Екатеринбург |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А71-14606/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Васильченко Н. С., Черкасской Г. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит" (далее - общество "Профит") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2020 по делу N А71-14606/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Профит" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" о взыскании 9 636 472 руб. долга, 1 175 519 руб. процентов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Техноресурс" (далее - общество "Техноресурс"), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Министерство), закрытое акционерное общество "Чуровской завод силикатных стеновых материалов" (далее - общество "ЧЗССМ").
В заседании 16.10.2019 в соответствии со статьями 46, 47, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" на надлежащего - Муниципальное образование "Якшур-Бодьинский район" (далее - Муниципальное образование).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 8 127 181 руб., из которых 7 243 564 руб. - долг, 883 617 руб. - проценты.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2020 исковые требования общества "Профит" удовлетворены частично. С Муниципального образования в лице Администрации Муниципального образования взыскано 1 105 216 руб. 20 коп. долга, 44 184 руб. 73 коп. процентов, а также 9000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Истцу из федерального бюджета возвращено 13 424 руб. государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Профит" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и распределения судебных расходов, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики, ссылаясь на то, что не соответствует нормам материального права выводы судов о том, что потери, понесенные до октября 2018 г. не подлежат компенсации ответчиком ввиду того, что в указанный период последний не являлся собственником тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения (далее также - спорные сети).
Истец полагает, что факт применения обществом "Техноресурс" тарифов на тепловую энергию давал основания для отказа во взыскании суммы потерь, включенной в тарифы (876 391 руб. 63 коп.), но не является основанием для отказа во взыскании с ответчика объемов потерь, не включенных в данные тарифы.
По мнению истца, отклонив расчеты тепловых потерь, проведенные АНО "Центр развития дизайна, городской среды и энергосбережения Удмуртской Республики" и посчитав данные расчеты недостоверным доказательством, суд нарушил положения частей 2-5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Профит" указывает, что при отсутствии в деле доказательств надлежащего состояния сетей, отклонение судом расчета потерь, учитывающего их фактическое состояние, не соответствует статьям 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец полагает, что вывод суда о том, что наличие механизма для компенсации потерь в сетях горячего водоснабжения, закрепленного в пункте 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), препятствует удовлетворению заявленных истцом требований, не соответствует нормам материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при распределении судебных расходов судами неверно применено правило абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к неверному расчету суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, а также возврату из бюджета.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, с 01.10.2018 общество "Профит", являясь владельцем оборудования для производства тепловой энергии, расположенного в здании котельной, осуществляет функции теплоснабжающей организацией в селе Чур Удмуртской Республики, и поставляет тепловую энергию потребителям села Чур.
Сети теплоснабжения, по которым осуществляется подача ресурса потребителям истца, с 25.10.2018 находятся в муниципальной собственности.
До 01.10.2018 теплоснабжающей организацией на территории с. Чур являлось общество "Техноресурс".
Договор на приобретение тепловой энергии в целях компенсации тепловых потерь в сетях МО "Якшур-Бодьинский" не заключался.
Полагая, что в период с октября 2016 г. по июнь 2019 г. Муниципальное образование обязано возместить истцу стоимость фактических тепловых потерь в сетях теплоснабжения и горячего водоснабжения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований, правомерно исходя из следующего.
Согласно статье 17 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей.
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (пункт 2 статьи 17 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона Закон N 190-ФЗ теплосетевые организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 11 статьи 15 Закона Закон N 190-ФЗ теплосетевые организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.
Названные нормы права исходят из того, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим, эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
В соответствии с частью 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Обязанность по компенсации тепловых потерь, возникающих в сетях при передаче тепловой энергии потребителям, возложена на теплосетевые организации. Теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Как установлено судами, общество "Профит" является теплоснабжающей организацией для конечных потребителей по коммунальным ресурсам: отопление и горячая вода. Поставка коммунальных ресурсов до конечных потребителей осуществляется посредством оборудования котельной, принадлежащего обществу "Профит", сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения от указанной котельной, с использованием тепловой энергии, поставленной истцом.
