Екатеринбург |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А60-39094/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Лимонова И. В., Сафроновой А. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Свердловская пригородная компания" (далее - АО "СПК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020 по делу N А60-39094/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
АО "СПК" - Осипов Г.С. (доверенность от 24.09.2019 б/н);
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) - Чанышев С.А. (доверенность от 09.01.2020 N 10).
Министерство обратилось в суд с исковым заявлением к АО "СПК" с требованием, с учетом уточнения, о взыскании 42 775 510 руб., составляющих излишне выплаченную субсидию за 2017 год, а также начисленных на указанную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.02.2019 по 25.09.2019 сумме 1 982 615 руб. 59 коп., с продолжением начислением процентов по день фактического исполнения основного обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Свердловской области (далее - Минфин Свердловской области) и Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, АО "СПК" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
АО "СПК" считает, что суды пришли к неверному выводу о неисполнении ответчиком своих обязанности по возврату излишне уплаченной субсидии и наличию неосновательного обогащения на стороне АО "СПК".
Министерство транспорта и Минфин Свердловской области просят в отзывах на кассационную жалобу просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между Министерством транспорта и связи Свердловской области (Министерство) и открытым акционерным обществом "Свердловская пригородная компания" (организация) заключен договор об обслуживании пригородных маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом на территории Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 28/12-2016, предметом которого согласно п. 1.1, 1.2 которого является организация регулярной перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области в соответствии с маршрутной сетью движения пригородных поездов по территории Свердловской области на 2017 год (приложение N 2), по тарифам, установленным для организации Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Согласно пункту 2.2.1 договора организация осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области в соответствии с маршрутной сетью движения пригородных поездов по территории Свердловской области на 2017 год (приложение N 2 к договору) по предельным тарифам на перевозку пассажиров и багажа, установленным Региональной энергетической комиссией Свердловской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора организация обеспечивает выполнение установленных показателей ежемесячного объема вагонокилометровой работы, ежемесячного объема перевезенных пассажиров (приложение N 1 к Договору), которые определены на основании данных, представленных Перевозчиком, и графика движения поездов, указанного в маршрутной сети движения пригородных поездов по территории Свердловской области на 2017 год (приложение N 2 к Договору), а также учет перевезенных пассажиров, доходов от оплаты за проезд пассажирами и оплаты перевозки багажа, и затрат по перевозке пассажиров в пригородном сообщении на территории Свердловской области.
25 мая 2017 года между Министерством и обществом заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Свердловской области N 23 (далее - Соглашение от 25.05.2017 N 23).
Пунктом 1.2 соглашения от 25.05.2017 N 23 определено, что предоставление субсидии осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Свердловской области от 19.12.2016 N 131-03 "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" в соответствии с лимитами бюджетных обязательствах, доведенными Министерству.
На основании пункта 2.1 соглашения от 25.05.2017 N 23 планируемый размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, рассчитывается в соответствии с Порядком и в 2017 году определен в размере 1 126 438 000 рублей.
Кроме того, соглашением от 25.05.2017 N 23 установлено, что планируемый размер субсидии на очередной и/или текущий финансовый год в целях возмещения недополученных доходов Перевозчика, определяется Министерством на основании заключений исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования тарифов.
С учетом дополнительного соглашения от 04.12.2017 N 3, заключенного Министерством и обществом к соглашению от 25.05.2017 N 23, размер субсидии составил 1 197 424 000 рублей (на основании заключения Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2016 N 31-01-80/2019).
Обращаясь в суд с заявлением о возврате в областной бюджет субсидии, Министерство указало на то, что по итогам прогнозного сводного отчета общества за декабрь 2017 года (вх. от 21.12.2017 N 11876), по итогам 2017 финансового года, общество не использовало 21 715 654,41 рубля из средств областного бюджета, запланированных для компенсации недополученных доходов, на основании чего, сумма субсидии, подтвержденной отчетными документами за 2017 год, составила 1 175 708 345,59 руб.
Из материалов дела также следует, что в 2017 году субсидия перечислена истцом ответчику в полном объеме в сумме 1 175 708 345,59 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 25.05.2017 N 144, 20.06.2017 N 201, 04.08.2017 N 270, 24.08.2017 N 297, 22.09.2017 N 358, 03.11.2017 N 491, 01.12.2017 N 547, 20.12.2017 N 579, 21.12.2017 N 584.
29 декабря 2018 года в Министерство поступило заключение РЭК Свердловской области от 29.12.2018 N 31-01-80/1876 о результатах государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области, осуществляемые обществом в 2019 году (далее - заключение), в котором было указано на излишне полученные доходы обществом по результатам регулируемой деятельности в 2017 году в размере 42 775 510 рублей.
В связи с поступившим заключением Министерством в ответ было направлено служебное письмо о необходимости предоставления информации по расчету излишне полученных доходов общества в 2017 году (от 27.02.2019 N 13-01-80/1119).
Из поступившей информации от РЭК Свердловской области следовало, что с учетом фактического объема пассажиров и зонных тарифов на перевозку пассажиров, включая детские, платы за предоставление места в поездах повышенной комфортности, установленных с 01.01.2017 (постановление РЭК Свердловской области от 30.11.2016 N 141-ПК), доходы рассчитаны в сумме 1 265 787 310 рублей.
