Екатеринбург |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А76-21186/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант М" (далее - общество, ООО "Гарант М", заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 по делу N А76-21186/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра, административный орган) - Усольцева О.С. (доверенность от 14.01.2020 N 54, диплом о высшем юридического образовании);
Управления капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа (далее - УКСиБ) - Букреева И.Ю. (доверенность от 05.06.2020 N 18, диплом о высшем юридическом образовании).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Росреестра от 11.06.2019 N 11-41/2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление имущественных отношений администрации Озерского городского округа (далее - управление имущественных отношений) и УКСиБ.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
ООО "Гарант М" считает, что судами в его действиях не установлен состав вмененного в отношении общества административного правонарушения, поскольку, по мнению заявителя, не определено время (дата) и место совершения правонарушения. Указывает на доказанность материалами дела выявление 19.03.2019 названного правонарушения сотрудниками Управления внутренних дел (далее - УВД), тогда как перекладывание обязанности по проведению проверки с УВД на управление Росреестра не изменяет даты фактического обнаружения правонарушения и не прерывает течения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о неверном определении места совершения правонарушения, поскольку приказ о проведении проверки от 07.05.2019 N 06, уведомление о проведении проверки от 07.05.2019 содержат ссылку на земельный участок с кадастровым номером 74:41:0000000:1611, однако, в акте проверки от 20.05.2019 N 04, протоколе об административном правонарушении от 06.06.2019 и постановлении о привлечении к административной ответственности от 11.06.2019 N 11-41/2019 административным органом описываются замечания, выявленные на ином земельном участке с кадастровым номером 74:41:0000000:6611.
Общество считает, что судами не установлено лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, что все 12 могил выкопаны именно ООО "Гарант М". Полагает, что судами не установлена виновность лица в совершении административного правонарушения, так как в материалы дела не представлены доказательства, что все 12 могил выкопаны ООО "Гарант М" без их регистрации 15.05.2019.
Заявитель в жалобе настаивает на недоказанность материалами дела отсутствие регистрации неидентифицированных 12 захоронений в Книге регистрации захоронений в соответствии с приложением 1 постановления от 11.09.2013 N 2771 "Об утверждении Порядка деятельности муниципальных общественных кладбищ на территории Озерского городского округа".
Заявитель считает, что пропущен срок привлечения его к административной ответственности, соответственно, необоснованное не применении судами положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в управление Росреестра поступили материалы муниципальной внеплановой проверки управления имущественных отношений от 22.05.20019 N 28-07-17/1029 в отношении ООО "Гарант М", проведенной в рамках муниципального земельного контроля в соответствии требованием прокуратуры закрытого административно-территориального образования "город Озерск" от 06.05.2019 N 2-55в-2019, на земельном участке с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, в 150 м на юг от нежилого здания - хозяйственный блок, расположенный по адресу: Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16 (квартал 6 сектор 9), о чем составлен акт проверки от 20.05.2019.
В ходе проверки (15.05.2019) выявлено, что в границах квартала 6 сектора 9 названного земельного участка путем проведения работ по копке могил и организации мест захоронения самовольно обществом использованы земельные участки для 12 могил общей площадью 108 кв. м в отсутствие удостоверений о захоронении, в том числе, об отведении участков земли для погребения умерших.
Предписанием управления от 20.05.2019 N 03 обществу предписано устранить выявленное нарушение путем прекращения копки могил и организации захоронения в границах земельного участка, с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, в 150 м на юг от ориентира - нежилое здание - хозяйственный блок, расположенного по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16, без оформления в УКСиБ необходимых документов, разрешающих осуществлять мероприятия, связанные с оказанием ритуальных услуг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Гарант М" (в присутствии его представителя) 06.06.2019 протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, постановления от 11.06.2019 по делу N 11-41/2019 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., в связи с самовольным занятием земельного участка, в том числе использовании части земельного участка, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на часть земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:6611.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушает права, ООО "Гарант М" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, отсутствие нарушений порядка привлечения к ответственности, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч руб.; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч руб.; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок при отсутствии прав на него.
Самовольное занятие земельного участка представляет собой совершение лицом действий, направленных на фактическое владение и (или) использование не предоставленного лицу земельного участка.
В отличие от самовольного занятия земельного участка, использование земельного участка при отсутствии прав на него заключается в извлечении из данного земельного участка его полезных свойств.
Субъектом правонарушения признается лицо, самовольно занявшее или использующее земельный участок при отсутствии прав на него.
Из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
На основании статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из указанных выше норм, в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, удостоверение возникшего права).
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Из части 1 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ следует, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются (статья 15 данного Федерального закона).
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84 (далее - Правила N 84) являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Пунктом 2.1 Правил N 84 предусмотрено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
На основании подпункта 17 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг является вопросом местного значения муниципального района.
