Екатеринбург |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А76-13806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Сухановой Н. Н., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2020 по делу N А76-13806/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 20.01.2020 N 5218224А об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, связанных со сменой юридического адреса.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2020 (судья Кудрявцева А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 (судьи Калина И.В., Журавлев Ю.А., Забутырина Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом общество указывает на то, что в представленных в инспекцию документах, обществом заявлен адрес помещения и представлены доказательства, согласующиеся с данными Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, и техническим планом здания. В связи с этим общество полагает, что им представлены точные и достоверные сведения об адресе юридического лица с соблюдением всех необходимых требований к оформлению документов, установленных законом.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 12.12.2029 директор общества обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, связанных со сменой юридического адреса на адрес г. Челябинск, ул. Рязанская, д. 12, помещение N 23.
К названному заявлению приложены протокол от 12.12.2019 N 9 общего собрания участников, изменения к уставу общества, договор аренды недвижимого имущества от 15.11.2019 N 23/2019, письмо индивидуального предпринимателя Домбровской Е.В., в соответствии с которым она как собственник помещения выражает согласие на регистрацию юридического адреса общества: г. Челябинск, ул. Рязанская, д. 12, помещение N 23.
В ходе проверки заявленного при регистрации юридического адреса налоговым органом установлено, что по заявленному адресу уже зарегистрировано одно юридическое лицо. Помещение представляет собой единый офис, не разграничено перегородкой. При осмотре здания помещение N 23 не установлено, помещение (офис), на котором имеется вывеска общества, имеет номер N 385.
По результатам обследования 19.12.2019 инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы на основании пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица. Инспекцией обществу предложено в срок до 07.01.2020 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В указанный срок документы обществом не представлены.
С учетом изложенного налоговым органом сделан вывод о том, что обществом представлены неполные и недостоверные сведения об адресе, что не позволяет надлежащим образом идентифицировать место нахождения юридического лица.
Инспекцией 20.01.2020 в соответствии пунктом "а" статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ принято решение N 5218224А об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, связанных со сменой юридического адреса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 13.03.2020 N 16-07/2/001267 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта инспекции недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установлен статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ и включает: заявление о государственной регистрации установленной формы; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.
Нормы Закона о регистрации предусматривают, что лицо, подающее заявление о государственной регистрации, своей подписью подтверждает достоверность приведенной им в заявлении информации (подпункт "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 4, подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
На основании пункта 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Судами установлено и материалами дела в частности данными Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска подтверждено, что договор аренды на нежилое помещение составлен фиктивно, определить офис организации "Агроинвест" не представляется возможным, так как помещение N 23 на момент осмотра не обозначено, в осматриваемом помещении находится также иное юридическое лицо. Налоговым органом на основании этого сделан вывод об отсутствии деловой цели при смене адреса, отсутствии намерения использовать указанный обществом в заявлении от 12.12.2019 адрес для осуществления в связи с юридической деятельностью.
Судами верно указано, что в рассматриваемом случае осуществление государственной регистрации общества по спорному адресу, предоставленному формально, без фактического осуществления деятельности общества и нахождения исполнительного органа, не отвечает принципам достоверности, актуальности сведений федерального информационного ресурса, имеющего общедоступный характер.
Указанный обществом адрес в заявлении о государственной регистрации не совпадает с фактически установленным в ходе осмотра сотрудниками налогового органа местом нахождения организации. Следовательно, в заявлении о государственной регистрации указан неполный адрес объекта.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта инспекции недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2020 по делу N А76-13806/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агроинвест" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. за подачу кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.