Екатеринбург |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А71-17703/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - заявитель, управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2020 по делу N А71-17703/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - агентство) о признании недействительными предписания от 25.07.2019 N 3-Ф об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия, и охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы" от 25.07.2019 N 150 в части установленного срока, об обязании продлить срок организации проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия, установленный в предписании от 25.07.2019 N 3-Ф и охранном обязательстве от 25.07.2019 N 150 до 31.12.2023.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на то, что предписание и охранное обязательство агентства являются неисполнимыми в установленный срок, поскольку в доведенных до управления лимитах, необходимых для содержания и обслуживания объектов государственной казны Российской Федерации, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов денежные средства на проведение ремонтно-реставрационных работ не предусмотрены.
Заявитель отмечает, что управлением предприняты все необходимые действия, направленные на выполнение мероприятий по исполнению охранного обязательства; ссылается на неисполнимость предписания и охранного обязательства в установленный срок, ввиду сложившейся эпидемиологической обстановки в Удмуртской Республике.
В отзыве на кассационную жалобу агентство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, объект культурного наследия федерального значения "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы" находится в собственности Российской Федерации. Право собственности зарегистрировано 13.12.2010.
Решением Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 06.06.2013 по делу N 2-354/2013 удовлетворено исковое заявление прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к управлению, на Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом в лице заявителя возложена обязанность оформить охранное обязательство с последующей государственной регистрацией обременения права собственности на "Здание этапной тюрьмы, где содержались декабристы во время следования в сибирскую ссылку".
Представителем автономного учреждения культуры Удмуртской Республики "Центр по охране объектов культурного наследия" и представителем управления проведен осмотр объекта культурного наследия в соответствии с данными технической инвентаризации, по результатам которого составлен акт технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории от 18.06.2013 N 02-14/12-13, из которого следует, что общее состояние памятника аварийное, необходимо срочное проведение работ по сохранению. В целях сохранения объекта культурного наследия и создания нормальных условий для его использования пользователь обязан провести инженерно-техническое обследование состояния оснований, фундаментов и несущих конструкций в срок до 31.12.2014, разработать проект реставрации здания на основании историко-архивных и инженерно-технических исследований в срок до 31.12.2014, выполнить реставрационные работы в срок до 01.12.2015.
Управление (собственник) выдало Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики охранное обязательство на объект культурного наследия от 16.09.2013 N 53, в соответствии с которым приняло на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Охранное обязательство согласовано Управлением Министерства культуры России по Приволжскому федеральному округу.
Реставрационные работы в указанный в акте технического состояния от 18.06.2013 N 02-14/12-13 срок выполнены не были.
18.09.2017 агентством было зафиксировано ухудшение состояния объекта культурного наследия.
27.06.2019 ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора и нормативно-правовой работы агентства по результатам проведенного 27.06.2019 осмотра объекта культурного наследия составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 27.06.2019, утвержденный 25.07.2019 руководителем агентства, согласно которому объект культурного наследия был отнесен к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Приказом агентства от 25.07.2019 N 151 на основании статьи 47.5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Закон N 73-ФЗ) доступ к объекту культурного наследия приостановлен, о чем в управление направлено письмо от 29.07.2019 N 01-08/1447 с приложением копии приказа.
Приказом агентства от 25.07.2019 N 150 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, которым установлены следующие сроки и перечень работ по сохранению объекта культурного наследия: организовать проведение ремонтно-реставрационных работ в установленном статьей 45 Закона N 73-ФЗ порядке в срок до 31.12.2020.
Агентством управлению выдано предписание от 25.07.2019 N 3-Ф об устранении нарушений, выявленных по итогам проведения мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия. Управлению предписывается организовать работы по проведению ремонтно-реставрационных работ в установленном статьей 45 Закона N 73-ФЗ порядке в срок до 31.12.2020.
Управлением направлено письмо от 16.08.2019 N 01-11/5734 в агентство с просьбой о продлении срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия до 31.12.2023.
Письмом от 11.09.2019 N 01-08/1782 агентство отказало в продлении срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку продление срока может привести к физической утрате объекта культурного наследия.
Не согласившись с охранным обязательством и предписанием в части установленного срока, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности оснований для признания недействительными предписания и охранного обязательства агентства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 10, пунктами 1, 3, 4, 7, подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ, Положением об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республике от 29.02.2016 N 74, суды установили, что проверка проведена агентством в соответствии с требованиями законодательства, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Часть первая статьи 47.1 Закона N 73-ФЗ устанавливает, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Федерального закона.
Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия определены в части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 закона, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что объект культурного наследия "Здание этапной тюрьмы, где содержались во время следования в сибирскую ссылку многие декабристы" находится в федеральной собственности, принимая во внимание установленные агентством по результатам мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объекта культурного наследия обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем содержании объекта культурного наследия и неисполнении обязанности по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых предписания и охранного обязательства недействительными и правильно отказали в удовлетворении заявленных управлением требований.
Факт выявленных нарушений заявителем не опровергнут, возражения на акты технического состояния не представлены. Доказательств исполнения обязанностей по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, возложенных пунктом 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, а также пунктом 6 раздела 3 охранного обязательства, не представлены.
Отклоняя доводы заявителя о неисполнимости охранного обязательства и предписания, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих неисполнимость предписания и охранного обязательства в установленный срок - до 31.12.2020, который на момент рассмотрения дела не наступил.
Продление сроков исполнения предписания и охранного обязательства может привести к более серьезным последствиям, а именно повреждению или физической утрате объекта культурного наследия.
Ссылка заявителя на сложившуюся эпидемиологическую обстановку подлежит отклонению, как несостоятельная, поскольку не исключает обязанности управления по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2020 по делу N А71-17703/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть первая статьи 47.1 Закона N 73-ФЗ устанавливает, что ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 данного Федерального закона.
Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия определены в части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 закона, обязаны обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
...
Факт выявленных нарушений заявителем не опровергнут, возражения на акты технического состояния не представлены. Доказательств исполнения обязанностей по обеспечению сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, возложенных пунктом 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, а также пунктом 6 раздела 3 охранного обязательства, не представлены."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф09-6742/20 по делу N А71-17703/2019