С учетом обоснованных расходов и доходов, а также выплаченной в 2017 году субсидии в размере 1 175 708 350 рублей, излишне полученные обществом доходы по регулируемому виду деятельности по Свердловской области составляют 42 775 510 рублей (выписка из Протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 19.12.2018 N 36, на котором присутствовал в том числе представитель общества).
В соответствии с п.п. "69" п. 5.3 соглашения от 25.05.2017 N 23 общество обязуется возвратить в областной бюджет субсидии в случае если размер субсидий, предоставленных за периоды, предшествующие текущему финансовому году, превышает размер возникших в эти периоды недополученных доходов перевозчика, подтвержденный заключением исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования тарифов.
Кроме того, пунктом 26 Порядка предусмотрена процедура возврата денежных средств в доход областного бюджета, а именно в течение 30 рабочих дней с даты получения заключения исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования тарифов, Министерство направляет Перевозчику требование о возврате субсидий в областной бюджет. При невозврате субсидий в установленный срок (30 рабочих дней), Министерство принимает меры по взысканию подлежащей возврату в областной бюджет субсидии в судебном порядке.
Письмом от 13.02.2019 N 13-01-82/798 Министерством было направлено требование о возврате денежных средств за 2017 год в размере 42 775 510 рублей с указанием необходимых реквизитов для перечисления излишне полученных средств субсидии, а также приложением Заключения РЭК Свердловской области.
В ответ на требование Министерства общество отказалось возмещать излишне полученную субсидию, ссылаясь на то, что возврат необходимой суммы возможен только после увеличения суммы субсидирования на 2019 год в размере 42 775 510 рублей.
Указанные обязательства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Впоследствии, истец изменил основания исковых требований - с требования о возврате субсидии в порядке бюджетного законодательства, на требование о взыскании неосновательного обогащения в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Министерством исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, с выводами суда первой инстанции согласился, оставив решение суда без изменения.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам. В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Бюджетный кодекс не предусматривает начисление процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий договора от 10.09.2014 N 10 о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-13889.
Истец заявил требование о взыскании неосновательного обогащения, возникшего вследствие выявления факта излишне полученных доходов по результатам деятельности в 2017-м году в соответствии с заключением РЭК Свердловской области и их невозвратом обществом по требованию Министерства в установленном порядке.
Судами установлено, что обязательства по перечислению обществу субсидии за 2017-й год выполнены истцом надлежащим образом, а затраты общества, превышающие его доходы, полученные на основании установленных тарифов, компенсированы в полном объеме.
Согласно выписке из Протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 19.12.2018 N 36 с учетом обоснованных расходов и доходов, а также выплаченной в 2017 году субсидии в размере 1 175 708 350 рублей, излишне полученные обществом доходы по регулируемому виду деятельности по Свердловской области составили 42 775 510 рублей.
Письмом от 13.02.2019 N 13-01-82/798 министерство заявило обществу требование о возврате денежных средств за 2017 год в размере 42 775 510 рублей с указанием необходимых реквизитов для перечисления излишне полученных средств субсидии, а также приложением Заключения РЭК Свердловской области.
В ответ на требование Министерства, общество отказалось возмещать излишне полученную субсидию, ссылаясь на то, что возврат необходимой суммы возможен только после увеличения суммы субсидирования на 2019 год в размере 42 775 510 рублей.
Учитывая, что ответчик не выполнил свою обязанность по возврату по требованию истца излишне полученной субсидии в 2017-м году в сумме 42 775 510 рублей, подтвержденную решением регулирующего органа о факте излишне полученных доходов, суды пришли к верному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что в силу пункта 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие "Финансовый год". Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Положения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Пунктом 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, которые находятся на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года должны быть перечислены получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Из приведенных положений следует, что перенос неиспользованных бюджетных средств на следующий финансовый год недопустим.
Доводы жалобы о том, что Методика, утвержденная Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1, утратила силу с 06.02.2018 и не регулирует отношения по установлению экономической обоснованности тарифа на 2019 год и последующие периоды, подлежат отклонению, так как механизм компенсации затрат перевозчика, в том числе по рассматриваемому настоящим делом периоду - 2017 году, в Методике N 1649/17 остался аналогичным (пункт 46).
Кроме того, подтвержденная сумма задолженности АО "СПК" перед Министерством за 2017 год, должна рассматриваться вне зависимости от установленного тарифа на 2019 год, так как фактический финансовый результат деятельности по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом за 2019 год будет известен исполнительным органам государственной власти Свердловской области только в период 2020-2021 годов, когда с достоверностью можно будет говорить о недополученных доходах перевозчика вследствие учета образовавшейся суммы задолженности за 2017 год в экономически обоснованном тарифе с последующим снижением размера суммы субсидии на 2019 год.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020 по делу N А60-39094/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Свердловская пригородная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие "Финансовый год". Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Положения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Пунктом 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, которые находятся на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года должны быть перечислены получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
...
Доводы жалобы о том, что Методика, утвержденная Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1, утратила силу с 06.02.2018 и не регулирует отношения по установлению экономической обоснованности тарифа на 2019 год и последующие периоды, подлежат отклонению, так как механизм компенсации затрат перевозчика, в том числе по рассматриваемому настоящим делом периоду - 2017 году, в Методике N 1649/17 остался аналогичным (пункт 46)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф09-7220/20 по делу N А60-39094/2019