Котельная имеет 3 вывода: 1 - "Котельная - ИП "Назаров", 2 - "Котельная МОУ "Чуровская СОШ", 3- "Котельная - Дом N 6".
На основании постановления Муниципального образования от 19.10.2018 N 1724 сети теплоснабжения от котельной с. Чур протяженностью 1573 м включены в Реестр имущества, находящегося в собственности Муниципального образования.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.10.2018 N 2528 теплопроводные сети поставлены на кадастровый учет 10.11.2016, протяженность их составляет 1573 м. Право собственности муниципального образования на указанный объект недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 25.10.2018, N 18:24:000000:2140-18/012/2018-1.
Ответчик пояснил, что ранее указанные теплопроводные сети являлись собственностью общества "ЧЗССМ". Указанные обстоятельства также отражены в Схеме теплоснабжения муниципального образования "Чуровское" Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, которая утверждена постановлением Администрации муниципального образования "Чуровское" от 16.03.2015 N 14. Сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, здание котельной и оборудование для производства котельной возводились обществом "ЧЗССМ" с целью подачи коммунальных ресурсов на территории с. Чур.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2016 по делу N А71-3452/2016 общество "ЧЗССМ" признано несостоятельным (банкротом) в отношении него введено конкурсное производство (завершено определением от 22.01.2020).
В соответствии с отчетом N 013-Н/17 об определении рыночной стоимости 21 объекта недвижимости, принадлежащие обществу "ЧЗССМ" на 13.01.2017, а также инвентаризационной описью основных средств на 31.10.2016, внешние тепловые сети находились в собственности общества "ЧЗССМ". Дальнейшую судьбу спорных сетей проследить невозможно, поскольку в следующих отчетах об определении рыночной стоимости спорные сети не значатся. Указанные сведения были истребованы судом из материалов дела о банкротстве общества "ЧЗССМ".
Принимая во внимание вышеизложенное, суды заключили, что собственник от спорных сетей отказался, их обслуживание прекращено. Доказательств факта передачи третьим лицом спорных тепловых сетей в 2017 г. в собственность муниципальному образованию в материалах не содержится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" организация теплоснабжения в соответствии с положениями Закона N 190-ФЗ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Суды установили, что в целях обеспечения бесперебойного снабжения населения и организаций социальной сферы услугами теплоснабжения Администрация Муниципального образования вынуждена была включить теплопроводные сети, ранее уже поставленные на кадастровый учет (кадастровый номер 18:24:000000:2140), в Реестр имущества, находящегося в собственности Муниципального образования без процедуры признания спорных сетей бесхозяйными.
При таких обстоятельствах Муниципальное образование обязано нести расходы на их содержание, в том числе оплачивать стоимость тепловых потерь в сетях, с момента возникновения права владения на сети теплоснабжения.
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен, затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок компенсации затрат, связанных с оказанием услуг посредством сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен, предусмотрен пунктом 91 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" в редакции от 03.10.2015 и конкретизирован в пункте 119 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
В названных нормах определен порядок взаимодействия органа местного самоуправления в случае выявления указанных сетей, а также определен порядок компенсации затрат на содержание указанных сетей для теплосетевых организации.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно исходили из того, что истец имел возможность оказывать ответчику услуги по теплоснабжению с использованием сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен, при этом имея возможность компенсировать затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей при установлении тарифа.
Суды верно указали, что согласно положениям Закона N 190-ФЗ несение бремени расходов по содержанию и обслуживанию участков указанных тепловых сетей возлагается на теплосетевые организации, непосредственно использующие тепловые сети в своей основной хозяйственной деятельности, обязанностью которых с целью обеспечения бесперебойного и надежного теплоснабжения является своевременное и безусловное информирование органов местного самоуправления о наличии участков тепловых сетей собственник или иной законный владелец которых не установлен.
В силу пункта 9 Правил подключения к сетям теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 исполнителем по договору о подключении, является организация, выдавшая такие технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями.
