Екатеринбург |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А34-15929/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Васильченко Н. С., Абозновой О. В.,
при ведении протокола судебного заседания, проведенного посредством систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бабановым И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Макфа" (далее - общество "Макфа") на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2020 по делу N А34-15929/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители
общества "Макфа" - Суслов Артем Валерьевич (доверенность N 645 от 01.01.2019, доверенность N 20 от 27.11.2018);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Денисова И.А. (доверенность от 19.12.2017, доверенность от 28.04.2018).
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу "МАКФА" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 18.06.2019 N 3/151 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, изложив:
пункт 11 договора в следующей редакции: "Сроки на уборку вагонов с выставочного пути N 9 Пользователя в течение 24 часов после окончания приемо-сдаточных операций при наличии в передаваемой группе не принятых Перевозчиком вагонов - в течение 24 часов с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке";
пункт 15.3 договора в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, по ставкам договорного тарифа.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику развернутой длиной - 2,7257 км, начисляется ежесуточно по согласованной ставке договорного тарифа в размере 3343 рубля (без учета НДС) за 1 километр в сутки, в сумме 9112,02 рубля в сутки (без учета НДС - 20%), кроме того НДС - 20% в размере 1822,40 рублей, итого с НДС - 20% в сумме 10934,42 рублей в сутки.
При индексации и измерении размера платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, стороны вносят изменения в договор путем подписания дополнительного соглашения к договору".
Первое предложение пункта 17.5 договора в следующей редакции: "При изменении размеров штрафа, сборов и платы, установленных нормативными актами Российской Федерации, опубликованными средствами массовой информации, стороны принимают их к исполнению со дня введения без внесения изменений в условия действующего договора".
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением суда апелляционной инстанции, общество "Макфа" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Общество "Макфа" не согласно в части урегулирования судами разногласий по пункту 15.3 договора, ссылаясь на чрезмерную обременительность и необоснованность ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, а также указывая, что истец экономически не обосновал и документально не доказал ставку платы в размере 3 343 руб./км/сут. Кроме того, общество "Макфа" обращает внимание, что согласно условиям действующего спорного договора (пункт 17.8) в пределах занимаемой территории ответчик самостоятельно несет расходы по содержанию путей необщего пользования.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в целях заключения договора на подачу и уборку вагонов на новый срок ОАО "РЖД" (перевозчик) в соответствии с пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей "необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, зарегистрированных в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764, разработало и представило ответчику АО "Макфа" проект договора от 18.06.2019 N 3/151 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования принадлежащий ОАО "РЖД" при станции Курган Южно-Уральской железной дороги, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2725,70 метра (пункт 3 договора).
При заключении данного договора между сторонами возникли разногласия в части:
пункта 11 договора - условия о порядке уборки вагонов.
Согласно спорному условию пункта 11 договора в редакции ОАО "РЖД": "Сроки на уборку вагонов с выставочного пути N 9 Пользователя в течение 24 часов после окончания приемо-сдаточных операций при наличии в передаваемой группе не принятых Перевозчиком вагонов - в течение 24 часов с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке";
пункта 15.3 договора - условия о размере ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" предлагает размер платы за использование принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования в размере 10 934 руб. 42 коп. с учетом НДС в сутки, рассчитанный согласно протоколу заседания Правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62, согласно которому ставка договорного сбора за предоставление железнодорожных путем необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" составляет 3 343 (без учета НДС) руб. за 1 километр в сутки.
Единая среднесетевая ставка платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", рассчитала на основании Методических рекомендаций но определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3,4.), утвержденных МПС России от 21 декабря 2001 г. N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3; данных о расходах по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего- водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО "РЖД", расходах на капитальные виды ремонта и амортизации путей необщего пользования за 2010 год в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденным приказом Минтранса России от 31 декабря 2010 г. N 311 с учетом индексации ставки, а также рентабельности грузовых перевозок в соответствии с прогнозными показателями, заложенными и финансовом плане ОЛО "РЖД" на 2012 год, в размере 4,3%.
Расчет среднесетевой ставки платы за предоставление железнодорожных путей необшего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" на 2019 год;
(670174 / 365) * 1,043* 1,08 * 1,06 * 1.1 * 1,06 * 1,1*1,09* 1,0539 * 1,035 = 3 343 руб./км/сут,
где 670174 - годовые расходы по текущему содержанию и одиночной смене материалов верхнего строении пути (в том числе в части ФОТ), на капитальные виды ремонта и амортизацию путей необшего пользования (в соответствии с Порядком ведения раздельного учета от 31 декабря 2010 г. N 311 по статьям расходов: 2101, 2102.5106, 2112, 2117), рассчитанные на 1 км общей протяженности путей необщего пользования, за 2010 год, руб./км в год;
365 - количество дней в году;
1,043 - коэффициент рентабельности; 1,08, 1,06, 1,1, 1,06, 1,1, 1,09, 1,0539, 1,035 - коэффициенты индексации ставок договорных сборов, соответственно, на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019 годы.
Установленная протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 ставка является одинаковой для всех организаций, с которыми истец заключает аналогичные договоры. Льготы в виде пониженной ставки установлены только для организаций, подведомственным ОАО "РЖД".
