Екатеринбург |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А76-35977/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Лазарева С. В., Полуяктова А. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" (далее - общество "Урал-Снаб") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2020 по делу N А76-35977/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Урал-Снаб" - Корнева Н.П. (доверенность от 05.10.2020 N 6);
Министерства обороны Российской Федерации - Холодов Э.Е. (доверенность от 16.07.2020 N 207/4/18д).
Общество "Урал-Снаб" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Администрация) и федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ) о признании незаконным отказа Администрации от 31.07.2018 N 2773 во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, находящихся в собственности общества, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Чебаркульского городского округа, в части включения местонахождения нового нестационарного торгового объекта, расположенного по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д. 33А, размер 7,5х14 кв.м, с юго-восточной стороны здания; о признании незаконным отказа ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ от 06.07.2018 N 4132 в согласовании схемы размещения нестационарных торговых объектов; об обязании Администрации принять решение по заявлению общества "Урал-Снаб" в отношении объекта по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, размер 7,5х14кв.м, с юго-восточной стороны здания, в соответствии с действующим законодательством; об обязании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ заключить договор аренды нестационарных торговых объектов, расположенных по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, размер 7,5х14 кв.м, с юго-восточной стороны здания.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Урал-Снаб" просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель полагает, что земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106 не может быть запретной зоной, поскольку кроме Чебаркульского полигона никакого военного объекта на нем не расположено. Указал, что заявление об изменении схемы расположения нестационарного торгового объекта подано в границах территории военного городка. На данной территории расположены жилые дома, детские сады, школы, магазины и другие объекты социально-бытового назначения, переданные в муниципальную собственность. Кроме земли, другой собственности на территории военного городка, принадлежащей Министерству обороны Российской Федерации, не имеется. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не содержится. Напротив, отсутствие на спорном участке земли запретной зоны подтверждается ответом заместителя командующего войсками военного округа по строительству и расквартированию войск Центрального военного округа В. Карпова. Основанием для отказа размещения нестационарных торговых объектов на территории военного городка является не установление ограничений в связи с запретной зоной, а нецелесообразность. Между тем указанного основания Правила включения нестационарных торговых объектов не предусматривают. Кроме того, согласно представленных документов из Управления Росреестра по Челябинской области спорный земельный участок является единым и никакого деления на зоны и установления их границ не имеет. По мнению кассатора, единственным имеющимся ограничением на спорном участке является запрет на все кадастровые процедуры в связи с наличием на нем Чебаркульского полигона, необходимость которых при внесении сведений о нестационарном торговом объекте в схему не предусмотрена.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 20.09.2016 общество "Урал-Снаб" обратилось в Администрацию с заявлением о внесении в схему размещения нестационарных объектов торговли, торгового павильона общей площадью 20кв.м., находящегося в собственности общества "Урал-Снаб", который будет располагаться на земельном участке по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Каширина, с торца дома N 33А. При этом общество указало, что торговый павильон будет использоваться для организации розничной торговли продуктами питания собственного производства (мясные полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, выпечка), предполагаемый срок размещения торгового павильона на указанном участке 5 лет с возможной пролонгацией. К заявлению обществом приложена схема предполагаемого размещения объекта.
В ответ на указанное заявление общества Администрация письмом от 28.09.2016 N 2719 отказала во внесении изменения в Схему размещения нестационарных объектов на территории Чебаркульского городского округа спорого павильона, сославшись на то обстоятельство, что указанное месторасположение павильона находится в границах земельного участка правообладателем которого на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, и рекомендовала для размещения нестационарного торгового объекта на данном земельном участке обратиться к правообладателю.
Общество "Урал-Снаб" 30.05.2017 обратилось в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ с заявлением о согласовании схемы размещения и заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов обозначенных в приложениях к заявлению. К заявлению приложены: карта-схема НТО; схема размещения НТО; письмо Администрации N 2719 от 28.09.2016.
