Екатеринбург |
|
09 октября 2020 г. |
Дело N А07-37456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Полуяктова А.С., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюнян Гаяне Гагиковны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2020 по делу N А07-37456/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном онлайн заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Арутюнян Гаяне Гагиковны - Котельников В.А. (доверенность от 06.04.2020 02 АА N 5067319).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Арутюнян Гаяне Гагиковне (далее - предприниматель Арутюнян Г.Г.) о взыскании неустойки за период с 08.06.2018 по 09.12.2018 в размере 300000 рублей.
Исковое заявление Минлесхоза РБ принято к производству арбитражного суда с рассмотрением в порядке упрощенного производства (определение от 15.11.2019).
Определением от 31.12.2019 суд перешел к рассмотрению искового заявления Минлесхоза РБ по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2020 исковые требования удовлетворены, с индивидуального предпринимателя Арутюнян Гаяне Гагиковны в пользу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан взыскана неустойка за период с 08.06.2018 по 09.12.2018 в размере 300000 рублей.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2020 по настоящему делу оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судами первой и апелляционной инстанций судебными актами, заявитель предприниматель Арутюнян Г.Г. обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, оставить без рассмотрения исковое заявление Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к предпринимателю Арутюнян Г.Г. полностью в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы процессуального права, а также нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предприниматель Арутюнян Г.Г., ссылаясь на не направление в ее адрес и не получение ей претензии Минлесхоза РБ, полагает, что досудебный порядок урегулирования спора не соблюден, в связи с чем, исковое заявление Минлесхоза РБ подлежит оставлению без рассмотрения.
Заявитель жалобы также указывает на не получение копии искового заявления, определения о принятии искового заявления к производству, определения о рассмотрении искового заявления по общим правилам искового производства. Поскольку корреспонденция не была доставлена по месту жительства предпринимателя, у Арутюнян Г.Г. отсутствовала возможность принимать участие в суде первой инстанции и заявить ходатайство об уменьшении неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арутюнян Г.Г. также считает, что обязанность арендатора по представлению проекта освоения лесов наступает не с даты подписания договора аренды лесного участка (08.12.2017), а с даты его государственной регистрации (11.01.2018), в связи с чем, просрочка составляет пять полных календарных месяцев, общая сумма неустойки составляет 250000 рублей.
При подаче кассационной жалобы предпринимателем Арутюнян Г.Г. заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела данных о дате государственной регистрации договора от 08.12.2017 N 10 (вторая сторона оборота листа N 7 договора аренды); отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45350509003099; постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.06.2020, вынесенного Управлением МВД России по г. Стерлитамаку.
Ознакомившись с представленными документами, суд округа отмечает, что сведения о дате государственной регистрации договора от 08.12.2017 N 10 уже имеются в материалах дела, а именно: при подаче искового заявления истцом был приложен договор аренды с отметкой о государственной регистрации.
Иные документы, о приобщении которых ходатайствует заявитель кассационной жалобы, не были представлены им в суд первой, апелляционной инстанции, в связи с чем, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Минлесхоз РБ (арендодатель) и предприниматель Арутюнян Гаяне Гагиковной (арендатор) 08.12.2017 подписали договор аренды лесного участка N 10 (далее - договор аренды), согласно условиям, которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 0,135 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, в границах Белорецкого лесничества, Абзаковского участкового лесничества, квартал N 53, выдел N 26, с кадастровым номером 02:11:040702:142.
Согласно пункту 6 договора аренды размер арендной платы составляет 2743 рубля в год.
В пункте 26 договора аренды закреплено, что срок действия договора с 08.12.2017 по 07.12.2066 и составляет 49 лет.
Подпунктом "г" пункта 12 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
За нарушение срока разработки и представления Арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы предусмотрена ответственность арендатора в виде неустойки в размере 50 тыс. рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 150 тыс. рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока (подпункт "б" пункта 14 договора аренды).
Поскольку проект освоения лесов представлен арендатором с нарушением сроков, предусмотренных договором аренды, Минлесхоз РБ направил в адрес предпринимателя претензионное письмо с требованием об уплате неустойки в размере 300000 рублей (исх. N 09/125-19 от 14.10.2019).
