Екатеринбург |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А50-5351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Татариновой И.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2020 по делу N А50-5351/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства социального развития Пермского края - Ларюшкина И.В. (доверенность от 03.04.2020 N 33-05-109-17).
Администрация Кондратовского сельского поселения (далее - администрация) обратился в арбитражный суд с иском к Пермскому краю в лице Министерства социального развития Пермского края (далее - министерство) о взыскании с Пермского края за счет казны Пермского края убытков в размере 958 320 руб., причиненных бюджету Кондратовского сельского поселения в связи с выплатой Фатыковой Л.В. денежных средств в целях соблюдения ее жилищных прав.
Решением суда от 19.06.2020 исковые требования удовлетворены, с Пермского края в лице министерства за счет казны Пермского края в пользу администрации взысканы убытки в сумме 958 320 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить в полном объеме, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
Заявитель считает, что суды неверно определили обстоятельства дела, и определили субъект Российской Федерации - Пермский край, как уполномоченный орган, за счет казны которого необходимо взыскать убытки в виде расходов в результате исполнении решения Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2019 по делу N 2-186/2019. Как полагает заявитель, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из мер, установленных данным законом (статья 17) является обеспечение инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями. В отношении лиц, вставших на учет после 1 января 2005 года, абзац третий статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больном заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, по его мнению, граждане, страдающие заразными формами туберкулеза и граждане, страдающие другими формами хронических заболеваний, обеспечиваются в соответствии с жилищным кодексом, входят в единый перечень хронических заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н. Заявитель отмечает, что предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний является федеральной льготой, и поскольку порядок компенсации предоставления этих льгот на федеральном уровне не установлен, то финансирование расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Возлагая на Пермский край обязанности по финансированию таких расходов, суды обеих инстанций не учли, что будет грубо нарушена статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в случаях, определенных данной нормой.
Как следует из материалов дела, решением Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2019 по делу N 2-186/2019 на администрацию возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке Фатыковой Л.В., действующей в интересах своего несовершеннолетнего ребенка (Фатыков В.Р.), отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, на одного человека не менее 22 кв. м общей площади, отвечающего санитарно-техническим требованиям, расположенное в границах д. Кондратово Пермского района Пермского края. Решение вступило в законную силу 13.03.2019. Основанием для принятия указанного судебного акта явились выводы суда о том, что Фатыков В.Р. является инвалидом с детства, имеет заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378), имеет право на пользование дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"), поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 26.07.2019 по делу N 2-186/2019 изменен порядок и способ исполнения решения Пермского районного суда Пермского края от 07.02.2019 путем взыскания с администрации денежной суммы в сумме 958 320 рублей, соответствующей стоимости жилого помещения.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта администрацией на счет Фатыковой Л.В. перечислено 958 320 руб., что подтверждается платежным поручением от 12.09.2019 N 1912.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении указанного выше физического лица истцом понесены убытки в размере 958 320 рублей, подлежащие возмещению за счет ответчика, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными по праву и по размеру, возложив обязанность по их возмещению на Пермский край в лице Минсоцразвития Пермского края за счет казны Пермского края.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (ч.1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК (ред. от 14.12.2012) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" внеочередное предоставление жилых помещений осуществляется гражданам, страдающим одной из тяжелых форм хронических заболеваний, определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Суды, установив, что Фатыкова В.Р. является инвалидом с детства, имеет заболевание, входящее в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 16.06.2006 N 378 (но не туберкулез), поставлен на соответствующий учет после 01.01.2005, сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае расходы по обеспечению его жилым помещением являются расходными обязательствами Пермского края.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, установив, что судебным актом на истца возложена обязанность по предоставлению Фатыковой В.Р. благоустроенного жилого помещения, а впоследствии выплаты денежной суммы в размере 958 320 руб., истец исполнил обязанность путем выплаты денежной суммы взамен обязанности по предоставлению жилого помещения Фатыковой В.Р. за счет муниципального жилищного фонда, в связи с чем им понесены соответствующие расходы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с ответчика убытки в сумме 958 320 руб. на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Надлежащим финансовым органом, представляющим интересы казны Пермского края, осуществляющим функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края, в том числе средств на предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан, в соответствии с Положением о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п (пункты 1.1, 3.1.2, 3.2), является Министерство социального развития Пермского края
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2020 по делу N А50-5351/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, установив, что судебным актом на истца возложена обязанность по предоставлению Фатыковой В.Р. благоустроенного жилого помещения, а впоследствии выплаты денежной суммы в размере 958 320 руб., истец исполнил обязанность путем выплаты денежной суммы взамен обязанности по предоставлению жилого помещения Фатыковой В.Р. за счет муниципального жилищного фонда, в связи с чем им понесены соответствующие расходы, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно взыскали с ответчика убытки в сумме 958 320 руб. на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф09-6451/20 по делу N А50-5351/2020