Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф09-5878/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А60-5373/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И. В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица председателя комитета по правовой работе и муниципальной службе Администрации городского округа Первоуральск, временно исполнявшего обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению Щербакова Сергея Викторовича
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 16 апреля 2020 года, принятое судьей И.В. Хачёвым в порядке упрощенного производства по делу N А60-5373/2020
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
к Председателю комитета по правовой работе и муниципальной службе Администрации городского округа Первоуральск, временно исполнявшего обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению Щербакову Сергею Викторовичу
о привлечении к административной ответственности путем назначения административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Свердловское УФАС) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Председателю комитета по правовой работе и муниципальной службе Администрации городского округа Первоуральск, временно исполнявшего обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению Щербакову Сергею Викторовичу (далее - должностное лицо) о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2020 года заявленные требования удовлетворены, Щербаков С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением, Щербаков С.В. обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что из текста письма ООО "Авангард" от 31.07.2019 N 6 не следует, что просьба о продаже права на заключения аренды земельного участка связана с жилищным строительством. Без определения цели использования земельного участка, которая не указана в письме ООО "Авангард", невозможно и определить для чего истребуется земельный участок, следовательно, письмо от 31.07.2019 N 6 ООО "Авангард" нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, т.к. оно не соответствует требованиям ни Административного регламента, ни Земельного кодекса РФ. Данное письмо было рассмотрено как обращение юридического лица. Администрацией ГО Первоуральск подготовлен ответ 03.10.2019. Также в апелляционной жалобе приведены доводы о том, что вина должностного лица в нарушении срока рассмотрения заявления отсутствует. В силу п.2 ст.46 Административного регламента, срок рассмотрения заявления составляет не более 15 дней. Поскольку заявка была подана 31.07.2019 года, а Щербаков С.В. назначен временно исполняющим обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению 12.09.2019 года, следовательно, срок рассмотрения к тому времени уже был пропущен, таки образом, вина Щербакова С.В. в правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9.1 Кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Свердловское УФАС письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.07.2019 общество обратилось в Администрацию ГО Первоуральск с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139, площадью 7 597 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N 21 (исх. N 6 от 31.07.2019, вх. N 9062 от 31.07.2019).
Администрацией ГО Первоуральск подготовлен ответ (исх. N 9668 от 03.10.2019) об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139, площадью 7 597 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N 21, а также сообщила о том, что земельный участок примыкает к земельному участку с капитальным строением, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия, но при этом защитная зона не определена и не зарегистрирована, а, соответственно, не установлены ограничения.
ООО "Авангард" обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила (вх. N 01-29467 от 23.10.2019) на действия (бездействие) уполномоченного органа в лице Администрации ГО Первоуральск, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в п. 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403) и выразившиеся в нарушении порядка и сроков принятия решения о проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139, площадью 7 597 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Ленина, в районе дома N21.
Свердловским УФАС вынесено решение от года по жалобе ООО "Авангард", в котором административным органом сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 28.8, ч. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, и назначил наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.63 настоящего Кодекса, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 в соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержден Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который вступил в силу 07.11.2014 (по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления).
Рассмотрение в соответствии с п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на акты и (или) действия (бездействие) органа местного самоуправления, их должностных лиц при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 6 ГрК РФ, допускается по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу акта Правительства РФ, утвердившего исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ), то есть с 07.02.2015.
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Исчерпывающего перечня N 403 относится организация и проведение аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Антимонопольный орган в силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматривает жалобы в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона в силу подпунктов 6 и 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
- обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
- проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов регулируется Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (далее - Административный регламент).
Согласно статье 20 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги входят следующие процедуры:
1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги.
2. Проведение экспертизы документов, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
Срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона принимается в срок не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что 31.07.2019 общество обратилось в Администрацию ГО Первоуральск с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139.
Администрацией ГО Первоуральск подготовлен ответ (исх. N 9668 от 03.10.2019) об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:139.
Ссылка заявителя на то, что письмо ООО "Авангард" нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, поскольку оно не соответствует требованиям Административного регламента и ЗК РФ, подлежит отклонению, поскольку в Административном регламенте отсутствует статья 19, в которой должны содержаться форма заявления и прилагаемых к нему документов.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина согласно статье 18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, на основании статьи 18 Конституции Российской Федерации уполномоченный орган в случае выявления им конкуренции норм, регулирующих порядок рассмотрения обращения, не обладает правом выбора подлежащих применению норм, а одновременно рассматривает обращение в обоих качествах, применяя нормы обоих законов, либо устанавливает действительную волю обратившегося лица.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона принимается в срок не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
Администрацией ГО Первоуральск подготовлен ответ (исх. N 9668 от 03.10.2019) по истечении 63 дней, т.е. с нарушением установленного срока.
Срок, на который ссылается податель жалобы, предусмотренный п.2 ст.46 Административного регламента - не более 15 дней установлен не для подготовки ответа, а для оценки возможности использования земельного участка для заявленных целей.
Таким образом, на момент назначения Щербакова С.В. временно исполняющим обязанности Главы Администрации городского округа Первоуральск по муниципальному управлению 12.09.2019 года, он имел возможность соблюсти срок для подготовки ответа ООО "Авангард" по заявлению от 31.07.2019.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина заинтересованного лица заключается в том, что он имел возможность для соблюдения требований, установленных градостроительным законодательством, но не предпринял для этого всех необходимых мер.
Факт нарушения материалами дела подтвержден. Доказательств, подтверждающих, что заинтересованным лицом своевременно принимались исчерпывающие меры, направленные на соблюдение требований действующего градостроительного законодательства, а также подтверждающих отсутствие у него возможности принять меры, направленные на недопущение нарушений, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Поскольку в действиях заинтересованного лица доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, требование антимонопольного органа судом первой инстанцией удовлетворено правомерно.
При этом суд первой инстанции при принятии решения о назначении административного наказания применил самое мягкое наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2020 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-5373/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5373/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Щербаков Сергей Викторович