Екатеринбург |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А76-40008/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Сирота Е. Г., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2020 по делу N А76-40008/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "РЖД" - Романов А.А. (доверенность от 20.12.2018).
Публичное акционерное общества "Челябинский металлургический комбинат" (далее - общество "ЧМК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу "РЖД" о взыскании стоимости недостающей продукции в размере 117 059 руб. 04 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - общество "Карельский окатыш"), публичное акционерное общество "Северсталь" (далее - общество "Северсталь").
Решением суда от 23.01.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что судами не применены положения статей 18, 21, 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации от 27.05.2003 N ЦМ-943. Как считает кассатор, грузоотправитель не предпринял надлежащих мер по размещению и закреплению груза, направленных на обеспечение сохранности груза; доказательств, свидетельствующих о наличии вины перевозчика в утрате части груза, возникшего в процессе перевозки, истцом в материалы дела не представлено. При этом заявитель жалобы утверждает, что недостача груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело; перевозчик принял все предусмотренные законом меры для надлежащего исполнения обязательств.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Карельский окатыш" указывает на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Общество "ЧМК" в отзыве на кассационную жалобу просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Северсталь" (поставщик) и обществом "ЧМК" (покупатель) заключен договор поставки окатышей железорудных от 16.12.2014 N КО-ЧМК/2015; фактическую погрузку вагонов и передачу перевозчику осуществляет общество "Карельский окатыш".
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора поставщик обязуется поставить окатыши железорудные производства общества "Карельский окатыш", а покупатель обязуется принимать и оплачивать продукцию.
Условия о количестве, качестве, цене, порядке оплаты, станции отправления и станции назначения, а также условия поставки согласовываются сторонами и указываются в приложениях, являющихся неотъемлемой частью договора.
Поставка окатышей производится покупателю железнодорожным транспортом (пункт 3.3 договора от 16.12.2014 N КО-ЧМК/2015). Обязанность по обеспечению поставщика порожним составом, отвечающим коммерческим требованиям к кузовам полувагонов для погрузки окатышей, возлагается на покупателя.
В соответствии с пунктом 3.6 названного договора поставщик считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента передачи продукции первому перевозчику на станции отправления, указанной в приложениях к настоящему договору. Право собственности и риск случайной гибели продукции переходит от поставщика к покупателю с момента передачи груза грузоотправителем первому перевозчику согласно дате календарного штемпеля станции отправления в железнодорожной накладной.
В пункте 3 приложения N 23 к договору поставки отражено условие поставки как FCA ст. Костомукша.
Согласно унифицированному своду правил по использованию торговых терминов в национальной и международной торговле, разработанному Международной торговой палатой, Инкотермс 2010, термин "FCA" (Free Carrier/Франко перевозчик) означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте.
Согласно транспортным железнодорожным накладным от 17.06.2019 N ЭЛ086850, от 10.06.2019 N ЭК 720736 общество "Карельский окатыш" осуществлена погрузка окатышей железорудных (грузоотправитель общество "Северсталь") и передача перевозчику вагонов N 56075815, N 56249147 в составе групповой отправки.
Перевозчиком выступило общество "РЖД".
По вагону N 56075815 согласно акту общей формы N 80000-2-г/9103, N 1/1786 установлено, что над 6-7 по ходу поезда разгрузочными люками в середине одно углубление в погрузке диаметром 2000 х 2500 мм глубиной до пола вагона; не плотное прилегание крышки разгрузочного люка к кузову вагона, имеется зазор длиной 200 мм шириной 25 мм ни чем не заделан; на хребтовой балке имеются следы просыпания груза.
В отношении вагона N 56075815 составлен акт общей формы от 25.06.2019 N 1/1786, в котором отражены обстоятельства, свидетельствующие о том, что в вагоне появились зазоры длиной 200 мм, шириной 25 мм, ничем не заделаны.
Согласно акту общей формы от 25.06.2019 N 1/1799 по вагону N 56075815 (накладная N ЭЛ086850) взвешивание производилось на вагонных весах заводской номер 174, дата государственной поверки от 03.08.2018, при перевеске данного вагона оказалось брутто - 85 500 кг, тара с бруса - 23 800 кг. Тара вагона по паспорту - 23 800 кг, тара вагона по документу - 23 320 кг, нетто - 61 700 кг, вес по документу - 68 430 кг, недостача - 6 730 кг. С учетом предельного расхождения измерений массы груза и нормы естественной убыли недостача составила 4 158 кг.
В разделе "код неисправности" акта от 24.06.2019 N 80000-2-г/9103 указан код 9590001. В описании обстоятельств, явившихся причиной составления акта, указано, что в вагоне N 56075815 над 6-7-м разгрузочными люками одно углубление в погрузке диаметром 2000 мм, глубиной 500 мм; при осмотре вагонов проходом с двух сторон обнаружено, что на хребтовой балке имеются следы просыпания груза, с двух сторон крышки разгрузочных люков закрыты плотно.
