г. Челябинск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А76-35977/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2020 по делу N А76-35977/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" - Корнева Н.П. (доверенность N 17 от 04.06.2019);
Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Пшеничникова Е.Ю. (доверенность N 4/162-19 от 12.12.2019, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" (далее - ООО "Урал-Снаб", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Администрация) и федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ) о: 1) признании незаконным отказа Администрации от 31.07.2018 N 2773 во внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, находящихся в собственности общества, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Чебаркульского городского округа, в части включения местонахождения нового нестационарного торгового объекта, расположенного по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, размер 7,5х14кв.м, с юго-восточной стороны здания; 2) признании незаконным отказа ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ от 06.07.2018 N 4132 в согласовании схемы размещения нестационарных торговых объектов; 3) обязании Администрации принять решение по заявлению ООО "Урал-Снаб" в отношении объекта по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, размер 7,5х14кв.м, с юго-восточной стороны здания, в соответствии с действующим законодательством; 4) обязании ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ заключить договор аренды нестационарных торговых объектов, расположенных по адресным ориентирам: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, размер 7,5х14кв.м, с юго-восточной стороны здания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Урал-Снаб" не согласилось с таким решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства: обращаясь в Администрацию с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части включения местонахождения нового нестационарного торгового объекта, общество планировало организовать торговлю пищевыми продуктами для нужд военного городка; отказ Администрации мотивирован тем обстоятельством, что спорная территория находится в границах земельного участка, принадлежащего Российской Федерации и находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ; ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ со своей стороны сообщило о позиции заместителя командующего войсками военного округа о нецелесообразности размещения нестационарного торгового объекта на спорном участке; суд первой инстанции указал на наличие в границах земельного участка двух зон с особыми условиями использования территории - полигона и Челябинского лесничества Минобороны РФ; наличие ограничений зоны особого использования полигона материалами дела подтверждено, на=о ссылка на установление запретной зоны Челябинского лесничества Минобороны РФ несостоятельная, так как документов об установлении этой зоны в соответствии с установленным порядком не представлено, и такая зона не может быть установлена, так как эта территория не относится к территории военного объекта, а является территорией военного городка, в котором в собственности Российской Федерации находится только земля; включение нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с органом, осуществляющим полномочия собственника, а основанием для отказа во внесении изменений в такую схему является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установление ограничений в их обороте, а такого основания, как "нецелесообразность" не предусмотрено; в настоящем случае единственное ограничение на земельном участке касается проведения всех кадастровых процедур, необходимость которых при внесении сведений о нестационарном торговом объекте в схему не предусмотрена. С учетом указанных обстоятельств заявитель полагает оспоренные решения ответчиком незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Привел доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. От Министерства обороны Российской Федерации в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Администрации и третьих лиц.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации против удовлетворения жалобы возражает, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Урал-Снаб" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067420016510 и, в соответствии с Уставом, осуществляет деятельность по оптовой и розничной торговле и поставке продуктов общественного питания.
20.09.2016 ООО "Урал-Снаб" обратилось в Администрацию с заявлением о внесении в схему размещения нестационарных объектов торговли, торгового павильона общей площадью 20кв.м., находящегося в собственности ООО "Урал-Снаб", который будет располагаться на земельном участке по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, ул.Каширина, с торца дома N 33А. При этом, общество указало, что торговый павильон будет использоваться для организации розничной торговли продуктами питания собственного производства (мясные полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, выпечка), предполагаемый срок размещения торгового павильона на указанном участке 5 лет с возможной пролонгацией (т.1 л.д.14). К заявлению обществом приложена схема предполагаемого размещения объекта.
В ответ на указанное заявление общества Администрация письмом от 28.09.2016 N 2719 отказала во внесении изменения в Схему размещения нестационарных объектов на территории Чебаркульского городского округа спорого павильона, сославшись на то обстоятельство, что указанное месторасположение павильона находится в границах земельного участка правообладателем которого на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, и рекомендовала для размещения нестационарного торгового объекта на данном земельном участке обратиться к правообладателю (т.1 л.д.15).
30.05.2017 ООО "Урал-Снаб" обратилось в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ с заявлением о согласовании схемы размещения и заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов обозначенных в приложениях к заявлению. К заявлению приложены: карта-схема НТО; схема размещения НТО; письмо Администрации N 2719 от 28.09.2016 (т.1 л.д.16-18).
