Екатеринбург |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А47-1341/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д. В., рассмотрел кассационную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге, Управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2020 по делу N А47-1341/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается с учетом особенностей, предусмотренных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без проведения судебного заседания.
УПФР в г. Оренбурге обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Де люкс" (далее - ООО "Де люкс", общество) о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в размере 10 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.04.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафных санкций, ссылаясь на неправильную оценку судами обстоятельств дела, полагая, что поскольку моментом обнаружения совершенного правонарушения является дата представления обществом сведений по форме СЗВ-М - 17.12.2018, соответственно, учитывая совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки с момента выявления правонарушения до обращения в суд с соответствующим заявлением пенсионным фондом не пропущен.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, ООО "Де люкс" в пенсионный фонд 17.12.2018 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период октябрь 2018 года.
Управление по результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.08.2019 N 066S18190013431, согласно которому названные выше сведения представлены обществом не своевременно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия пенсионным фондом решения от 08.10.2019 N 066S191900013865 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В адрес общества управлением направлено требование от 11.11.2019 N 066S01190018802 об уплате в срок до 29.11.2019 финансовых санкций, неисполнение которого послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о пропуске управлением срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным Законом.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице соответствующие сведения, предусмотренные данной статьей.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2018 года представлены страхователем 17.12.2017, то есть с нарушением установленного законом срока.
На основании п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Как установлено судами, сведения о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2018 года должны были быть представлены в срок не позднее 15.11.2018. Таким образом, правонарушение считается совершенным при пропуске указанного срока, начиная с 16.11.2018.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (ч. 6).
Срок составления указанного акта Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен, однако, отсутствие в названном законе указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
Как верно отмечено судами, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной п. 31 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены ст. 101.4 НК РФ и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений. Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных финансовых санкций управление должно было руководствоваться нормами НК РФ.
Как верно отмечено судами, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды установили, что правонарушение совершено обществом 16.11.2018, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, истек.
С учетом установленного, суды пришли к правомерному выводу о том, что обращение пенсионного фонда в суд 05.02.2020, т.е. за пределами установленного законом срока, исключает возможность для удовлетворения заявленных требований.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2020 по делу N А47-1341/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной п. 31 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены ст. 101.4 НК РФ и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений. Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных финансовых санкций управление должно было руководствоваться нормами НК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф09-6602/20 по делу N А47-1341/2020