Екатеринбург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А47-14725/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кангина А.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта" (далее - общество, ООО "УКЖФ "Дельта", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2020 по делу N А47-14725/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) о признании недействительным решения от 30.09.2019 N 1353.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своих требований заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что решение от 30.09.2019 N 1353 об исключении сведений из реестра лицензий Оренбургской области вынесено на основании того, что обществом дважды в течение 12 месяцев привлечено к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, которые отнесены к грубым нарушениям. При этом день совершения административного правонарушения, по которому ООО "УКЖФ "Дельта" привлечено к административной ответственности (Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2018 по делу N 47-14853/2018) приходится на 05.10.2018, так как техническая документация должна была быть передана ООО "УКЖФ "Дельта" в адрес товарищества собственников недвижимости "Заречное" не позднее 04.10.2018. Указывает на постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами" (далее - постановление N 1090), где пунктом 4(2) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (в редакции постановления N 1090; далее - Положение о лицензировании) применяется по истечении 10 дней со дня вступления в силу названного постановления N 1090, которое вступило в силу с 26.09.2018, отмечая, применение пункта 4(2) названного положения в редакции постановления N 1090 с 06.10.2018. Таким образом, на момент совершения административного правонарушения 05.10.2018, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), положения пункта 4(2) Постановления о лицензировании в новой редакции еще не действовали.
Общество считает, что судами неправомерно отказано в применении положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ. Отмечает, что в рассматриваемой ситуации законом смягчающим или отменяющим административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, будет редакция Положения о лицензировании, действующая до 06.10.2018.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает на то, что оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "УКЖФ "Дельта" осуществляла деятельность по управлению 51 многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным в г. Оренбурге, на основании лицензии от 25.12.2015 N 00183.
В результате мониторинга информации о привлечении лицензиатов к административной ответственности специалистами отдела контроля требований к управлению МКД и лицензирования ГЖИ по Оренбургской области выявлено, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2018 по делу N А47-14853/2018 (протокол об административном правонарушении от 26.11.2018) ООО "УКЖФ "Дельта" привлечено к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с непередачей технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений в МКД и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации МКД и управления им, ТСН "Заречное", в виде штрафа в размере 10 000 руб. Решение вступило в законную силу 14.01.2019. Оплата штрафа произведена обществом 09.07.2019.
В ходе мониторинга административным органом установлены обстоятельства признания виновным ООО "УКЖФ "Дельта" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, за отказ от передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением спорным домом документов, технических средств и оборудования на МКД, в виде штрафа в размере 300 000 руб. (постановление от 22.04.2019 N 38/01-51-2019 ГЖИ по Оренбургской области), оспариваемое обществом в Ленинский районный суд г. Оренбурга суд, оставленное решением от 22.07.2019 без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 24.08.2019.
Начальником отдела контроля требований к управлению МКД и лицензирования Ильенко С.А., со ссылкой на часть 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), оформлена служебная записка о выявленных грубых нарушениях лицензионных требований ООО "УКЖФ "Дельта", по результатам рассмотрения которого инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 N 1353 об исключении сведений из реестра лицензий Оренбургской области об управлении ООО "УКЖФ "Дельта" в отношении МКД, расположенных по адресам: г. Оренбург, ул. Авиационная, д. 14/1, ул. Амурская, д. 2, 2/1, 4, 4/1, 6/2, ул. Беляевская, д. 21, 23, 39/1, 47, 49, 51а, 53, 57, 57/2, 59, 59/1, ул. Даля, д. 1, 3, 5, ул. Заречная, д. 2, 18/1, 18/2, ул. Зауральная, д. 4, ул. Илекская, д. 80, 82, ул. Новоселов, д. 2, 4, 12, ул. Плещеева, д. 1б, 5, ул. Смоленская, д. 34, ул. Тобольская, д. 59, ул. Центральная, д. 3-3а, 3/1, 3/2, 3/3, 5, 5а, 13а, 14, 16, 16/1, 17/2, 18, 19, 20б, 21, 23, 25.
Полагая, что указанное решение является недействительным, нарушает права и законные интересы, ООО "УКЖФ "Дельта" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из соответствия оспариваемого решения нормам действующего законодательства, отсутствия нарушений прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ, в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностным лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Постановлением N 1090 внесены изменения в Положение о лицензировании, в частности, в пункт 4(2) которого указано на то, что при повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в", "е", "ж" пункта 4(1) данного Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
В силу подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований отнесено - нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 данного Положения, в части отказ от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
Судами из материалов дела установлено, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.12.2018 по делу N А47-14853/2018 ООО "УКЖФ "Дельта" признано виновным в совершении административного правонарушения (не передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию-входящему в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Решение вступило в законную силу 14.01.2019. Оплата штрафа произведена обществом 09.07.2019.
Материалами дела подтверждено, что постановлением от 22.04.2019 N 38/01-51-2019 инспекции общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выразившееся в отказе от передачи технической и иной документации на многоквартирный дом, что согласно действующему жилищному законодательству является грубым нарушением лицензионных требований. Указанное постановление ГЖИ решением Ленинского районного суда г. Оренбург от 22.07.2019 по делу N 12-465/2019 признано законным.
При установленных обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что лицензиатом в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, суды сделали обоснованный вывод о законности решения инспекции от 30.09.2019 N 1353 по исключению сведений о МКД из реестра лицензий Оренбургской области, находящихся в управлении ООО "УКЖФ "Дельта", как соответствующее требованиям части 5.2 статьи 198 ЖК РФ.
Доказательств нарушения прав и законных интересов оспоренным решением и действиями ГЖИ по Оренбургской области, обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного судами правомерно отказано ООО "УКЖФ "Дельта" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу фактически выражает несогласие общества с выводами судов обеих инстанций, с толкованием судами положений КоАП РФ, законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не является основанием для отмены законных и обоснованных судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.01.2020 по делу N А47-14725/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждено, что постановлением от 22.04.2019 N 38/01-51-2019 инспекции общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выразившееся в отказе от передачи технической и иной документации на многоквартирный дом, что согласно действующему жилищному законодательству является грубым нарушением лицензионных требований. Указанное постановление ГЖИ решением Ленинского районного суда г. Оренбург от 22.07.2019 по делу N 12-465/2019 признано законным.
При установленных обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что лицензиатом в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, суды сделали обоснованный вывод о законности решения инспекции от 30.09.2019 N 1353 по исключению сведений о МКД из реестра лицензий Оренбургской области, находящихся в управлении ООО "УКЖФ "Дельта", как соответствующее требованиям части 5.2 статьи 198 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2020 г. N Ф09-5397/20 по делу N А47-14725/2019
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5397/20
01.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3856/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14725/19
17.01.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18348/19
26.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18350/19
19.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17435/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14725/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14725/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14725/19
03.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14725/19