В ответ на указанное обращение ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ письмом от 12.07.2017 N 7/4545 сообщило о том, что размещение нестационарных торговых объектов планируется в границах37 выдела 192 квартала Челябинского лесничества Минобороны России на территории земельного участка с кадастровым номером 74:23:000000:106, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению. В целях принятия решения по данному вопросу, учреждением направлен запрос в органы военного управления. После получения запрашиваемой информации учреждение известит общество дополнительно. Также сообщило о том, что торговый объект площадью 58,9 планируется к размещению в здании КПП на 1 этаже по адресу: ул.Каширина,36. В связи с этим по вопросу размещения нестационарного объекта в здании на территории военного городка N1 ООО "Урал-Снаб" необходимо обратиться в адрес балансодержателя данного объекта, а именно - в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России (т.1 л.д.19).
Письмом от 23.11.2017 N 7/7725 ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ в дополнение к ранее направленному в адрес ООО "Урал-Снаб" письму от 12.07.2017 N 7/4545 сообщило, что согласно ответу временно исполняющего обязанности начальника оперативного управления - заместителя начальника штаба Центрального военного округа от 09.10.2017 N 18/60/658, земельный участок с кадастровым номером 74:23:000000:106 используется в интересах войск Центрального военного округа, в связи с чем размещение нестационарных торговых объектов на территории военного городка N 1 нецелесообразно (т.1 л.д.20).
30.11.2017 ООО "Урал-Снаб" вновь обратилось в ФГКУ "Управления лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ с письмом, в котором сообщило, что по вопросу размещения нестационарного торгового объекта в здании КПП на 1 этаже по адресу: ул.Каширина,36 был совершен запрос балансодержателю ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, на что был получен ответ о том, что данное помещение занимает ведомство МВД для размещения пункта участковых уполномоченных полиции, в связи с чем, передача данного помещения в аренду для размещения нестационарного торгового объекта в ближайшее время не представляется возможным. По вопросу размещения остальных объектов до настоящего времени не поступало никакой дополнительной информации, в связи с чем ООО "Урал-Снаб" просило согласовать схему размещения и заключить договоры на размещение нестационарных торговых объектов, обозначенных в приложениях к настоящему письму. К заявлению обществом приложены: письмо N 099-05 от 30.05.2017, карта-схема НТО, схема размещения НТО, ответ ГУ МВД РФ по ЧО N 86/18495 от 26.09.2017 (т.1 л.д.21).
В ответ на это обращение ФГКУ "Управления лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ письмом от 12.01.2018 N 7/90 указало на ранее данный обществу ответ исх. N 7/7725 с учетом позиции органов военного управления (т.1 л.д.22).
14.02.2018 ООО "Урал-Снаб" обратилось в Администрацию с заявлением о разработке и утверждении схемы размещения нестационарного торгового объекта с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и направить заявление о включении объектов в схему размещения в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в соответствии с разъяснениями в письме N 7/90 от 12.01.2018. К заявлению приложены: копия письма от 20.09.2016 в Администрацию; копия письма N 099-05 от 30.05.2017 в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ с приложениями; копия ответа на письмо N 099-05 от 30.05.2017 ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ N7/4545 от 12.07.2017; копия дополнения к ответу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ N 7/4545 от 12.07.2017N7/4425 от 23.09.2017; копия запроса о разъяснениях N 215-11 от 30.11.2017 в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ; копия ответа на запрос о разъяснениях N 215-11 от 30.11.2017 ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ N 7/90 от 12.01.2018; схема размещения предполагаемых нестационарных торговых объектов на территории военного городка N1; карта размещения предполагаемых нестационарных торговых объектов на территории военного городка N1 (т.1 л.д.25).
В соответствии с этим заявлением и приложенными к нему документами, общество просило внести изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Чебаркульского городского округа, в части включения местонахождения новых нестационарных торговых объектов расположенных по адресным ориентирам: г.Чебаркуль, ул. Каширина, д.ЗЗ А, с юго-восточной стороны здания; г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.24, с северо-восточной стороны здания; г.Чебаркуль, ул. Каширина, д. 36, с юго-восточной стороны здания (между многоквартирным жилым домом и зданием КПП); г. Чебаркуль, ул. Каширина, д. 48, с юго-восточной стороны здания; г.Чебаркуль, ул. Каширина, д. 47, с северо-западной стороны от продуктового магазина; территории Центрального рынка с юго-восточной стороны дома N 20 по ул. Каширина, г. Чебаркуль; территория с южной стороны продуктового магазина и центрального рынка и с восточной стороны дома N 25 по ул. Каширина, г. Чебаркуль.
В ответ на указанное обращение ООО "Урал-Снаб" Администрация письмом от 31.07.2018 N 2773 сообщила, что вышеуказанная территория расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106 (военный полигон), на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему нестационарных торговых объектов" (далее - Правила N772), включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющими полномочия собственника имущества. В этой связи органом местного самоуправления был направлен запрос в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ. После получения ответа обращение было рассмотрено на комиссии по формированию и согласованию проекта схем размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов на территории Чебаркульского городского округа, а также согласования вносимых в схемы изменений (протокол от 25.07.2018). При этом, учитывая ответ ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ о возврате документов в связи с позицией заместителя командующего войсками военного округа по строительству и раскваритированию войск (сил) Центрального военного округа, Администрация не вправе принимать решения о включении новых мест в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности без согласования с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия собственника.
