Екатеринбург |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А71-16852/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.12.2019 по делу N А71-16852/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Удмуртской Республики приняли участие представители:
антимонопольного органа - Перевозчикова О.В. (доверенность от 17.01.2020 N 03-06);
государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" - Красноперова Г.И. (доверенность от 30.12.2019 N 3-юр).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Удмуртской Республики.
Желнин Василий Александрович (далее - заявитель, Желнин В.А.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения управления от 01.10.2019 N 018/06/106-753/2019 (далее - решение).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики".
Решением суда от 20.12.2020 (судья Бушуева Е.А.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 (судьи Трефилова Е.М., Борзенкова И.В., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права - статей 8, 31, 34, 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), статей 182, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что из Закона о контрактной системе следует, что участником закупки, предметом которой является квартира, может быть юридическое или физическое лицо в единственном числе. Представитель участника закупки соответственно может представлять интересы только одного лица - единоличного собственника квартиры. В связи с указанным оспоренное требование заказчика к участнику закупки основано на законе. Кроме того, антимонопольный орган считает, что судами не учтена специфика оформления закупок в электронной форме, которая не предполагает возможности проставления нескольких электронных цифровых подписей.
В отзыве на кассационную жалобу Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" просит обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу управления - удовлетворить.
Как следует из материалов дела, 24.09.2019 Государственным казенным учреждением Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (уполномоченное учреждение) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N зз-32604-19 (номер закупки 0813500000119012133) Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В антимонопольный орган 24.09.2019 поступила жалоба Желнина В.А. на положения аукционной документации в части требования к участнику закупки.
По результатам внеплановой проверки управлением принято оспариваемое решение, которым жалоба Желнина В.А. признана необоснованной, сделаны выводы о соответствии положений аукционной документации Гражданскому кодексу Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации, Закону о контрактной системе.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленного требования Желнин В.А. указывал, что спорное требование аукционной документации ограничивает конкуренцию путем сужения круга лиц, имеющих право быть участником аукциона. Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. При отсутствии законодательных ограничений любые лица вправе принимать участие в электронном аукционе лично или через своего представителя при наличии надлежаще оформленной доверенности.
Возражая против заявленных требований, антимонопольный орган ссылался, что только ч. 10 ст. 34 Закона о контрактной системе прямо предусматривает возможность заключения контрактов с несколькими участниками по одному предмету закупки.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что спор между сторонами возник относительно правомерности требований пункта 8.1.1 Информационной карты документации об электронной аукционе, которым установлено следующее требование к участникам закупки: участник электронного аукциона согласно части 4 статьи 3 Закона о контрактной системе и статьи 209 Гражданского кодекса Российской федерации должен являться единственным собственником жилого помещения (квартиры).
По мнению антимонопольного органа, данное требование является правомерным, не ограничивает конкуренцию.
В статье 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р услуги по операциям с недвижимым имуществом входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Правомочия по отчуждению имущества в силу закона принадлежат исключительно собственнику. Однако это не свидетельствует о том, что собственник не вправе передать свое право на отчуждение имущества другому лицу, например, на основании соответствующей доверенности.
В силу части 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Согласно части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав указанные правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что на основании выданной собственником имущества (жилого помещения) доверенности, в которой право на отчуждение (продажу) имущества (жилого помещения) собственником передано представителю, последний вправе заключить сделку купли-продажи имущества (жилого помещения), принадлежащего собственнику.
Также суды исходили из того, что возможность заключения договора купли-продажи недвижимости представителем собственников объекта недвижимости либо несколькими собственниками объекта недвижимости в общегражданском обороте свидетельствует о том, что и в закупочных процедурах возможно заключение договора в таком же порядке.
Подписание договора купли-продажи жилого помещения, заключенного в электронной форме, электронно-цифровой подписью представителя равно как и подписание представителем договора на бумажном носителе создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (представляемых).
Суды признали, что спорное требование аукционной документации, устанавливающее, что участником аукциона может быть только единственный собственник жилого помещения, ограничивает круг лиц, имеющих право быть участником такого аукциона, а, следовательно, ограничивает конкуренцию, что недопустимо в силу ст. 8 Закона о контрактной системе.
Доводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, а описывают обстоятельства, носящие технический характер, возникновение которых возможно при оформлении процесса закупки.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 2012.2019 по делу N А71-16852/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.