Екатеринбург |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А60-63242/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Горжилстрой" (далее - Специализированный застройщик "Горжилстрой", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2020 по делу N А60-63242/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А60-63242/2019, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Специализированного застройщика "Горжилстрой" - директор Мацук А.А. (решение общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Горжилстрой" от 19.04.2020), представитель Алтунина И.В. (доверенность от 09.01.2020);
Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга (далее - Департамент, заинтересованное лицо) - Шевцова О.С. (доверенность от 11.09.2020 N 12/05/2111-25).
Специализированный застройщик "Горжилстрой" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства от 02.08.2019, обязании предоставить заявителю решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства "Жилой комплекс переменной этажности со встроенными помещениями подземной автостоянкой по улице Ботанической в Кировском районе города Екатеринбурга" для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство строительства и развития инфраструктуры).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Специализированный застройщик "Горжилстрой", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Как считает заявитель, судами при рассмотрении спора не принято во внимание, что застроенная территория находится в зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2), в период действия Правил землепользования и жилой застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48 (далее - Правила землепользования и жилой застройки N 68/48), градостроительный регламент Ц-2 содержал параметры в части этажности жилой застройки - до 16 этажей, по состоянию на настоящее время действуют Правила землепользования и жилой застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 19.06.2018 N 22/83 (далее - Правила землепользования и жилой застройки N 22/83), в рамках которых градостроительный регламент Ц-2 изменен и содержит параметры в части этажности жилой застройки - до 100 м, тогда как представленные на согласование изменения в проектную документацию касаются увеличения этажности жилой застройки до 25 этаже, что не противоречит актуальным Правилам землепользования и жилой застройки N 22/83, и запроектированная площадь квартир (21410 кв. м) осталась неизменной. Учитывая, что пункт 12 статьи 18 Правил землепользования и жилой застройки N 22/83 допускает внесение изменение в документы территориального планирования путем корректировки и утверждения их отдельных частей, заявитель настаивает на незаконности оспариваемого отказа Департамента в предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства. Помимо этого заявитель указывает, что решение по существу спора принято судами без учета мнения Министерства строительства и развития инфраструктуры относительно возможности соответствующей корректировки проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Ботанической - Мира - Первомайской - Гагарина.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Екатеринбурга со Специализированным застройщиком "Горжилстрой" заключен договор о развитии застроенной территории от 25.02.2015 N 7-23-Р, на основании которого заявителю предоставлены земельные участки с кадастровым номером 66:41:0704014:602 (площадь 1890 кв. м) и с кадастровым номером 66:41:0704014:603 (площадь 1537 кв. м) по адресу: Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Ботаническая.
Застроенная территория находится в зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2).
Министерством строительства и развития инфраструктуры заявителю выдано разрешение от 24.12.2018 N RU 66302000-1419-2018 на строительство односекционного жилого дома со встроенными офисными помещениями по ул. Ботанической в г. Екатеринбурге.
Проектная документация по застройке была подготовлена обществом с ограниченной ответственностью "Альтек проект строй".
В связи с внесением изменений в проектную документацию (увеличение этажности жилого дома до 25 этажей) 05.07.2019 Специализированный застройщик "Горжилстрой" обратился в Департамент с заявлением по вопросу предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства "Жилой комплекс переменной этажности со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по улице Ботанической в Кировском районе города Екатеринбурга" для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанное заявление 11.07.2019 было рассмотрено на заседании Архитектурно-градостроительной комиссии при Администрации города Екатеринбурга.
Письмом от 02.08.2019 N 2113-19/003/4882 Департамент, сославшись на заключение Комиссии, отказал в согласовании архитектурно- градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства, указав в качестве правового основания для отказа на подпункты 2, 4 пункта 16 Административного регламента "Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23.08.2016 N 1694.
Фактическими основаниями отказа явились: непредставление правоустанавливающих документы на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0704014:567, 66:41:0704014:568, 66:41:0704014:11; несоответствие архитектурного решения проектируемых объектов капитального требованиям, установленным утвержденной документацией по планировке и межеванию территории в части превышения предельных параметров, а именно: количества этажей (на 6 этажей) и общей площади квартир (на 3132,87 кв. м).
Заявителю рекомендовано: доработать графические материалы, включенные в состав эскизного проекта, указав площадь придомовых территорий различного функционального назначения (для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой) в экспликации зданий и сооружений, расположенной на листе генерального плана; пересмотреть объемно-планировочное решение проектируемого объекта капитального строительства, его архитектурное решение и технико-экономические показатели, приведя их в соответствие с расчетными параметрами проектируемой жилой застройки.
Полагая, что отказ в согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Специализированный застройщик "Горжилстрой" обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности возлагается на последнего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Из системного толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации (пункта 1 статьи 263, пункта 2 части 1 статьи 40) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункта 1 статьи 1, пункта 4 части 1 статьи 3) следует обязанность субъектов градостроительной деятельности осуществлять свою деятельность в соответствии с принятыми документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территорий.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета, интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы,
связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников, на что верно указано судами.