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Минлесхоза РБ в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением о взыскании неустойки за нарушение срока представления проекта освоения лесов в размере 300000 рублей.
Суд первой инстанции, установив факт нарушения арендатором срока представления проекта освоения лесов на шесть месяцев, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика, удовлетворил заявленные истцом требования в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, не установил оснований для отмены обжалуемого решения, и отклонил доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом (части 2, 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
При заключении договора аренды от 08.12.2017 N 10 стороны согласовали срок представления арендатором арендодателю проекта освоения лесов - в течение 6 месяцев со дня заключения договора (подпункт "г" пункта 12 договора аренды).
Как следует из материалов дела и не оспаривается предпринимателем Арутюнян Г.Г., проект освоения лесов был представлен только 21.12.2018, то есть с пропуском согласованного сторонами срока.
Как указывает Минлесхоз РБ, установленный договором аренды срок для представления проекта плана освоения лесов пропущен арендатором на шесть месяцев, что привело к начислению арендодателем неустойки, предусмотренной подпунктом "б" пункта 14 договора аренды.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчету Минлесхоза РБ сумма неустойки составила 300000 рублей за период с 08.06.2018 по 09.12.2018. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком расчет истца не оспорен, контррасчёт не представлен.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что арендатором надлежащим образом не исполнена обязанность по разработке и представлению плана освоения лесов, учитывая отсутствие возражений ответчика, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора со ссылкой на неполучение предпринимателем претензии рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
Суд апелляционной инстанции указал, что фактическое неполучение ответчиком претензии не является основанием для признания досудебного порядка не соблюдённым, поскольку претензионное письмо было направлено и оформлено истцом корректно, прибыло в адрес ответчика (направлено по адресу, указанному заявителем в кассационной жалобе).
Принимая во внимание отсутствие доказательств реального намерения решить спор во внесудебном порядке, непринятие ответчиком мер по урегулированию спора, в том числе после подачи иска, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для признания досудебного порядка урегулирования спора не соблюдённым и оставления иска без рассмотрения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на ненаправленные истцом в его адрес копии искового заявления рассмотрена и отклонена судом апелляционной инстанции с указанием на то, что в материалах дела имеется квитанция о направлении ответчику копии искового заявления.
Ссылки ответчика на не извещение о рассмотрении дела также отклонены судом апелляционной инстанции с учетом имеющихся в материалах дела документов.
Так, определение о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 15.11.2019 направлено ответчику по адресу, указанному в исковом заявлении. Одновременно с принятием искового заявления судом направлен запрос о месте регистрации ответчика от 15.11.2019. Установив из ответа на запрос, что адрес регистрации ответчика не совпадает с адресом, указанным в исковом заявлении, суд определением от 17.02.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении ответчика. Указанное определение от 17.02.2020 отправлено по адресу регистрации ответчика, почтовое отправление возвращено в суд, в связи с истечением срока хранения, что в силу положений части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим извещением.
Довод предпринимателя Арутюнян Г.Г. о том, что обязанность арендатора по представлению проекта освоения лесов возникла с даты государственной регистрации договора аренды (11.01.2018), в связи с чем, срок представления проекта освоения лесов нарушен на пять календарных месяцев, неустойка составляет 250000 рублей, не принимается судом округа, поскольку не был заявлен при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
В силу пункта 2 статьи 25, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры аренды земельных участков, заключенные на срок год и более, подлежат государственной регистрации.
По смыслу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении третьих лиц договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении. Момент заключения такого договора в отношении его сторон определяется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации); Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (пункт 2 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, лесной участок передан предпринимателю Арутюнян Г.Г. на основании договора аренды N 10 по акту приема-передачи лесного участка от 08.12.2017.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2020 по делу N А07-37456/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюнян Гаяне Гагиковны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении третьих лиц договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении. Момент заключения такого договора в отношении его сторон определяется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации); Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (пункт 2 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2020 г. N Ф09-5861/20 по делу N А07-37456/2019