Екатеринбург |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А71-15118/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, истец, заявитель кассационной жалобы) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.02.2020 по делу N А71-15118/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле N А71-15118/2019 и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Департамент обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Каракулинский район" (далее - Администрация, ответчик), потребовав:
-исправления реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), допущенной при проведении кадастровых работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка площадью 1054 кв. м с кадастровым номером 18:11:059001:716, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай-Гора, д. 36, - в результате которой произошло пересечение с землями лесного фонда площадью 914 кв. м;
-исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:11:059001:716 в части пересечения с землями лесного фонда согласно координат, указанных в заключении кадастрового инженера Пермского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (таблица координат приведена в исковом заявлении);
-восстановления границ и площади квартала 82 Каракулинского лесничества Удмуртской Республики в части области пересечения площадью 914 кв. м с земельным участком с кадастровым номером 18:11:059001:716.
К участию в деле N А71-15118/2019 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Капина Наталья Николаевна, общество с ограниченной ответственностью "Центр кадастра недвижимости", Кузнецов Юрий Андреевич, государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Сарапульское лесничество".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судами первой и апелляционной инстанций судебными актами по делу N А71-15118/2019, Департамент обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент оспаривает вывод судов об избрании им ненадлежащего способа защиты, указывая, что заявленные в рамках настоящего дела требования направлены на восстановление границ земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности в силу прямого указания закона (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации), и в случае их удовлетворения в ЕГРН будут внесены уточненные сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:716 (за вычетом площади земель лесного фонда в размере 914 кв. м), тем самым восстановлены нарушенные права Российской Федерации как собственника лесного фонда.
Департамент оспаривает также вывод судов об отсутствии в ЕГРН реестровой ошибки, настаивая на том, что земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 был размежеван и поставлен на кадастровый учет без соблюдения требований, установленных действующим земельным и лесным законодательством, без обязательного согласования с уполномоченным органом его границ, что привело к наложению границ этого участка на границы земель лесного фонда. То обстоятельство, что в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ лесного участка с кадастровым номером 18:11:000000:718, по мнению заявителя, наличие реестровой ошибки не исключает, поскольку местоположение границ лесного участка в таком случае определяется с учетом положений пункта 10 статьи 22 и пункта 7.1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ), что судами не было учтено. Ссылаясь на письма Минэкономразвития России от 19.05.2014 N ОГ-Д23-3716, от 27.04.2017 N ОГ-Д23-4928, заявитель отмечает, что поскольку законом не установлены порядок и перечень документов, позволяющих подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, такими документами могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Помимо этого Департамент указывает на невозможность применения к установленным обстоятельствам положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
Департамент не согласен также с выводом судов об истечении исковой давности по заявленным требованиям, ссылаясь на то, что в качестве уполномоченного органа Российской Федерации является владеющим собственником спорных земель, заявленные требования расценивает как негаторные, указывает на недобросовестность действий ответчика по распоряжению спорным земельным участком.
Кузнецов Ю.А. в письменных пояснениях к кассационной жалобе просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывает на их законность и несостоятельность приведенных Департаментом доводов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что Российская Федерация является собственником лесного участка общей площадью 9371 га с кадастровым номером 18:11:000000:718, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, Каракулинское лесничество (кварталы с 1 по 82), назначение участка определено "запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов", о чем в ЕГРН имеется запись регистрации от 10.07.2008 N 18-18-10/002/2008-772.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 18:11:000000:718 поставлен на кадастровый учет 02.12.2009 (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике), не имеет координат своих границ, площадь участка декларированная в связи с отсутствием проведения процедуры уточнения границ (межевания).
Департаментом в дело представлено заключение Пермского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", из которого следует, что на участок лесного фонда расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинское лесничество, Каракулинское участковое лесничество, квартал 82, - частично накладывается земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716, площадь пересечения границ составляет 914 кв. м согласно координат поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка, указанных в заключении.
Земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай-Гора, 36, - поставлен на кадастровый учет 18.09.2015 в составе земель населенных пунктов. Категория земель этого земельного участка определена в момент утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании постановления Администрации Каракулинского района от 01.07.2015 N 486.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Ныргындинское", утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования "Ныргындинское" от 01.11.2013 N 9/1-13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Ныргындинское", и Генеральным планом муниципального образования "Ныргындинское", утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Ныргындинское" от 24.05.2013 N 7/3-13 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ныргындинское", земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 расположен в границах населенного пункта д. Зуевы Ключи.
Земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 образован из состава земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:235 с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, земельный участок находится в 250 м по направлению на северо-восток от жилого дома N 5 по ул. Казань-Гора, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства".
Обозначенный земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:235 изначально образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет 06.07.2007 (границы уточнены в 2011 году).
В 2012 году Администрацией (ответчиком по делу) из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике получена информация об отсутствии зарегистрированных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:235.
Постановлением Администрации от 08.10.2015 N 829 оформлено решение о предоставлении Кузнецову Ю.А. в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:716, образованного из состава земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:235 с категорией земель - земли населенных пунктов, установлением разрешенного использования - "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" (код 1.16) для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Во исполнение указанного постановления Администрацией с Кузнецовым Ю.А. 08.10.2015 заключен договор аренды N 877/2015, зарегистрированный в ЕГРН 16.10.2015 за N 18-18/010-18/010/011/2015-26.
Постановлением Администрации от 20.02.2017 N 119 оформлено решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 18:11:059001:716 на "для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей), производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных". В связи с данным обстоятельством Администрацией с Кузнецовым Ю.А. 07.03.2017 подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 08.10.2015 N 877/2015, зарегистрированное в ЕГРН 04.04.2017 за N 18:11:059001:716-18/010/2017-1.
Постановлением Администрации муниципального образования "Ныргындинское" от 21.12.2018 N 38 земельному участку с кадастровым номером 18:11:059001:716 присвоен адрес: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай Гора, 36.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 расположен в черте населенного пункта д. Зуевы Ключи и имеет соответственно категорию земель - земли населенных пунктов. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.09.2019 N 18/исх/19-340356 о границах населенного пункта д. Зуевы Ключи. Населенный пункт д. Зуевы Ключи, равно как и земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 имеет точную границу и координаты.
Департамент, указывая, что кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:716 проведены с нарушением требований действующего законодательства, данный земельный участок пересекает земли лесного фонда с площадью пересечения 914 кв. м, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском, считая нарушенными права Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Разрешая спор в пользу ответчика, суд первой инстанции исходил из отсутствия материально-правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в том числе по мотивам избрания истцом ненадлежащего способа защиты и недоказанности наличия в ЕГРН реестровой ошибки, отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, а также пропуска истцом срока исковой давности. Суд первой инстанции также отметил, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения, постановления суда первой и апелляционной инстанций с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Нормами пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип судебной защиты нарушенного права.
Перечень способов защиты нарушенного права установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В исковом заявлении Департамент требовал исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, допущенной при проведении кадастровых работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:716, указывая, что в результате такой ошибки имеет место пересечение границ данного земельного участка с землями лесного фонда на площади 914 кв. м, исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 18:11:059001:716 в части пересечения с землями лесного фонда и восстановления границ и площади квартала 82 Каракулинского лесничества Удмуртской Республики в части области площади пересечения.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Оценив требования Департамента, суды указали, что заявленные им требования фактически направлены на корректировку в ЕГРН сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 18:11:056001:716, в отношении которого зарегистрирована аренда за третьим лицом - Кузнецовым Ю.А., в связи с наложением границ этого участка на границы лесного участка, принадлежащего Российской Федерации, что свидетельствует об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, поскольку зарегистрированное право не подлежит оспариванию путем заявления требований об исправлении реестровой ошибки.