В ответ на указанное обращение ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ письмом от 12.07.2017 N 7/4545 сообщило о том, что размещение нестационарных торговых объектов планируется в границах 37 выдела 192 квартала Челябинского лесничества Минобороны России на территории земельного участка с кадастровым номером 74:23:000000:106, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению. В целях принятия решения по данному вопросу, учреждением направлен запрос в органы военного управления. После получения запрашиваемой информации учреждение известит общество дополнительно. Также сообщило о том, что торговый объект площадью 58,9 планируется к размещению в здании КПП на 1 этаже по адресу: ул. Каширина, 36. В связи с этим по вопросу размещения нестационарного объекта в здании на территории военного городка N 1 обществу "Урал-Снаб" необходимо обратиться в адрес балансодержателя данного объекта, а именно - в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Письмом от 23.11.2017 N 7/7725 ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ в дополнение к ранее направленному в адрес общества "Урал-Снаб" письму от 12.07.2017 N 7/4545 сообщило, что согласно ответу временно исполняющего обязанности начальника оперативного управления - заместителя начальника штаба Центрального военного округа от 09.10.2017 N18/60/658, земельный участок с кадастровым номером 74:23:000000:106 используется в интересах войск Центрального военного округа, в связи с чем размещение нестационарных торговых объектов на территории военного городка N 1 нецелесообразно.
Общество "Урал-Снаб" 30.11.2017 вновь обратилось в ФГКУ "Управления лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ с письмом, в котором сообщило, что по вопросу размещения нестационарного торгового объекта в здании КПП на 1 этаже по адресу: ул. Каширина, 36 был совершен запрос балансодержателю ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Миноброны России, на что был получен ответ о том, что данное помещение занимает ведомство МВД для размещения пункта участковых уполномоченных полиции, в связи с чем, передача данного помещения в аренду для размещения нестационарного торгового объекта в ближайшее время не представляется возможным. По вопросу размещения остальных объектов до настоящего времени не поступало никакой дополнительной информации, в связи с чем общество просило согласовать схему размещения и заключить договоры на размещение нестационарных торговых объектов, обозначенных в приложениях к настоящему письму. К заявлению обществом приложены: письмо N 099-05 от 30.05.2017, карта-схема НТО, схема размещения НТО, ответ ГУ МВД РФ по ЧО N 86/18495 от 26.09.2017.
В ответ на это обращение ФГКУ "Управления лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ письмом от 12.01.2018 N 7/90 указало на ранее данный обществу ответ исх. N 7/7725 с учетом позиции органов военного управления.
Общество "Урал-Снаб" 14.02.2018 обратилось в Администрацию с заявлением о разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и направить заявление о включении объектов в схему размещения в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ в соответствии с разъяснениями в письме N 7/90 от 12.01.2018. К заявлению приложены: копия письма от 20.09.2016 в Администрацию; копия письма N 099-05 от 30.05.2017 в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ с приложениями; копия ответа на письмо N 099-05 от 30.05.2017 ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ N7/4545 от 12.07.2017; копия дополнения к ответу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ N 7/4545 от 12.07.2017 N 7/4425 от 23.09.2017; копия запроса о разъяснениях N 215-11 от 30.11.2017 в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ; копия ответа на запрос о разъяснениях N 215-11 от 30.11.2017 ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ N 7/90 от 12.01.2018; схема размещения предполагаемых нестационарных торговых объектов на территории военного городка N1; карта размещения предполагаемых нестационарных торговых объектов на территории военного городка N1.
В соответствии с этим заявлением и приложенными к нему документами, общество просило внести изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Чебаркульского городского округа, в части включения местонахождения новых нестационарных торговых объектов расположенных по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д. 33 А, с юго-восточной стороны здания; г. Чебаркуль, ул. Каширина, д. 24, с северовосточной стороны здания; г.Чебаркуль, ул. Каширина, д. 36, с юго-восточной стороны здания (между многоквартирным жилым домом и зданием КПП); г. Чебаркуль, ул. Каширина, д. 48, с юго-восточной стороны здания; г.Чебаркуль, ул. Каширина, д. 47, с северо-западной стороны от продуктового магазина; территории Центрального рынка с юго-восточной стороны дома N 20 по ул. Каширина, г. Чебаркуль; территория с южной стороны продуктового магазина и центрального рынка и с восточной стороны дома N 25 по ул. Каширина, г. Чебаркуль.