Правила землепользования и застройки являются документом, которым конкретизируются задачи по развитию территории, установленные в документах территориального планирования (генеральном плане), путем установления предельных (минимальных и максимальные) параметров разрешенного строительства в отношении территорий, отнесенных к территориальным зонам.
В статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (часть 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки включает в себя, в частности, положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно- делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
С учетом изложенного, судами верно указано, что именно на стадии принятия документации по планировке территории (проекта планировки территории проекта межевания территории) устанавливаются конкретные требования к планируемым к строительству объектам капитального строительства, с учетом положений документов территориального планирования, градостроительного зонирования.
Установленные документацией по планировке территории (проектом планировки и проектом межевания) требования о параметрах застройки территории и характеристиках объектов капитального строительства, являются безусловными градостроительными ограничениями, обязательными к исполнению при проектировании и строительстве объектов капитального строительства.
Данное обстоятельство следует из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей требование о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительного регламента, проектом планировки территории и проектом межевания территории.
В соответствии с частью 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2. настоящего Кодекса (часть 7 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 данной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Обязательством застройщика по договору развития застроенной территории в силу пункта 3 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является, в частности, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенным условием договора является, в том числе, обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки.
При исследовании фактических обстоятельств дела судами установлено, что Администрацией города Екатеринбурга со Специализированным застройщиком "Горжилстрой" заключен договор о развитии застроенной территории от 25.02.2015 N 7-23-Р, существенным условием которого является исполнение требований проекта планировки и проекта межевания территории в квартале улиц Ботанической - Мира - Первомайской - Гагарина, утвержденных приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 09.06.2017 N 644-П (далее - Приказ N 644-П), содержащихся в приложении к приказу N 8 "Характеристика проектируемых объектов капитального строительства в соответствии с проектом планировки территории".
Соответствие проектной документации на объекты капитального строительства требованиям Приказа N 544 и приложений к нему являются обязательным к исполнению для заявителя.
Согласно приложению N 8 предельное количество этажей составляет 19 (условные номера земельных участков в соответствии со схемой межевания территории - 1, 2); показатель общей площади квартир согласно приложению N 8 составляет 6663, 93 кв. м и 11376,7 кв. м.
Как выявлено судами, из представленного заявителем на рассмотрение комиссии эскизного проекта (шифр 31-01-17-ЭП) следует, что количество этажей проектируемого жилого дома (секции 1А, 1Б, 1В) составляет 25 этажей; показатель общей площади квартир секции 1А, расположенной на земельном участке с условным номером 1, составляет 9274, 8 кв. м, секций 1Б и 1В, расположенных на земельном участке с условным номером 2, составляет 11898,7 кв. м, что не соответствует приложению N 8 к Приказу N 644; несоответствие показателя "общая площадь квартир" является следствием увеличения количества этажей проектируемых жилых домов.
В пункте 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23.08.2016 N 1694 установлены основания отказа в предоставлении решения о согласовании, перечень которых является закрытым.
Основанием для отказа является несоответствие заявителя категориям заявителей, указанным в пункте 2 Регламента (подпункт 2); несоответствие параметров объекта требованиям, содержащимся в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, документации по планировке территории, а также нормативам градостроительного проектирования (подпункт 4).
Установив, что указанные в приложении N 8 характеристики объектов являются предельными, при этом указанные в эскизном проекте проектируемые жилые дома по показателям "этажность" и "общая площадь квартир" не соответствуют указанным в приложении N 8 к Приказу N 644, помимо этого не представлены документы, подтверждающие статус правообладателя земельных участков, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося объекта капитального строительства соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Вопреки утверждениям заявителя в кассационной жалобе, в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.
Доводы заявителя о соответствии изменений в проектную документацию требованиям статьи актуальным Правилам землепользования и жилой застройки N 22/83 были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены исходя из того, что формальное соответствие изменений в проектную документацию по предельной высоте многоквартирных домов в территориальной зоне Ц-2 не исключает действие ограничений, установленных документацией по планировке территории, соблюдение которой является существенным условием договора развитии застроенной территории от 25.02.2015.
Ссылки заявителя на пункт 12 статьи 18 Правил землепользования и жилой застройки N 22/83 также были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены исходя из того, орган местного самоуправления (применительно к настоящему спору - Департамент) не наделен полномочиями по внесению изменений в нормативный акт, принятый органом государственной власти Свердловской области (Приказ N 644).
Довод заявителя о не рассмотрении судами вопроса о наличии у него права на внесение корректировок в проект планировки территории и противодействии органов местного самоуправления реализации им этого права судом округа отклоняется, поскольку с указанным требованием заявитель не обращался.
В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец самостоятельно реализует право на иск и определяет свое требование к ответчику.
Иные доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права и с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления отклоняются как несостоятельные.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2020 по делу N А60-63242/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Горжилстрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязательством застройщика по договору развития застроенной территории в силу пункта 3 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является, в частности, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенным условием договора является, в том числе, обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2020 г. N Ф09-5344/20 по делу N А60-63242/2019