Екатеринбург |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А71-18569/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - управление, фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2020 по делу N А71-18569/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания суда кассационной инстанции от фонда в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к открытому акционерному обществу "Милком" (далее - общество, ОАО "Милком") с иском о взыскании 14 612 руб. 99 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконной выплаты страховой пенсии работнику Вологжанину Анатолию Евгеньевичу (далее - Вологжанин А.Е.) за период с 01.09.2018 по 31.03.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Вологжанин А.Е.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что право на индексацию пенсии имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности осуществляется органом Пенсионного фонда ежемесячно на основании отчетов, представляемых работодателями, по форме СЗВ-М, однако, если на основании указанных отчетов установлен факт прекращения пенсионером трудовой деятельности, органом пенсионного расчет индексации и выплата пенсии производится фондом в увеличенном размере.
Управление в кассационной жалобе приводит довод о том, что, являясь страхователем, ОАО "Милком" в октябре 2018 года не представлено сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года в отношении Вологжанина А.Е., из чего фондом сделан вывод об отсутствии в обществе застрахованного лица Вологжанина А.Е. в сентябре 2018 года в качестве работника. Оснований не доверять сведениям, представленным ОАО "Милком", у управления не имелось. В соответствии с частями 3, 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), на основании сведений, представленных ОАО "Милком" по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, 20.11.2018 фондом принято решение о выплате сумм страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.09.2018 пенсионеру Вологжанину В.А., как прекратившему осуществление работы.
Заявитель жалобы считает, что исходя из положений Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченные суммы пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), достоверные сведения о работе на Вологжанина А.Е. по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года должны поступить в управление ранее даты вынесения распоряжения о перерасчёте размера пенсии (индексации размера пенсии) Вологжанину А.Е., то есть, до 20.11.2018, однако, сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года представлены ОАО "Милком" с нарушением срока - 20.02.2019, после принятия фондом решения.
В жалобе фонд выражает несогласие с выводом судов о том, что сведения за октябрь 2018 года и последующие периоды, в том числе, на Вологжанина А.Е. - работника ОАО "Милком" предоставлялись в установленный законом срок, следовательно, на момент принятия решения об индексации пенсии управление располагало сведениями о застрахованном лице - пенсионере Вологжанине А.Е., который фактически не прекратил осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии.
Фонд считает, что представленная страхователем отчетность за август 2018 года, затем за октябрь 2018 года (в отсутствии сведений за сентябрь 2018 года) объективно не указывает на отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, а наоборот свидетельствует о факте прекращения и возобновления работы, поскольку при отсутствии сведений от работодателя по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2018 года пенсионер считается уволенным, при поступлении сведений за отчетный период октябрь 2018 года - возобновившим работу. Тем самым получение отчета по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года и в последующие периоды, из которых следовало, что Вологжанин А.Е. осуществляет трудовую деятельность, обоснованно расценено управлением как возобновление работы после прекращения трудовой деятельности, которое не влияет в соответствии с частью 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ на сумму проведенной на момент такого возобновления индексации. Факт отсутствия увольнения и дальнейшего трудоустройства Вологжанина А.Е., мог быть опровергнут исключительно предоставлением сведений за сентябрь 2018 года в отношении Вологжанина А.Е. Соответственно, только после поступления 20.02.2019 сведений за сентябрь 2018 года и их загрузки на лицевой счет застрахованного лица, фондом выявлено, что пенсионер в сентябре 2018 года трудовую деятельность не прерывал и права на получение пенсии с учетом индексации не имел.
Заявитель в жалобе настаивает на несвоевременном представлении обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Вологжанина А.Е. за сентябрь 2018 года, что повлекло за собой причинение ущерба бюджету фонда в сумме 14 612 руб. 99 коп., и свидетельствует о наличии прямой причинно-следственной связи между невыполнением страхователем ОАО "Милком" своих обязанностей по предоставлению в пенсионный фонд своевременной и достоверной информации и возникновением убытков.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Вологжанин А.Е. является работающим в ОАО "Милком" пенсионером. Поскольку обществом не представлены в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Вологжанина А.Е. за сентябрь 2018 года, данное лицо учтено фондом в системе персонифицированного учета в соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), как неработающий пенсионер.
