложения границ недропользования на смежных участках. Представителями общества "Феникс" также не оспаривается то обстоятельство, что целью обращения с жалобой в министерство являлось лишение ООО "Елена" спорного права недропользования, и соответственно, удовлетворение собственных интересов как хозяйствующего субъекта.
В свою очередь, министерство, в чьи непосредственные обязанности входит защита публичных интересов в сфере недропользования, в течение длительного периода времени (более 15 лет) претензий к ООО "Елена" как лицензиату не предъявляло ни по поводу неправомерности получения лицензии АОЗТ "Елена" в 1993 году, ни относительно переоформления лицензии в 2001 году. Доводы министерства о ничтожности административных актов направлены на опровержение своего собственного поведения (соответствующих полномочных органов) по выдаче, переоформлению лицензий и иных действий, совершенных в период с 1993-2018год.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что все вышеуказанные действия, которые оспариваемым ненормативным правовым актом вменены ООО "Елена" как нарушения, совершены непосредственно самим органом государственной власти, суд кассационной инстанции находит поведение министерства в рассматриваемой ситуации противоречивым и непоследовательным, и, соответственно, нарушающим разумные ожидания лицензиата, полагающего, что при отсутствии каких-либо претензий лицензионного органа осуществляемая им в течение длительного срока деятельность подразумевается законной и не вызывающей нареканий.
Подход, примененный судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, суд округа находит исключительно формальным, не обеспечивающим достижение задач арбитражного судопроизводства, установленных статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, постановление апелляционного суда следует признать законным.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 по делу N А76-23996/2018 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области и акционерного общества "Феникс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества "Феникс" о том, что судом апелляционной инстанции неправомерно принята в качестве доказательства по делу копия Выписки N 2 из протокола N 102т от 22.03.2001 заседания экспертного Совета по лицензированию пользования недрами, поскольку данный документ не отвечает признаками достоверного доказательства, суд округа отклоняет, поскольку о фальсификации данного документа заявлено не было, равно как, достоверность указанного документа не опровергнута иными доказательствами.
Кроме того, в период переоформления и внесения изменений в лицензию (с 26.01.2001 по 09.11.2001) пункт 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах (ред.10.09.2001) не предусматривал обязанность прекращения права пользования недрами в случае нарушения условий перехода права пользования участком недр и переоформлении лицензии при реорганизация юридического лица, кроме только случая реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае, правомерные действия ООО "Елена" по направлению заявки от 15.02.2001 о переоформлении и изменении условий лицензии, которые были рассмотрены ее переоформлением с указанием актуальных лицензионных условий (09.11.2001), не могли быть квалифицированы министерством как нарушение требований абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, равно как и не могли явиться основанием для досрочного прекращения права пользование недр, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах, ввиду того, что указанные нормы в указанные периоды времени не действовали.
Таким образом, министерством нарушен общеправовой принцип применения юридической ответственности - применение ответственности, действующей на момент совершения правонарушения, то есть противоправного и виновного деяния, который исключает возможность применения вновь установленных санкций к ранее сложившимся правоотношениям и совершенным деяниям, иными словами - если при изменении законодательства ранее совершенное может быть квалифицировано как нарушение, то субъект не несет ответственность.
Кроме того суд апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что при рассмотрении настоящего спора следует учитывать обстоятельства, установленные обстоятельства решениями Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2016 по делу N А76-10978/2015 от 08.12.2015, по делу N А76-26758/2014."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2020 г. N Ф09-8714/18 по делу N А76-23996/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5096/2021
02.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8714/18
25.05.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-19577/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23996/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23996/18
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23996/18
28.01.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8714/18
08.10.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12398/18