Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2020 г. N Ф09-5452/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А76-21186/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант М" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 по делу N А76-21186/2019.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Усольцева О.С. (доверенность от 14.01.2020, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант М" (далее - ООО "Гарант М", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Росреестр) N 11-41/2019 от 11.06.2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определениями суда от 26.09.2019, 11.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление имущественных отношений администрации Озерского городского округа (далее - управление), Управление капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа, администрация Озерского городского округа (далее - УКСИБ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 отказано в удовлетворении заявленного требования об отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области N 11-41/2019 от 11.06.2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гарант М" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом общества с ограниченной ответственностью "Гарант М" (далее также - апеллянт, податель жалобы), обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не установлен состав административного правонарушения, кроме того, апеллянт полагает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности. А также судом не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание заявитель и третьи лица не явились. С учетом мнения представителя заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя и третьих лиц.
В адрес суда от Управления капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа, администрация Озерского городского округа поступил отзыв на апелляционную жалобу. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Росреестр поступили материалы муниципальной внеплановой проверки управления от 22.05.20019 N 28-07- 17/1029 в отношении ООО "Гарант М", проведенной в рамках муниципального земельного контроля в соответствии требованием прокуратуры ЗАТО г. Озерск от 06.05.2019 N 2-55в-2019, на земельном участке с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, в 150 м на юг от нежилого здания - хозяйственный блок, расположенный по адресу: Челябинская обл., Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16 (квартал 6 сектор 9) (т. 1, л.д. 56 оборот - 67).
В ходе проведенной 15.05.2019 проверки, результаты которой зафиксированы актом проверки от 20.05.2019, установлено, что в границах квартала 6 сектора 9 указанного земельного участка общество путем проведения работ по копке могил и организации мест захоронения самовольно использовало земельные участки для 12 могил общей площадью 108 кв.м в отсутствие удостоверений о захоронении, в том числе об отведении участков земли для погребения умерших (т.1, л.д. 57-61).
Предписанием управления от 20.05.2019 N 03 обществу предписано устранить выявленное нарушение путем прекращения копки могил и организации захоронения в границах земельного участка, с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, в 150 м на юг от ориентира - нежилое здание- хозяйственный блок, расположенного по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16, без оформления в УКСиБ необходимых документов, разрешающих осуществлять мероприятия, связанные с оказанием ритуальных услуг (т. 1, л.д. 62).
06.06.2019 в отношении ООО "Гарант М" в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 83- 84).
Постановлением от 11.06.2019 по делу N 11-41/2019 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в связи с самовольным занятием земельного участка, в том числе использовании части земельного участка, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на часть земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:6611 (т. 1, л.д. 8-11).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч.4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив представленные документы, суд пришел к выводу о том, что срок обращения заявителем не пропущен.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, а проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Самовольное занятие земельного участка представляет собой совершение лицом действий, направленных на фактическое владение и (или) использование не предоставленного лицу земельного участка.
В отличие от самовольного занятия земельного участка, использование земельного участка при отсутствии прав на него заключается в извлечении из данного земельного участка его полезных свойств.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется использованием земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, то есть производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения.
В силу подпункта 17 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг является вопросом местного значения муниципального района.
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются (статья 15 данного Федерального закона).
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона).
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84 (далее - Правила N 84), являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Пунктом 2.1 Правил N 84 предусмотрено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником. К таким лицам статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены землепользователи, землевладельцы, арендаторы и обладатели сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
На основании статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в отношении земельных участков законодательством установлен особый порядок возникновения прав на их использование, сопряженный с необходимостью образования земельных участков как объектов земельных отношений и государственной регистрации прав на них в качестве недвижимого имущества (формирование земельного участка, решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, заключение и государственная регистрация соответствующих договоров, удостоверение возникшего права).
Постановлением администрации Озерского городского округа от 11.09.2013 N 2771 утвержден Порядок деятельности муниципальных общественных кладбищ на территории Озерского городского округа (далее - Порядок).