Также заявителем в материалы дела представлено письмо ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ от 06.07.2018 N 7/4132, в соответствии с которым, в ответ на обращение ООО "Урал-Снаб" от 14.03.2018 N799 по вопросу включения нестационарных торговых объектов по адресному ориентиру: Челябинская область, г.Чебаркуль, ул.Каширина, в Схему размещения нестационарных торговых объектов указано, что в соответствии с позицией заместителя командующего войсками военного округа по строительству и раскваритрованию войск (сил) Центрального военного округа В.Карпова от 18.05.2018 N 69/60/505 размещение нестационарных торговых объектов на территории военного городка нецелесообразно, в связи с чем ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ возвратило направленные ООО "Урал-Снаб" документы (т.1 л.д.28).
Не согласившись с отказом Администрации от 31.07.2018 N 773 во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в части включения местонахождения нового нестационарного торгового объекта, расположенного по адресным ориентирам: г.Чебаркуль, ул.Каширина,33А, размер 7,5х14 кв.м., с юго-восточной стороны здания, а также с отказом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ от 06.07.2018 N4132, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки позиции суда первой инстанции.
Так, требования заявителя представляют собой требования об оспаривании ненормативных правовых актов Администрации и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, принятых по итогам рассмотрения обращений заявителя по поводу согласования и внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Чебаркульского городского округа, в части включения местонахождения нового нестационарного торгового объекта заявителя (по адресному ориентиру: г. Чебаркуль, ул. Каширина, д.33А, размере 7,5х14кв.м, с юго-восточной стороны здания), а также требования о восстановлении нарушенных этими ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя путем обязания ответчиков принять решение по обращению заявителя и заключить с заявителем договор аренды этого нестационарного торгового объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления определен Правилами N 772, в соответствии с которыми, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4). Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6). О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление (пункт 7). Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8). Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4-6 этих Правил для включения объектов в схему размещения (пункт 9).
Судом первой инстанции установлено, что в 1980 году в/ч 86727 исполнительным комитетом Челябинского областного Совета народных депутатов выдан государственный акт на право пользования землей серии A-I N 240417 (т.1 л.д.106-113), в соответствии с которым за этим землепользователем закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 41522,0 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для государственных надобностей. В дальнейшем, на указанный земельный участок выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 74-АА N 061897 от 02.06.2005, в соответствии с которым земельному участку присвоен кадастровый номер 74:23:0000000:0106 (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения, местоположение: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, зарегистрирован за Российской Федерации на праве собственности) (т.1 л.д.104).
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 10.06.2017 N 944 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района" на указанный земельный участок (участок из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли иного специального назначения с кадастровым номером 74:23:0000000:106, площадью 415 220 000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира войсковая часть, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727). Земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению "Территориальное управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации" (т.1 л.д.101-103).
30.06.2015 ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ выдано свидетельство N 74-74-38/045/2014/164 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанный земельный участок (т.1 л.д.105).
В соответствии с кадастровым планом территорий (т.1 л.д.114-117), на земельном участке с кадастровым номером 74:23:0000000:106 установлены две зоны с особыми условиями использования территории: 1) 74.23.2.4 - граница зоны с особыми условиями использования территории Чебаркульского полигона N 86727, с установленным запретом на все кадастровые процедуры на указанном участке. Зона установлена на основании государственного акта на право пользования землей серии A-I N 240417; 2) 74.00.2.368 - граница зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Челябинское лесничество Минобороны России (на основании пункта 12 Постановления Правительства от 05.05.2014 N405 "Об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", которым предусмотрено, что на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества).
Судом первой инстанции также установлено, что вступившим в законную силу решение Чебаркульского городского суда от 17.11.2017 по делу N 2-968/2017, возбужденному по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ к индивидуальному предпринимателю Филиппову Е.В., Щелкун Т.Г. и ООО "УралСнаб" о признании незаконными действий по использованию земельного участка площадью 21кв.м. под размещение нестационарного объекта - павильона "Русские деликатесы", расположенного по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, ул.Каширина, д.33А, и о возложении обязанности освободить от указанного нестационарного объекта земельный участок с кадастровым номером 74:23:0000000:106, исковые требования удовлетворены частично, Действия Щелкун Т.Г. по использованию указанного земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, под размещение нестационарного объекта - павильона, установленного возле дома N 33А по ул.Кашрина в г.Чебаркуле Челябинской области признаны незаконными, на Щелкун Т.Г. возложена обязанность за счет собственных средств земельный участок от нестационарного объекта в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу (т.1 л.д.55-61).