В порядке части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ управлением вынесено решение о выплате страховой пенсии Вологжанину А.Е. с учетом индексации в период с 01.09.2018 по 31.03.2019 на основании части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Обстоятельства непредставления обществом достоверной информации о работающем пенсионере и представлении информации за сентябрь 2018 года только в феврале 2019 года, повлекло, по мнению заявителя жалобы, излишнюю выплату из средств пенсионного фонда суммы страховой пенсии в размере 14 612 руб. 99 коп. за период с 01.09.2018 по 31.03.2019.
В целях добровольного урегулирования спора, в адрес общества направлена претензия от 08.05.2019 N 4264/15-18, в которой ОАО "Милком" предложено возместить убытки в указанной сумме.
Неисполнение обществом в добровольном порядке данного требования фонда послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ОАО "Милком" 14 612 руб. 99 коп. убытков.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия причинно-следственной связи между действиями фонда и причиненным ему вредом в виде излишне выплаченной пенсии, не доказанности совокупности обстоятельств, влекущих для возложения ответственности в виде возмещения убытков.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя убытков и наличие его вины, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, а также размер понесенных убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 названного закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частей 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 названного закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе, полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 данного закона, выплачиваются в размере, исчисленном согласно названного законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 указанного закона и корректировки размера страховой пенсии в силу части 10 статьи 18 данного закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, установленном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
В силу пункта 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного закона и корректировки размера страховой пенсии согласно части 10 статьи 18 названного закона, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачивается в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ).
Федеральным законом N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению ущерба привели его виновные действия.
Частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
С учетом приведенных норм права, на страхователя возложена обязанность возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством, в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренные частью 5 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Сведения о том, осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность, фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовым договорам или заключивших договоры гражданско-правового характера.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрена обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 88 Правил N 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Как следует из материалов проверки, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года с типом "исходная" на 3196 застрахованных лиц 04.10.2018 представлены ОАО "Милком"; сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за сентябрь 2018 года на 21 застрахованное лицо, в том числе Вологжанина А.Е. представлены 20.02.2019; застрахованному лицу - пенсионеру Вологжанину А.Е. в связи с отсутствием от общества сведений в спорный период за период с 01.09.2018 по 31.03.2019 в отношении названного работника управлением произведена указанному лицу индексация пенсии.
Оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что сведения на Вологжанина А.Е. за август, октябрь 2018 года и последующие периоды ОАО "Милком" предоставлялись управлению в установленный законом срок, сделав обоснованный вывод, что на момент принятия решения об индексации пенсии фонд располагал сведениями о застрахованном лице - пенсионере Вологжанине А.Е., фактически не прекратившим осуществление трудовой деятельности, правомерно посчитав, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для индексации получаемой пенсии.
С учетом установленного, суды верно заключили, что фонд не лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, однако, который, после представления обществом сведений за сентябрь 2018 года, когда отсутствовали такие основания, не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, без проведения дополнительной проверки, принял решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу.
Таким образом, судами верно отмечено, что фонд фактически имел возможность не производить выплату индексации в силу положений статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и Правил N 885н, между тем, получив от страхователя 20.02.2019 сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, управление не прекратило выплату пенсии с учетом индексации, производив начисление по 31.03.2019.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон, в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания с него убытков.
Доказательств обратного управлением в материалы дела, суду не представлено.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано фонду в удовлетворении заявленных требований.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.06.2020 по делу N А71-18569/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленного, суды верно заключили, что фонд не лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, однако, который, после представления обществом сведений за сентябрь 2018 года, когда отсутствовали такие основания, не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, без проведения дополнительной проверки, принял решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу.
Таким образом, судами верно отмечено, что фонд фактически имел возможность не производить выплату индексации в силу положений статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и Правил N 885н, между тем, получив от страхователя 20.02.2019 сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года, управление не прекратило выплату пенсии с учетом индексации, производив начисление по 31.03.2019."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф09-6739/20 по делу N А71-18569/2019