Порядок деятельности муниципальных общественных кладбищ на территории Озерского городского округа (далее - Порядок N 2771), утвержден постановлением администрации Озерского городского округа от 11.09.2013 N 2771, согласно данному порядку функции по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, возложены на УКСиБ, где в пункте 1.4 Порядка N 2771 к функциям УКСиБ относятся 1) обеспечение содержания (с учетом осуществления контроля качества выполнения работ) кладбищ в надлежащем порядке; 2) осуществление отвода мест для захоронения с соблюдением установленных норм; 3) контроль за соблюдением правил подготовки (копки) могил, порядка захоронений; 4) регистрация захоронений умерших (погибших) в книге регистрации захоронений, ведение книги регистрации установки надгробий, выдача удостоверений о захоронении, выдача справок о месте захоронения; 5) организация ухода за зелеными насаждениями на территории кладбища; 6) выполнение прочих требований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Челябинской области и муниципальными правовыми актами.
Из пункта 1.7 Порядка N 2771 следует, что услуги по погребению умерших оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере ритуальных услуг.
В силу пункта 1.2. Порядка N 2771 требования, изложенные в данном Порядке, обязательны для исполнения юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в области похоронного дела.
Пунктом 1.3 Порядка N 2771 установлено, что кладбища на территории Озерского городского округа являются муниципальной собственностью.
В силу пункта 2.10 Порядка N 2771 самовольное погребение вне отведенных для этого местах не допускается.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что копка могил без получения разрешения на использование земельного участка (места захоронения) не допускается.
Судами из материалов дела установлено, что в ходе выездной проверки, проведенной управлением имущественных отношений в присутствии и.о. директора ООО "Гарант М" Некрасова И.А., на земельном участке, с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, выявлено, что земельный участок, с кадастровым номером 74:41:0000000:6611 входит в территорию городского кладбища, огороженную с северной стороны металлическим ограждением на кирпичном основании. Подъезд к осматриваемому земельному участку осуществляется со стороны улицы Березовая по территории смежного земельного участка, с кадастровым номером 74:41:0129001:0001. Смежная граница двух участков на местности не обозначена ограждением и проходит по условным линиям. Земельные участки используются в соответствии с их разрешенным использованием для ритуальной деятельности. В 300 м и в 450 м на юго-запад от входа на территорию городского кладбища, управлением имущественных отношений зафиксировано наличие 12 мест захоронения, обустроенных надгробиями, без оформления в УКСиБ необходимых документов, разрешающих осуществлять мероприятия, связанные с оказанием ритуальных услуг на данном земельном участке.
Судами обоснованно отмечено, что техническая ошибка в кадастровом номере земельного участка в приказе от 07.05.2019 N 6 не влечет недействительности проверки, так как спорный земельный участок, возможно идентифицировать по иным характеристикам; в материалах дела дано его четкое расположение, а именно: в 150 м на юг от ориентира - нежилое здание - хозяйственный блок, расположенного по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16 (квартал 6 сектор 9); кадастровый номер верно указан в предписании от 20.05.2019 N 3, акте проверки от 20.05.2019 N 04, постановлении от 11.06.2019 N 11-41/2019.
Доказательства того, что копка обществом могил на спорном земельном участке осуществлена при наличии полученных разрешений на использование соответствующих мест для захоронения, в материалы дела, суду не представлены.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судами установлено, что материалами дела подтверждены факты правонарушения, вина общества во вмененном ему административном правонарушении; обществом не приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Доказательства объективной невозможности исполнения действующего законодательства материала дела не содержат, обществом не представлены.
Правильно применив указанные выше нормы права, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Судами установлено, что управлением Росреестра при вынесении оспоренного постановления учтены все обстоятельства при назначении обществу административного наказания, административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией статьи 7.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, препятствующих привлечению заявителя к административной ответственности, либо свидетельствующих о наличии оснований для применения наказания в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией статьи 7.1 КоАП РФ, судами при исследовании материалов дела не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ осуществлено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, о привлечении к административной ответственности за пределами срока давности, судами рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку вменяемое нарушение, выразившееся в самовольном занятии и использовании обществом части земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:6611 (квартал 6 сектор 9) площадью 108 кв. м под размещение мест захоронения, установлено в ходе проведения выездной проверки 15.05.2019, тогда как постановление о привлечении ООО "Гарант М" к административной ответственности за совершение данного правонарушения вынесено 11.06.2019, то есть в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, при установленных обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "Гарант М" в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, по существу сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом несогласие общества с примененными судами нормами права, регулирующими спорные правоотношения, с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, представленных в материалы дела, не является основанием для отмены законных и обоснованных судебных актов.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 по делу N А76-21186/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант М" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обстоятельств, препятствующих привлечению заявителя к административной ответственности, либо свидетельствующих о наличии оснований для применения наказания в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией статьи 7.1 КоАП РФ, судами при исследовании материалов дела не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ осуществлено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, о привлечении к административной ответственности за пределами срока давности, судами рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку вменяемое нарушение, выразившееся в самовольном занятии и использовании обществом части земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:6611 (квартал 6 сектор 9) площадью 108 кв. м под размещение мест захоронения, установлено в ходе проведения выездной проверки 15.05.2019, тогда как постановление о привлечении ООО "Гарант М" к административной ответственности за совершение данного правонарушения вынесено 11.06.2019, то есть в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2020 г. N Ф09-5452/20 по делу N А76-21186/2019