В ОАО "РЖД" протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 5 декабря 2018 г. N 62 на 2019 год утверждена единая среднесетевая ставка платы за использование железнодорожных путей не общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в размере 3 343 руб./км в сутки.
По первому предложению пункта 17.5 договора - в части порядка изменения размеров штрафов, сборов и плат, установленных нормативными актами Российской Федерации.
Согласно спорному условию пункта 17.5. договора в редакции ОАО "РЖД" (первое предложение): "При изменении размеров штрафа, сборов и платы, установленных нормативными актами Российской Федерации, опубликованными средствами массовой информации, стороны принимают их к исполнению со дня введения без внесения изменений в условия действующего договора".
Ответчик, рассмотрев проект договора, вернул его с протоколом разногласий от 26.06.2019 по пунктам 11, 15.3, 17.5 договора.
По итогам рассмотрения разногласий стороны к согласию не пришли, составлен протокол согласования разногласий от 02.07.2019.
Письмом от 27.09.2019 N 222/0419, поступившим в ОАО "РЖД" 15.10.2019 (вх. N 1443/Ю-Ур-ТЦФТО) АО "Макфа" уведомило ОАО "РЖД" о том, что АО "Макфа" принято решение оставить протокол согласования разногласий к договору без подписания, в связи с недостижением сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, в том числе в части согласования размера платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Таким образом, стороны не пришли к соглашению о размере ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, о порядке изменения размеров, штрафов, сборов и плат, о порядке уборки вагонов.
Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" утвержден размер ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, с 01.01.2019 в размере 3343 руб. за 1 километр в сутки без учета НДС.
Исходя из данной ставки и протяженности пути, плата за пользование путем необщего пользования АО "Макфа" составляет 10 934 руб. 42 коп. в сутки с НДС, ежесуточно независимо от выхода локомотива.
АО "Макфа" предлагает данную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования начислять ежесуточно по согласованной ставке договорного тарифа в размере 5 983 руб. 88 коп. в сутки на 2019 год, 6 199 руб. 66 коп. - на 2020 год, 6 441 руб. 94 коп. - на 2021 год, 6 686 руб. 75 коп. - на 2022 год. 6 947 руб. 96 коп. - на 2023 год, 7 219 руб. 27 коп. - на 2024 год (без учета НДС).
Указанные ставки ответчик определил исходя из развернутой длины подъездного пути свыше 2 км до 3 км, что составляет 1 201 руб. 80 коп. в сутки, и приложения N 4 "Индексы к базовым ставкам сборов Тарифного руководства N 3" приказа ФАС РФ N 1226/15 от 10.12.2015 индексы к базовой ставке сбора за подачу и уборку (пункт 2.7 Тарифного руководства N 3) составили: в 2019 году - 4,742, в 2020 году - 4,913, в 2021 году - 5,105, в 2022 году - 5,299 руб. в 2023 году - 5,506, в 2024 году - 5,721.
В настоящее время между сторонами действует договор N 3/151 от 16.04.2014 (в ред. дополнительных соглашений N 1 - N 6).
По данному договору с момента заключения и по настоящее время АО "Макфа" оплачивает ежесуточно плату за пользование путем необщего пользования по ставкам договорного тарифа исчисленную согласно распоряжения ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов".
За октябрь 2019 года ежесуточная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составила 9 464 руб. 37 коп. без НДС (с учетом НДС 11 357 руб. 24 коп.).
По договору N 3/151 от 16.04.2014 (в ред. дополнительных соглашений N 1 - N 6) ответчик фактически оплачивает ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования в размере 9 464 руб. 37 коп. (без учета НДС), при заключении договора на период 2019-2024 годы ответчик предлагает установить размер платы размере 5 983 руб. 88 коп. в сутки (без учета НДС) на 50% меньше чем оплачивает в настоящее время.
Стороны согласовали и подписали без протокола разногласий пункт 21 договора: "В случае если споры не урегулированы сторонами с помощью переговоров и в претензионном порядке, то они передаются заинтересованной стороной в Арбитражный суд Курганской области".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на неурегулирование условий спорного пункта договора во внесудебном порядке, истец обратился в суд с рассматриваемым иском об урегулировании преддоговорного спора.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Суд первой инстанции исходил из доказанности требований истца по иску по праву.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными, оставив решение суда без изменения.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Общество "Макфа" не согласно в части урегулирования судами разногласий по пункту 15.3 договора, ссылаясь на чрезмерную обременительность и необоснованность ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, а также указывая, что истец экономически не обосновал и документально не доказал ставку платы в размере 3 343 руб./км/сут. Кроме того, общество "Макфа" обращает внимание, что согласно условиям действующего спорного договора (пункт 17.8) в пределах занимаемой территории ответчик самостоятельно несет расходы по содержанию путей необщего пользования.
Указанные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
На основании части 3 статьи 60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В силу части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта условие договора о подаче и уборке вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта).
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что подобные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении некоторых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при том плата за пользование ж/д путями необщего пользования взимается круглосуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
В связи с изложенным отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Таким образом, принимая пункт 15.3 договора в редакции ОАО "РЖД", суды правомерно исходили из того, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.03.2020 по делу N А34-15929/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Макфа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта условие договора о подаче и уборке вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта).
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что подобные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2020 г. N Ф09-5435/20 по делу N А34-15929/2019