Судом общей юрисдикции при рассмотрении указанного дела в частности установлено, что, согласно произведенных Управлением Росреестра по Челябинской области измерений и установлению координат поворотных точек, торговый павильон, расположенный по адресу: Челябинская область, г.Чебаркуль, ул.Каширина, д.N 33-А, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 74:23:0000000:106, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, полигон военной части N 86727, и входит в зоны с особыми условиями использования территории: 74.00.2.329 "Третья зона округа санитарной охраны курорта Кисегач Челябинской области", 74.00.2.368 "Запретная зона военного объекта - Челябинское лесничество Министерства обороны РФ" и 74.23.2.4 "Чебаркульский полигон N 86727", что подтверждается техническим отчетом по установлению и описанию границ земельного участка и кадастровым планом территории.
В этой связи приведенный в апелляционной жалобе довод заявителя о несостоятельности вывода суда первой инстанции относительно наличия на территории спорного земельного участка зоны с особыми условиями использования территории - запретной зоны военного объекта - Челябинское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, подлежит отклонению, как противоречащий содержанию представленного в материалы дела кадастрового плана территории и обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции по гражданскому делу (ч.3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренный заявителем отказ ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, как органа, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, от согласования размещения на участке нестационарного торгового объекта, не просто связан с нецелесообразностью такого размещения, а прежде всего, обусловлен размещением на участке зон с особыми условиями использования территории.
Также, судом общей юрисдикции в рамках дела N 2-968/2017 установлено, что часть земельного участка занята Щелкун Т.Г. самовольно, доказательств правомерного занятия этого участка и установления нестационарного торгового объекта - торгового павильона Щелкун Т.Г. не представлено, в связи с чем суд удовлетворил исковые требования прокурора в части признания действий Щелкун Т.Г. по использованию земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта - павильона, установленного возле дома N 33А по ул. Каширина в г. Чебаркуле незаконными и возложения на Щелкун Т.Г. обязанности освободить самовольно занятый участок от указанного павильона.
Как установлено судом первой инстанции, указанный в решении суда общей юрисдикции нестационарный объект продан ООО "Урал-Снаб" и на дату рассмотрения настоящего дела, спорный участок не освобожден, объект эксплуатируется, решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 17.11.2017 по делу N 2-968/2017, не исполнено (что участвующими в деле лицами не оспаривается).
Таким образом, нестационарный торговый объект, отказ в согласовании и во внесении в Схему места размещения которого является предметом настоящего спора, в испрашиваемом обществом месте уже распложен и эксплуатируется, несмотря на наличие вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего его убрать.
Кроме того, в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельный участок Министерства обороны России, в границах которого заявителем испрашивается место для включения в схему нестационарного торгового объекта и уже фактически расположен нестационарный торговый объект, относится к объектам, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности, находится в государственной собственности и является изъятым из оборота.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", органом, уполномоченным на согласование схемы размещения нестационарного торгового объекта на территории участка, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, является Министерство обороны.
То есть, как обоснованно отметил суд первой инстанции, только Минобороны России вправе определять, какие объекты военного недвижимого имущества подлежат использованию в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а какие нет, в том числе для решения вопроса о размещении на таких объектах нестационарных торговых объектов.
Представитель привлеченного к участию в настоящем деле Министерства обороны Российской Федерации поддержал позицию ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ, основанную на письме заместителя командующего войсками военного округа по строительству и расквартированию войск (сил) Центрального военного округа от 18.05.2018 N 69/60/505 о нецелесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории военного городка, расположенного на землях обороны и безопасности.
Таким образом, отказ в согласовании включения объекта заявителя в схему размещения произведен ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ в связи с наличием установленного законодательством ограничения в обороте земельного участка, что соответствует пункту 8 Правил N 772, а потому такой отказ следует признать соответствующим закону.
Отказ Администрации во внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, спорного объекта заявителя является производным от указанного выше решения ФГУП "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны РФ. Оснований для признания его не соответствующим закону также не имеется.
Законность и обоснованность оспоренных ненормативных правовых актов исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этих актов недействительными.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о необоснованности требований заявителя в полном объеме у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ООО "Урал-Снаб" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 17.03.2020 N 44).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса российской Федерации указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.02.2020 по делу N А76-35977/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Урал-Снаб" (ОГРН 1067420016510) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.03.2020 N 44).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35977/2018
Истец: ООО "УРАЛ-СНАБ"
Ответчик: Администрация Чебаркульского городского округа, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, ФГКУ "Центральное региональноеуправление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация Чебаркульского городского округа, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5956/20
16.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4580/20
20.02.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35977/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35977/18
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-35977/18