В ответ на указанное обращение общества Администрация письмом от 31.07.2018 N 2773 сообщила, что вышеуказанная территория расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 (военный полигон), на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему нестационарных торговых объектов" (далее - Правила N 772), включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющими полномочия собственника имущества. В этой связи органом местного самоуправления был направлен запрос в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ. После получения ответа обращение было рассмотрено на комиссии по формированию и согласованию проекта схем размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа, а также согласования вносимых в схемы изменений (протокол от 25.07.2018). При этом, учитывая ответ ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ о возврате документов в связи с позицией заместителя командующего войсками военного округа по строительству и раскваритированию войск (сил) Центрального военного округа, Администрация не вправе принимать решения о включении новых мест в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности без согласования с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия собственника.
Из письма ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ от 06.07.2018 N 7/4132, следует, что в ответ на обращение общества "Урал-Снаб" от 14.03.2018 N 799 по вопросу включения нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: Челябинская область, г.Чебаркуль, ул.Каширина, в Схему размещения нестационарных торговых объектов указано, что в соответствии с позицией заместителя командующего войсками военного округа по строительству и раскваритрованию войск (сил) Центрального военного округа В.Карпова от 18.05.2018 N 69/60/505 размещение нестационарных торговых объектов на территории военного городка нецелесообразно, в связи с чем ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ возвратило обществу направленные документы.
Не согласившись с отказом Администрации от 31.07.2018 N 773 во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в части включения местонахождения нового нестационарного торгового объекта, расположенного по адресным ориентирам: г.Чебаркуль, ул.Каширина,33А, размер 7,5х14 кв.м., с юго-восточной стороны здания, а также с отказом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ от 06.07.2018 N 4132, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, установив, что земельный участок, в границах которого заявителем испрашивается место для включения в схему нестационарного торгового объекта и уже фактически расположен нестационарный торговый объект, относится к объектам, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, находится в государственной собственности и является изъятым из оборота, пришли к выводу о правомерности оспариваемых отказов ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ и Администрации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления определен Правилами N 772, в соответствии с которыми, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4). Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6). О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление (пункт 7). Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8). Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4-6 этих Правил для включения объектов в схему размещения (пункт 9).
Как установлено судами, в 1980 году в/ч 86727 исполнительным комитетом Челябинского областного Совета народных депутатов выдан государственный акт на право пользования землей серии A-I N 240417, в соответствии с которым за этим землепользователем закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 41522,0 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для государственных надобностей. В дальнейшем на указанный земельный участок выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 74-АА N 061897 от 02.06.2005, в соответствии с которым земельному участку присвоен кадастровый номер 74:23:0000000:0106 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения, местоположение: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, зарегистрирован за Российской Федерации на праве собственности).
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 10.06.2017 N 944 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района" на указанный земельный участок (участок из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения с кадастровым номером 74:23:0000000:106, площадью 415 220 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира войсковая часть, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727). Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению "Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации".
ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ выдано свидетельство N 74-74-38/045/2014/164 от 30.06.2015 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок.
В соответствии с кадастровым планом территорий на земельном участке с кадастровым номером 74:23:0000000:106 установлены две зоны с особыми условиями использования территории: 1) 74.23.2.4 - граница зоны с особыми условиями использования территории Чебаркульского полигона N 86727, с установленным запретом на все кадастровые процедуры на указанном участке. Зона установлена на основании государственного акта на право пользования землей серии A-I N 240417; 2) 74.00.2.368 - граница зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Челябинское лесничество Минобороны России (на основании пункта 12 Постановления Правительства от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", которым предусмотрено, что на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества).
Судами также установлено, что вступившим в законную силу решением Чебаркульского городского суда от 17.11.2017 по делу N 2- 968/2017, возбужденному по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ к индивидуальному предпринимателю Филиппову Е.В., Щелкун Т.Г. и обществу "УралСнаб" о признании незаконными действий по использованию земельного участка площадью 21 кв.м. под размещение нестационарного объекта - павильона "Русские деликатесы", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, и о возложении обязанности освободить от указанного нестационарного объекта земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106, исковые требования удовлетворены частично. Действия Щелкун Т.Г. по использованию указанного земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, под размещение нестационарного объекта - павильона, установленного возле дома N 33А по ул. Кашрина в г.Чебаркуле Челябинской области признаны незаконными, на Щелкун Т.Г. возложена обязанность за счет собственных средств земельный участок от нестационарного объекта в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом общей юрисдикции при рассмотрении указанного дела в частности установлено, что, согласно произведенных Управлением Росреестра по Челябинской области измерений и установлению координат поворотных точек, торговый павильон, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, ул.Каширина, д.N 33-А, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, и входит в зоны с особыми условиями использования территории: 74.00.2.329 "Третья зона округа санитарной охраны курорта Кисегач Челябинской области", 74.00.2.368 "Запретная зона военного объекта - Челябинское лесничество Министерства обороны РФ" и 74.23.2.4 "Чебаркульский полигон N 86727", что подтверждается техническим отчетом по установлению и описанию границ земельного участка и кадастровым планом территории.
