Екатеринбург |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А71-13371/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кангина А.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тензор-Удмуртия" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.01.2020 по делу N А71-13371/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по тому же делу,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель филиала N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - Коровина Т.В., действующая по доверенности от 01.01.2020 N 11; предъявлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - пенсионный фонд) от 12.07.2019 N 019V12190000117.
Определением суда от 12.04.2019 заявление принято к производству, делу присвоен N А71-13371/2019.
Также общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения филиала N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике от 16.08.2019 N 34.
Определением суда от 13.04.2019 заявление принято к производству, делу присвоен N А71-14843/2019.
Определением суда от 04.10.2019 судом произведена замена ненадлежащего ответчика на государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд социального страхования).
Определением суда от 29.10.2019 дела N А71-14843/2019 и N А71-13371/2019 объединены в одно производство.
Решением суда от 23.01.2020 (судья Зорина Н.Г.) требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 12.07.2019 N 019V12190000117 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 10584 руб. 82 коп. Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики устранить нарушение прав и законных интересов общества. Признано незаконным решение государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - от 16.08.2019 N 34, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тензор-Удмуртия", в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 4323 руб. 38 коп. Суд обязал фонд социального страхования устранить нарушение прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований, требования удовлетворить полностью. Заявитель ссылается на нарушение судами пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие материалам дела вывода о необоснованном применении обществом в 2016 году пониженного тарифа страховых взносов. Заявитель настаивает, что им соблюдены все условия, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ).
Оспоренными решениями заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде взыскания штрафов в размере 105 848 руб. 23 коп., 43 233 руб. 78 коп., начислены пени, также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 529 241 руб. 16 коп., 216 168 руб. 92 коп. Вывод административных органов о неправомерном применении заявителем пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного подп. "я.7" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, основаны на отсутствии документального подтверждения осуществления льготируемого вида деятельности.
Суды признали данный вывод доказанным, но при этом снизили размер штрафа ввиду наличия обстоятельств, смягчающих ответственность общества.
В 2016 году отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также страховые взносы), регулировались нормами Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 федерального закона N 212-ФЗ общество являлось плательщиком страховых взносов, производящим выплаты физическим лицам. В статье 12 Федерального закона N 212-ФЗ установлены применяемые тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 58 Федерального закона N212-ФЗ, установлены частью 2 статьи 58 данного Закона.
В соответствии с подпунктом "я.7" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части. Согласно пункту 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п утверждены Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядок их заполнения (форма РСВ-1 ПФР). Согласно пункту 20 Порядка заполнения подраздел 3.2 форм РСВ-1 заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ: я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (код ОКВЭД 72), за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст, код ОКВЭД 72 - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, включает в себя: 72.1 консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники; 72.10 консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники; 72.2 разработка программного обеспечения и консультирование в этой области; 72.20 разработка программного обеспечения и консультирование в этой области; 72.3 обработка данных; 72.30 обработка данных; 72.4 деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; 72.40 деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; 72.5 техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники; 72.50 техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники; 72.6 прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, 72.60 прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
Как установлено судами, с 18.12.2009 общество применяет УСНО, основным видом экономической деятельности является "консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники" (ОКВЭД 72.1). Дополнительными видами заявлены "разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" (ОКВЭД 72.2), "прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий" (ОКВЭД 72.6).
Согласно действующему в проверяемый период Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), принятому и введенному в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, группировка 72, в состав которой входят указанные заявителем подгруппы 72.1, 72.2, 72.6, включает: - консультации по вопросам, связанным с приобретением, модернизацией, эксплуатацией организациями и учреждениями средств вычислительной техники, в том числе управленческих вычислительных систем: - определение потребности организации в вычислительных ресурсах; - разработку планов приобретения вычислительной техники для организации; - консультации по вопросам поставки аппаратных средств вычислительной техники; - консультации по вопросам поставки программного обеспечения функционирования аппаратных средств; - консультации по вопросам обеспечения безопасности вычислительных систем - аудит деятельности организации по вопросам, связанным с использованием средств вычислительной техники; - прочие консультации по вопросам приобретения, модернизации, эксплуатации средств вычислительной техники.
Эта группировка (72.1) не включает консультации по техническим вопросам, связанным с использованием вычислительных систем (см. 72.22.11).
Подгруппа 72.2 "обеспечение программное, компьютерные базы данных и услуги по их производству", включает код 72.21 "обеспечение программное, компьютерные базы данных и услуги по их производству"; 72.21.1 "обеспечение программное и услуги, связанные с его производством".