Согласно Порядку утвержденному постановлением администрации Озерского городского округа от 11.09.2013 N 2771, функции по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, возложены на Управление капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа (далее - УКСиБ).
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка требования, изложенные в Порядке обязательны для исполнения юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, осуществляющими предпринимательскую деятельность в области похоронного дела.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка кладбища на территории Озерского городского округа являются муниципальной собственностью.
Согласно пункту 1.4. Порядка к функциям Управления капстроительства и благоустройства относятся:
1) обеспечение содержания (с учетом осуществления контроля качества выполнения работ) кладбищ в надлежащем порядке;
2) осуществление отвода мест для захоронения с соблюдением установленных норм;
3) контроль за соблюдением правил подготовки (копки) могил, порядка захоронений:
4) регистрация захоронений умерших (погибших) в книге регистрации захоронений, ведение книги регистрации установки надгробий, выдача удостоверений о захоронении, выдача справок о месте захоронения;
5) организация ухода за зелеными насаждениями на территории кладбища;
6) выполнение прочих требований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Челябинской области и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1.7. Порядка предусмотрено, услуги по погребению умерших оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере ритуальных услуг. Пунктом 2.10. Порядка определено, что самовольное погребение вне отведенных для этого местах не допускается.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки, проведенной специалистом Управления имущественных отношений в присутствии и.о. директора ООО "Гарант М" Некрасова И.А., на земельном участке, с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером 74:41:0000000:6611, входит в территорию городского кладбища, огороженную с северной стороны металлическим ограждением на кирпичном основании. Подъезд к осматриваемому земельному участку осуществляется со стороны улицы Березовая по территории смежного земельного участка, с кадастровым номером 74:41:0129001:0001. Смежная граница двух участков на местности не обозначена ограждением и проходит по условным линиям. Земельные участки используются в соответствии с их разрешенным использованием для ритуальной деятельности. В 300 м и в 450 м на юго-запад от входа на территорию городского кладбища, специалистом Управления имущественных отношений было зафиксировано наличие 12 мест захоронения, обустроенных надгробиями.
Судебная коллегия отмечает, что факт использования земельного участка, а именно осуществление захоронения умерших граждан, подтвержден материалами дела.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии события административного правонарушения.
Техническая ошибка в кадастровом номере земельного участка в Приказе N 6 от 07.05.2019 не влечет недействительности проверки, так как земельный участок, возможно, идентифицировать по иным характеристикам, в материалах дела дано его четкое расположение: в 150 м на юг от ориентира - нежилое здание - хозяйственный блок, расположенного по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16 (квартал 6 сектор 9).
Также у суда отсутствуют основания полагать, что по сходным характеристикам (в 150 м на юг от ориентира - нежилое здание - хозяйственный блок, расположенного по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Березовая, 16 (квартал 6 сектор 9)), расположен иной земельный участок, кроме как с кадастровым номером 74:41:0000000:6611. Кроме того кадастровый номер верно указан в Предписании N 3 от 20.05.2019, акте проверки N 04 от 20.05.2019, постановлении N 11-41/2019 от 11.06.2019.
Доводы общества о том, что привлечение к административной ответственности состоялось за пределами срока давности, суд находит необоснованными.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении составляет два месяца. Согласно материалам дела выездная проверка, в ходе которой был установлен факт административного правонарушения, состоялась 15.05.2019, постановление по делу об административном правонарушении N 11-41/2019 вынесено 11.06.2019. Таким образом, нарушений привлечения за пределами срока давности судом не установлено.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 по делу N А76-21186/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант М" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21186/2019
Истец: ООО "ГАРАНТ М", Поважина Елена Львовна
Ответчик: Озерский отдел УФРС по Челябинской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление имущественных отношений Администрации Озерского городского округа Челябинской области, Управление капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа Челябинской области