Общество "ЧМК" осуществило приемку вагона N 56075815, поступившего по железнодорожной накладной N ЭЛ086850, с отметкой о составлении коммерческого акта.
Согласно коммерческому акту от 25.06.2019 N ЮУР 1904807/283, составленному на станции Металлургическая 801208, установлено, что при взвешивании оказалось брутто 85500 кг, тара (с бруса) 23800 кг, нетто 61700 кг; недостача веса против перевозочного документа 6730 кг.
По вагону N 56249147 согласно акту общей формы N 80000-2-г/8713, N 80000-4-д/1079, N 78000-а-п2/34626 установлено, что груз погружен насыпью в три конуса, ниже верхней обвязки полувагона; над 5, 6 по ходу поезда разгрузочным люком углубление в погрузке диаметром 2200 мм, глубиной 900 мм от основной погрузки. При осмотре по прибытию проходом с двух сторон в парке "г" обнаружены на хребтовой балке следы просыпания груза; с двух сторон крышки разгрузочных люков закрыты неплотно, имеются зазоры до 30 мм, частично заделаны бумагой.
В отношении вагона N 56249147 составлен акт общей формы от 16.06.2019 N 78000-А-П2/34626. В разделе акта "код неисправности" указан код 9599901, который в соответствии с "Классификацией коммерческих неисправностей грузовых вагонов", утвержденных Распоряжением общества "РЖД" от 01.06.2005 N 834р, означает: 959 - прочие, 99 - прочие места расположения, 0 - без отцепки, 1 - с отцепкой для проверки (код не свидетельствует о наличии в вагоне зазоров и иных неисправностей, в результате которых возможна утрата груза).
В описании обстоятельств, явившихся причиной составления акта, указано, что у вагона N 56249147 с левой стороны над 6-7 разгрузочным люком просматривается воронка диаметром 700 мм, на глубину 500 мм; все разгрузочные люки закрыты плотно на исправные закидки и сектора.
В актах общей формы от 17.06.2019 N 80000-2-г/8713, N 80000-4-д/1079 отражены обстоятельства, свидетельствующие о том, что в вагоне N 56249147 появились зазоры до 30 мм, частично заделанные бумагой.
Согласно акту общей формы от 18.06.2019 N 1/1715 по вагону N 56249147 (накладная N ЭЛ079626) взвешивание производилось на вагонных весах заводской номер 174, дата государственной поверки от 03.08.2018, при перевеске данного вагона оказалось брутто - 88 000 кг, тара с бруса - 23 600 кг, тара вагона по документу - 22 350 кг, нетто - 64 400 кг, вес по документу - 69 490 кг, недостача - 5 090 кг. С учетом предельного расхождения измерений массы груза и нормы естественной убыли недостача составила 2 304 кг.
Общество "ЧМК" осуществило приемку вагона N 56249147, поступившего по железнодорожной накладной N ЭК 720736, с отметкой о составлении коммерческого акта. Согласно коммерческому акту от 18.07.2019 N ЮУР 1904581/263, составленному на станции Металлургическая 801208, установлено, что при взвешивании оказалось брутто 88000 кг, тара (с бруса) 23600 кг, нетто 64400 кг; недостача веса против перевозочного документа составила 5090 кг.
В Протоколе совещания станции Металлургическая ЮУЖД от 25.06.2019 отражено решение о том, что ответственность по коммерческому акту возлагается на Свердловскую железную дорогу по акту от 16.06.2019 N 78000-А-П2/34626.
Общество "ЧМК" направило в адрес общества "РЖД" претензию от 18.07.2019 N 50-760//4-114 с требованием возместить ущерб, причиненный при перевозке груза, выразившийся в утрате груза по вине перевозчика, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ЧМК" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности частичной утраты груза в процессе осуществления его перевозки ответчиком.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу пункта 1 статьи 784, пункта 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Устава железнодорожного транспорта перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, заключение которого подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости (пункты 1, 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта подаваемые под погрузку вагоны должны находиться в технически исправном состоянии, техническую пригодность вагонов определяет перевозчик. Последний обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны и обеспечивать техническую неисправность вагонов в пути следования. Перевозчик принял груз для перевозки, тем самым подтвердил, что отсутствуют дефекты, препятствующие перевозке спорного вагона. Выявление технической неисправности вагона в пути следования, а также факт ее устранения не является основанием для увеличения срока доставки груза и не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", указано, что перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона произошла по вине грузоотправителя.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что утрата груза возникла в процессе перевозки, принимая во внимание принятие ответчиком груза к перевозке без замечаний, а также учитывая отсутствие доказательств наличия обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества "РЖД" обязанности возместить причиненный обществу "ЧМК" в результате недостачи груза ущерб.
Поскольку доказательств исполнения ответчиком данной обязанности в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды правомерно удовлетворили исковые требования в заявленном размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.01.2020 по делу N А76-40008/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" филиал ЮУЖД - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.