Указанный судебный акт, как верно указано судами, имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного дела относительно установленного обстоятельства - наличия на территории спорного земельного участка зоны с особыми условиями использования территории - запретной зоны военного объекта - Челябинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренный заявителем отказ ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, как органа, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, от согласования размещения на участке нестационарного торгового объекта, не просто связан с нецелесообразностью такого размещения, а прежде всего, обусловлен размещением на участке зон с особыми условиями использования территории.
При этом судами принято во внимание, что судом общей юрисдикции в рамках дела N 2-968/2017 установлено, что часть земельного участка занята Щелкун Т.Г. самовольно, доказательств правомерного занятия этого участка и установления нестационарного торгового объекта - торгового павильона Щелкун Т.Г. не представлено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования прокурора в части признания действий Щелкун Т.Г. по использованию земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта - павильона, установленного возле дома N 33А по ул. Каширина в г. Чебаркуле незаконными и возложения на Щелкун Т.Г. обязанности освободить самовольно занятый участок от указанного павильона.
Как установлено судами, указанный в решении суда общей юрисдикции нестационарный объект продан обществу "Урал-Снаб", на дату рассмотрения настоящего дела спорный участок не освобожден, объект эксплуатируется, решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 17.11.2017 по делу N 2-968/2017, не исполнено. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Таким образом, вывод судов о том, что нестационарный торговый объект, отказ в согласовании и во внесении в Схему места размещения которого является предметом настоящего спора, в испрашиваемом обществом месте уже распложен и эксплуатируется, несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего его убрать, является верным.
Кроме того, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельный участок Министерства обороны России, в границах которого заявителем испрашивается место для включения в схему нестационарного торгового объекта и уже фактически расположен нестационарный торговый объект, относится к объектам, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, находится в государственной собственности и является изъятым из оборота.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", органом, уполномоченным на согласование схемы размещения нестационарного торгового объекта на территории участка, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, является Министерство обороны.
То есть, как обоснованно, отмечено судами, только Минобороны России вправе определять, какие объекты военного недвижимого имущества подлежат использованию в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а какие нет, в том числе для решения вопроса о размещении на таких объектах нестационарных торговых объектов.
Как видно из материалов дела, в ходе его рассмотрения представитель привлеченного к участию в настоящем деле Министерства обороны Российской Федерации поддержал позицию ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, основанную на письме заместителя командующего войсками военного округа по строительству и расквартированию войск (сил) Центрального военного округа от 18.05.2018 N 69/60/505 о нецелесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории военного городка, расположенного на землях обороны и безопасности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что земельный участок, в границах которого заявителем испрашивается место для включения в схему нестационарного торгового объекта, находится в государственной собственности и является ограниченным в обороте, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ в согласовании включения объекта заявителя в схему размещения.
Поскольку отказ Администрации во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, спорного объекта заявителя является производным от указанного выше решения ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, судами также правомерно не установлено оснований для признания его не соответствующим закону.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2020 по делу N А76-35977/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, указанный в решении суда общей юрисдикции нестационарный объект продан обществу "Урал-Снаб", на дату рассмотрения настоящего дела спорный участок не освобожден, объект эксплуатируется, решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 17.11.2017 по делу N 2-968/2017, не исполнено. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Таким образом, вывод судов о том, что нестационарный торговый объект, отказ в согласовании и во внесении в Схему места размещения которого является предметом настоящего спора, в испрашиваемом обществом месте уже распложен и эксплуатируется, несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего его убрать, является верным.
Кроме того, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", органом, уполномоченным на согласование схемы размещения нестационарного торгового объекта на территории участка, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, является Министерство обороны."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2020 г. N Ф09-5956/20 по делу N А76-35977/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5956/20
16.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4580/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35977/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35977/18
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35977/18