Вместе с тем суды не учли следующее.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения. В соответствии со статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела. Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылки истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Аналогичный правовой подход приведен также в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, по смыслу указанных положений на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд исходя из направленности и материально правового интереса истца должен вынести на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
В обоснование иска Департамент указывал на то, что на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 18:11:056001:716 (образован из земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:235), часть которого фактически расположена на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, при этом в отношении спорного участка зарегистрирована аренда за третьим лицом - Кузнецовым Ю.А. на основании договора аренды, заключенного с ответчиком - Администрацией, что нарушает права Российской Федерации как собственника соответствующего участка лесного фонда.
При этом требования Департамента заявлены непосредственно к Администрации как лицу, в чьем распоряжении находится спорный земельный участок, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Сарапульское лесничество", общество с ограниченной ответственностью "Центр кадастра недвижимости", Капина Н.Н., Кузнецов Ю.А.
В числе прочего Департамент ссылался также на положения статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 4 пункта 52 Постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22.
Таким образом, заявленные Департаментом требования по существу направлены на разрешение спора о праве.
Однако судами характер и направленность заявленных Департаментом требований не приняты во внимание, не определены нормы права, подлежащие применению к данным правоотношениям, не дана надлежащая правовая квалификация заявленных требований.
Указанные обстоятельства являются существенными при определении надлежащего способа защиты права, позволяющего восстановить нарушенные права.
Кроме того, суд округа полагает, что ссылка суда первой инстанции на положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в рассматриваемом случае является ошибочной.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Вместе с тем, поскольку в данном случае право собственности Российской Федерации на спорную часть земельного участка зарегистрировано в ЕГРН, имеется спор о праве, основания для применения указанной правовой нормы отсутствуют.
Вывод суда первой инстанции о том, что выписка из государственного лесного реестра и заключение федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, являются преждевременными.
Обстоятельства фактического расположения границ спорных участков являются существенными для рассмотрения настоящего дела и подлежат установлению судом, при необходимости может быть назначена судебная экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд округа не может согласиться также с выводом судов о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения исковой давности.
Основываясь на положениях пунктов 35, 52, 57 постановления от 29.04.2010 N 10/22, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды указали, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Исходя из того, что государственные органы, уполномоченные осуществлять управление, распоряжение, контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в федеральной собственности, действуя с должной степенью заботливости, осмотрительности и ответственности должны были узнать об обстоятельствах, которые им ошибочно квалифицируются в качестве кадастровой ошибки, при постановке земельных участков с кадастровыми номерами 18:11:059001:235 (06.07.2007) и 18:11:059001:716 (18.09.2015) на кадастровый учет и регистрации в отношении спорного земельного участка прав третьих лиц, суды сделали вывод об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям.
Между тем, делая такой вывод, суды не выяснили обстоятельства, связанные со сроками и периодичностью проведения проверок федерального имущества, наличием у Департамента обязанности провести обследование спорных земель в момент постановки земельных участков с кадастровыми номерами 18:11:059001:235 и 18:11:059001:716 на кадастровый учет, запросить сведения из публичного реестра в отношении данных объектов или совершить иные подобные действия.
В деле не имеется доказательств того, что не менее чем за три года до обращения с иском Департамент должен был узнать о нарушенном праве Российской Федерации и принять меры к его защите, поэтому отказ в удовлетворении заявленных требований по причине пропуска заявителем срока исковой давности не может быть признан законным.
В соответствии с части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, поскольку имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства судами не установлены, нарушены нормы материального и процессуального права, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и имеющихся в нем доказательств установить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать надлежащую правовую оценку доводам сторонам по делу, а также исследовать и дать оценку всем представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности и рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства и сложившейся судебной практики.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.02.2020 по делу N А71-15118/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по тому же делу отменить.
Дело N А71-15118/2019 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
...
Основываясь на положениях пунктов 35, 52, 57 постановления от 29.04.2010 N 10/22, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды указали, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2020 г. N Ф09-5650/20 по делу N А71-15118/2019