Эта группировка (72.2) не включает: - услуги по оптовой торговле программным обеспечением через агентов (см. 51.14.11.130); - услуги по оптовой торговле программным обеспечением без посредников (см. 51.84.10); - услуги по розничной торговле готовыми программными пакетами (см. 52.48.13.120); - услуги по разработке программных средств на заказ или модификации стандартных программных пакетов для удовлетворения специфических потребностей пользователя (см. 72.22.12).
Группировка 72.6 "услуги, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочие" включает: - разработку и поддержку информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления; - разработку и поддержку диагностических и экспертных систем, систем для научных исследований; - услуги, связанные с созданием информационных систем и автоматизированных систем управления, системной интеграцией; - услуги, связанные с созданием информационных ресурсов сети Интернет и предоставлением на этой основе информационных услуг; - услуги, связанные с предоставлением услуг информатизации, не включенные в другие группировки.
Эта группировка не включает обучение пользованию вычислительной техникой (см. 80).
В подтверждение осуществления льготируемых видов деятельности обществом представлены договоры от 01.01.2015 N 14, 15, заключенные с обществами с ограниченной ответственностью "СБИС" и "Партнер СБиС", на использование программных продуктов "СБиС++Электронная отчетность". Согласно указанным договорам лицензиар (ООО "СБИС", ООО "Партнер СбиС") обязуются предоставлять агенту (обществу) на основании лицензионного договора от 25.11.2013 N 74 между ООО "Компанией "Тензор" г. Ярославль и ООО "СБИС" г. Ярославль, ООО Партнер СбиС" г. Кострома в соответствии с заказами за вознаграждение неисключительные права на использование (далее лицензии) и распространение программных продуктов "СбиС++Электронная отчетность" на территории Удмуртской Республики. Перечень предоставляемых неисключительных прав (типов лицензий) определяется лицензиарами и доступен на web-интерфейсе www.wi.tensor.ru. При передаче указанных прав агенту также предоставляются материальные носители ПП, документация и другие принадлежности ПП в виде инсталляционных комплексов программного продукта (пункты 1.1 договоров). Агент обязуется осуществлять процедуру идентификации и регистрации сублицензиатов в "Системе передачи отчетности" согласно условиям настоящего договора. Под "Системой передачи отчетности" в настоящих договорах подразумевается система по обмену открытой и конфиденциальной информацией между государственными органами и конечным клиентом в рамках системы передачи налоговой, бухгалтерской, статистической и прочей отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пункты 1.2 договоров). Лицензиар обязуется предоставить агенту права на использование ПП (лицензии) согласно условиям договора, а также право на распространение неисключительных прав на ПП путем реализации в пределах разрешенной территории (пункты 2.1.1 договоров).
Заявителем также заключены сублицензионные договоры с различными юридическими лицами (пользователями). В соответствии с сублицензионными договорами общество (лицензиат) обязуется передать, а сублицензиат (пользователь) обязуется принять и оплатить неисключительные права использования программы (пункты 1.1 сублицензионных договоров).
Административный орган исходил из того, что акты приёма-передачи к сублицензионным договорам содержат указание, что лицензиат передал, а а сублицензиат принял неисключительные права с наименованием программного продукта(право использования), количества переданных прав и стоимости за право использования программного продукта. При этом ни сублицензионнные договоры, ни акты приёма-передачи не содержат указания, что заявителем предоставлялись прочие услуги, связанные с программным обеспечением либо заявителем предоставлялись прочие услуги в области информатики, поименованные в вышеуказанных нормативных документах, и за эти услуги заявитель получал доход. Также установлено, что заявитель (принципал) в свою очередь заключает агентские договоры с агентами на реализацию от имени и за счёт принципала товаров, работ, услуг. Принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Административный орган пришёл к выводу, что заявителем не представлено документальное подтверждение осуществление деятельности, относящейся к коду 72.1. Деятельность заявителя квалифицирована как относящаяся к коду 74.84, включающему деятельность агентов и агентств, связанную с авторскими правами, патентами, лицензиями.
Административный орган также проанализировал организационные документы заявителя, регламентирующие взаимодействие с партнёрами, составленный заявителем расчёт доли доходов за 2016 год по видам деятельности, и установил, что заявитель не подтвердил получение дохода от оказания прочих услуг, относящихся к кодам 7.1, 7.2, 7.6.
Суды признали достаточными представленные административным органом доказательства.
Заявитель в кассационной жалобе выражает несогласие с оценкой судами представленных доказательств, считая, что судами не дано толкование условиям договоров. Однако само по себе толкование условий договоров не является достаточным для вывода о фактическим осуществлении льготируемой деятельности. Нормативного обоснования для иного вывода относительно осуществлённой в 2016 году деятельности заявитель не приводит.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены судебных актов и удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.01.2020 по делу N А71-13371/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тензор-Удмуртия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.