Суды правильно указали, что теплоснабжающая организация обязана передать тепловую энергию, теплоноситель до конечного потребителя, то есть имеет экономический интерес в эксплуатации соответствующих тепловых сетей.
Пунктом 1 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Как установили суды, в исковой период общество "Техноресурс" - предыдущая ресурсоснабжающая организация, имеющая непосредственный коммерческий интерес в выявлении бесхозяйных сетей, к Муниципальному образованию с предложением о признании спорных сетей бесхозяйными не обращалось, а у ответчика с учетом представленных доказательств отсутствовали основания считать данные сети бесхозяйными.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно признали правильными доводы ответчика о том, что у него появилась обязанность по оплате объема тепловых потерь именно с 01.10.2018.
При этом суды приняли во внимание, что доводы ответчика также подтверждаются экспертными заключениями органа, утверждающего тарифы на тепловую энергию на территории Удмуртской Республики. Так при утверждении тарифов для общества "Техноресурс" в составе тарифа на тепловую энергию в 2016-2018 г. были учтены объемы тепловых потерь в сетях 1,55.
Законом N 190-ФЗ обязанность теплосетевой организации приобрести тепловую энергию в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, не поставлена в зависимость от наличия заключенного договора на передачу тепловой энергии.
Только владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях.
Согласно пояснениям Министерства при утверждении тарифов обществу "Техноресурс" в орган тарифного регулирования последним представлялись документы, свидетельствующие о принадлежности ему на законном праве сетей теплоснабжения, что явилось основанием для включения в состав тарифа потерь в сетях. Между тем в настоящее время у него отсутствует возможность представить указанные документы суду в связи с их утратой.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Согласно статье 385 Гражданского кодекса Российской Федерации должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору. Должник в разумный срок после получения указанного уведомления обязан сообщить новому кредитору о возникновении известных ему оснований для возражений и предоставить ему возможность ознакомления с ними. В противном случае должник не вправе ссылаться на такие основания.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что в период осуществления обществом "Техноресурс" деятельности в качестве теплоснабжающей организации спорные сети были переданы ему в пользование лицом, полагавшим, что является их собственником, что и явилось основанием для включения объема нормативных потерь в состав тарифа на тепловую энергию.
Суды верно указали, что указанные обстоятельства опровергают доводы истца о том, что в период с октября 2016 г. по октябрь 2018 г. тепловые сети являлись бесхозяйными, и, как следствие, об обязанности ответчика по возмещению третьему лицу стоимости потерь в тепловых сетях в истребуемый период в соответствии с договором уступки права требования.
Суд апелляционной инстанции исследовал доводы истца о том, что именно ответчик осуществил постановку спорных сетей теплоснабжения на кадастровый учет 10.11.2016 и признал их несостоятельными, установив, что они материалами дела не подтверждаются. Напротив, постановка их на кадастровый учет осуществлена в период времени, совпадающий с ходом процедуры конкурсного производства общества "ЧЗССМ" (признан банкротом решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2016 по делу N А71-3452/2016). Включение спорных сетей теплоснабжения в отчет N 013-Н/17, а также инвентаризационную опись основных средств на 31.10.2016, как имущества, принадлежащего обществу "ЧЗССМ", подтверждает факт правообладания данным имуществом третьим лицом.
Суд апелляционной инстанции также рассмотрел довод о том, что возведение спорных сетей теплоснабжения до 1989 г. согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 позволяет утверждать, что спорные сети принадлежат ответчику в силу закона, и обоснованно признал его ошибочным, не учитывающим приложение 3 к Постановлению, согласно которому к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Каких-либо обязательств ответчика, в том числе по компенсации потерь тепловой энергии, основанных на договоре либо вытекающих из иных документов (например, актов сверки, соглашений, судебных решений и т.п.), перед обществом "Техноресурс" на момент заключения между ним и обществом "Профит" договора уступки прав (цессии), то есть 31.07.2018, не имелось. Условия договора также не содержат указаний на основания возникновения задолженности ответчика перед цедентом, то есть обществом "Техноресурс". Общество "Техноресурс" не известило в установленном порядке ответчика о состоявшейся 31.07.2018 уступке прав требования.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В пункте 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, установлено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Величина потерь рассчитывается по методике, указанной в "Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденном приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года N 325.
