Екатеринбург |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А60-5373/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу председателя комитета по правовой работе и муниципальной службе Администрации городского округа Первоуральск, временно исполнявшего обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению Щербакова Сергея Викторовича (далее - администрация, должностное лицо, Щербаков С.В.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2020 по делу N А60-5373/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Свердловское УФАС) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2020 заявленные требования удовлетворены, Щербаков С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Щербаков С.В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению кассатора, письмо общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - общество "Авангард", общество) от 31.07.2019 N 6 нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, т.к. оно не соответствует требованиям ни Административного регламента, ни Земельного кодекса Российской Федерации. Без определения цели использования земельного участка, которая не указана в письме общества "Авангард", невозможно определить для чего истребуется земельный участок. Считает, что в силу п. 2 ст. 46 Административного регламента, срок рассмотрения заявления составляет не более 15 дней. Поскольку заявка была подана 31.07.2019 года, а Щербаков С.В. назначен временно исполняющим обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению 12.09.2019 года, следовательно, срок рассмотрения к тому времени уже был пропущен, таким образом, вина Щербакова С.В. в правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9.1 КоАП РФ, отсутствует.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 31.07.2019 общество обратилось в Администрацию ГО Первоуральск с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139, площадью 7 597 кв. м, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N 21 (исх. N 6 от 31.07.2019, вх. N 9062 от 31.07.2019).
Администрацией ГО Первоуральск подготовлен ответ (исх. N 9668 от 03.10.2019) об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139, площадью 7 597 кв. м, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N 21, где также указано, что земельный участок примыкает к земельному участку с капитальным строением, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия, но при этом защитная зона не определена и не зарегистрирована, а, соответственно, не установлены ограничения.
Общество "Авангард" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) уполномоченного органа в лице Администрации ГО Первоуральск, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403) и выразившиеся в нарушении порядка и сроков принятия решения о проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139, площадью 7 597 кв. м, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N 21.
Свердловским УФАС вынесено решение, в котором административным органом сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
На основании статьи 28.8, части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, и назначил наказание в виде предупреждения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 настоящего Кодекса, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации (часть 1.2 - 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 утвержден исчерпывающий Перечень процедур в сфере жилищного строительства. В их числе - организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации) (пункт 14).
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона может осуществляться, в том числе путем обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (подпункт 6).
Проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (подпункт 9).
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (действовал до 10.01.2020).
В силу статьи 20 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги входят следующие процедуры:
1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги.
2. Проведение экспертизы документов, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
Срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона - не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
Судами установлено и заявителем жалобы не оспаривается, что 31.07.2019 общество обратилось в Администрацию ГО Первоуральск с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139.
Следовательно, 2-месячный срок на вынесение решения, истек 30.09.2019.
Администрацией ГО Первоуральск подготовлен ответ (исх. N 9668 от 03.10.2019) по истечении 63 дней, т.е. с нарушением установленного срока.
Таким образом, на момент назначения Щербакова С.В. временно исполняющим обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению 12.09.2019 года, он имел возможность соблюсти срок для подготовки ответа.
При этом апелляционным судом верно отмечено, что срок, на который ссылается податель жалобы, предусмотренный пунктом 2 статьи 46 Административного регламента - не более 15 дней установлен не для подготовки ответа, а для оценки возможности использования земельного участка для заявленных целей, в связи с чем, соответствующие доводы кассатора подлежат отклонению.
Возражения должностного лица об отсутствии указанного нарушения также сводятся к тому, что письмо общества "Авангард" от 31.07.2019 нельзя рассматривать в качестве заявления о проведении аукциона, т.к. оно не соответствует установленной административным регламентом в приложении N 3 форме, а также Земельному кодексу Российской Федерации; в указанном письме отсутствует цель использования земельного участка.
Проанализировав форму заявления о проведении аукциона, приведенную в приложении N 3 к Административному регламенту N 2569, а также содержание направленного в Администрацию заявления общества "Авангард" от 31.07.2019, суды пришли к выводу о том, что оно могло быть расценено Администрацией в качестве заявления о проведении аукциона, поскольку в нем приведены все значимые, предусмотренные данной формой, сведения.
Доводы об отсутствии указания на цель использования земельного участка в обращении общества, что не позволяло его расценить в качестве заявления о проведении аукциона, также подлежат отклонению, поскольку из содержания заявления общества "Авангард" следует однозначный вывод о том, что целью заключения договора аренды спорного земельного участка с указанным видом разрешенного использования "для многоэтажной застройки" являлось осуществление работ по жилищному строительству на нем.
Должностным лицом не приведено правовых доводов, согласно которым цель использования земельного участка в данном случае могла противоречить виду разрешенного использования этого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как верно указано судами, вина Щербакова С.В. заключается в том, что она, обладая организационно-распорядительными или административными полномочиями, имел возможность для соблюдения требований, установленных законодательством, но не предпринял для этого всех необходимых мер.
Доказательств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований должностным лицом в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлены.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2020 по делу N А60-5373/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу председателя комитета по правовой работе и муниципальной службе Администрации городского округа Первоуральск, временно исполнявшего обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению Щербакова Сергея Викторовича- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
...
Доказательств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований должностным лицом в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
...
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судами не установлены."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф09-5878/20 по делу N А60-5373/2020