Екатеринбург |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А34-12031/2019 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - общество "КГК", общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 по делу N А34-12031/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество "КГК" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов курганской области (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2019 N 92 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 (судья Желейко Т.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Киреев П.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КГК" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно установлено лицо, осуществляющее предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, т.е. исполнитель коммунальной услуги, а также неверно установлен коммунальный ресурс, который поставляет общество; доказательства предъявления платы собственникам именно за услугу по горячему водоснабжению материалы дела не содержат. С учетом того, что на оборудовании, с использованием которого производится горячая вода для многоквартирного дома, установлен общедомовой узел учета тепловой энергии, подлежит применению учетный метод расчета платы за поставленный коммунальный ресурс.
Кроме того, общество настаивает на повторности привлечения его к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.07.2019 на основании коллективного обращения потребителей коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных жилых домах города Кургана по адресам: 1 микрорайон, дом 23 и 2 микрорайон, дом 7, департаментом возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В дальнейшем 26.07.2019 в отношении общества "КГК" в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 92, согласно которому противоправные действия общества выразились в нарушении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии центрального горячего водоснабжения и приготовлении горячей воды для нужд горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренного п.54 Правил N 354 и п. 22 Приложения N 2 к Правилам N354.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении 12.08.2019 департаментом вынесено оспариваемое постановление, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Данный вывод является обоснованным, соответствует действующему законодательству.
Согласно ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 руб.
Согласно ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 36 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами.
Согласно п. 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил N 354 определяется по формуле 20.
Иного порядка расчета платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Правилами N 354 не предусмотрено.
Судами установлено, что производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению в вышеназванных многоквартирных домах осуществляется обществом как исполнителем коммунальной услуги.
Указанные многоквартирные дома оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды.
Между тем в нарушение императивных требований п. 54 Правил N 354, п.22 Приложения N 2 к Правилам N 354 при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и приготовлении горячей воды для коммунальных нужд потребителей с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не применяет норматив расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подлежащий применению.
При этом у общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства в сфере расчетов за поставленные коммунальные ресурсы, однако, исходя из обстоятельств административного правонарушения, обществом "КГК" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, не была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения правил и норм действующего законодательства.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества "КГК" состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Всем доводам кассационной жалобы судами нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
При подаче кассационной жалобы обществом "КГК" по платежному поручению от 15.09.2020 N 87194 ошибочно уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., которая подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 по делу N А34-12031/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" государственную пошлину, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 15.09.2020 N 87194.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с ч.3 ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.