Согласно пояснениям истца, прибор учета, установленный в котельной, неисправен и к коммерческому учету не допущен. Вместе с тем в нарушение положений Закона N 190-ФЗ, Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр представленный расчет тепловых потерь произведен истцом с учетом фактических условий функционирования тепловой сети.
Пунктом 118 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, предусмотрены условия, при которых объем фактических потерь может быть учтен при утверждении тарифов истца.
Вместе с тем, истец, являясь профессиональным участником рынка, не предпринял всех необходимых мер, которые могли привести к уменьшению размера его убытков. Доказательства обратного не представлены (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (статья 19 Закона N 190-ФЗ).
Согласно указанной норме права, статье 13 Федерального закона о т 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приоритетным способом определения объемов поставки, передачи тепловой энергии является приборный способ, который предполагает наличие в соответствующей точке передачи ресурса измерительного комплекса (прибора учета ресурса).
Вместе с тем прибор учета на границе балансовой принадлежности сторон отсутствует, соглашение об определении фактического объема тепловых потерь в сетях с учетом их физического износа, фактической температуры воздуха/грунта и пр. между сторонами не подписано.
Расчет сверхнормативных потерь истец произвел на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации от 12.08.2003 МДК 4-05.2004.
Между тем Приказом Минстроя России от 15.06.2016 N 414/пр указанная Методика МДК 4-05.2004 признана не подлежащей применению. Иная утвержденная в предусмотренном действующим законодательством порядке методика для определения объема фактических тепловых потерь расчетным способом отсутствует.
Кроме того, суды верно исходили из того, что расчет фактических потерь, представленный в материалы дела, документально не подтвержден. Истцом в материалы дела представлен единственный акт осмотра спорных сетей, составленный 27.11.2019. Иные документы, подтверждающие ненадлежащее техническое состояние сетей в части тепловой изоляции в рассматриваемый период, не представлены (статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем отсутствует возможность определить достоверность представленного расчета фактических потерь.
Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (пункт 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона N 416-ФЗ "горячая вода" - вода приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В пункте 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ дано определение понятию "тепловая энергия" - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды (пункт 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).
В силу пункта 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
Согласно пункту 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. Структура расходов и потерь воды при транспортировке питьевой, технической воды определена в разделе III Методических указаний.
С учетом изложенного суды правильно исходили из того, что оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате стоимости услуг по передаче тепловой энергии в объеме, превышающем фактически оказанные услуги, не установлено, поскольку при установлении тарифа объем полезного отпуска определяется в точках поставки не на входе в сети, а в точках поставки тепловой энергии конечным потребителям.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что объем тепловых потерь в сетях горячего водоснабжения с ответчика в пользу истца взысканию не подлежат.
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет стоимости компенсации потерь тепловой энергии, рассчитанный с учетом фактической протяженности теплой сети и нормативных потерь тепловой энергии в спорных сетях, а также с учетом срока нахождения спорных сетей в собственности Муниципального образования.
В соответствии с отчетом нормативные потери составляют 722,17 Гкал в год, с учетом изложенного задолженность Муниципального образования перед обществом "Профит" за отопительный период 2018-2019 г. составляет 1 105 216 руб. 20 коп.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что являются законными и подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика 1 105 216 руб. 20 коп. долга согласно статей 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании суммы долга суды правомерно отказали.
В пункте 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате компенсации потерь в тепловых сетях в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявлено требование о взыскании с Муниципального образования 883 617 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период просрочки с 21.11.2016 по 30.08.2019.
Факт просрочки истцом подтвержден и ответчиком не оспорен. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты
Проверив произведенный ответчиком контррасчет процентов с учетом представленного расчета задолженности, признав его соответствующим положениям статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об обоснованности требований истца в части взыскания 44 184 руб. 73 коп. процентов.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
Судебные расходы распределены правильно с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2020 по делу N А71-14606/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.