Екатеринбург |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А76-46917/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - Управление, ГЖИ) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2020 по делу N А76-46917/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Самоцвет" (далее - ООО "УК "Самоцвет", управляющая компания) - Галимгареев Р.Х. (доверенность от 10.01.2020 N 1).
ООО "УК "Самоцвет" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ "ГЖИ Челябинской области" о признании недействительным предписания от 07.10.2019 N 4985 К-Н-19 с учетом определения от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 07.10.2019 N 4985 К-Н-19".
Решением суда от 23.06.2020 требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, поскольку услуги по обслуживанию общедомовых приборов учета (далее - ОПУ) в многоквартирном доме и услуги по содержанию придомовой территории входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) и оплачиваются в составе платы за жилое помещение, размер которой утвержден органом местного самоуправления; собственниками помещений многоквартирного дома в нарушение нормативных требований утвержден фиксированный размер платы за дополнительные услуги по содержанию придомовой территории и по обслуживанию общедомовых приборов учета; в протоколе собрания собственников помещений не конкретизировано, в отношении какого именно прибора учета установлен размер платы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "УК "Самоцвет" (ранее - ООО УК "ДомСервис") зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1167456103407 и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 2 по ул. В.З. Нечая в г. Снежинске Челябинской области на основании лицензии от 16.08.2019 N 0834, протокола внеочередного общего собрания собственников помещений этого дома от 10.11.2017 N 1 и договора управления многоквартирным домом от 10.11.2017 N 1/2.
На основании распоряжения от 18.09.2019 N 19-4984 4985 должностным лицом управления в период с 04.10.2019 по 07.10.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя по вопросу соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом. Результаты проверки отражены в Акте от 07.10.2019 N 4985 К-Н-19, которым зафиксирован факт нарушения требований статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ввиду начисления в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, платы за дополнительные услуги по содержанию придомовой территории (в размере 3,5 руб./кв. м) и платы по обслуживанию внутридомового прибора учета (в размере 30 руб./квартира/месяц), при том, что указанные услуги входят в Минимальный перечень и подлежат оплате в составе платы за содержание общего имущества, утвержденной органом местного самоуправления.
Управление по итогам проверки выставило управляющей компании предписание от 07.10.2019 N 4985 К-Н-19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым предписано в срок до 25.11.2019 произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы за дополнительные услуги по содержанию придомовой территории и платы по обслуживанию общедомового прибора учета на основании решения общего собрания за весь период необоснованного начисления.
Определением ГЖИ от 30.01.2020 "О внесении изменений в предписание от 07.10.2019 N 4985 К-Н-19" в указанное предписание внесены изменения, а именно - предписание отменено в части платы за дополнительные услуги по содержанию придомовой территории.
ООО "УК "Самоцвет", полагая, что предписание управления (в редакции определения о внесении изменений) вынесено с нарушением действующего законодательства, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого предписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судами установлено, что оспариваемое предписание выдано ГЖИ в пределах предоставленных ему полномочий (пункт 3 статьи 20 ЖК РФ) пункт 8.1 статьи 13 ЖК РФ, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), подпункт 2 пункта 8, подпункт 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, которая в свою очередь включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт.
В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание и жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
В статье 158 ЖК РФ указано на то, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения (часть 1). Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4).
На основании пунктов 17 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.068.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Расходы на содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, основным способом установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, оформляемое решением общего собрания собственников помещений. В случае непринятия собственниками помещения такого решения размер платы подлежит установлению органом местного самоуправления.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 17 Постановления Пленума от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом N 2 по улице В.З. Нечая в г. Снежинске оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 2 по ул. В.З. Нечая в городе Снежинске, 10.11.2017 принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно площади занимаемых помещений в размере, установленном органными местного самоуправления города Снежинска Челябинской области. Также утверждены плата за обслуживание и поверку общедомового прибора учета - в размере 30 руб./квартира/месяц (протокол от 10.11.2017 N 1 вопрос N 10).
На основании Правил N 491 общедомовые приборы учета включены в состав общего имущества многоквартирного дома.
Решением Собрания депутатов Снежинского городского округа от 09.11.2017 N 108 "О плате за жилое помещение", установлен размер платы в сумме 13,87 руб./кв. м общей площади в месяц, за содержание и текущий ремонт за исключением вывоза твердых бытовых отходов и технического обслуживания и текущего ремонта лифтов в многоквартирных домах с централизованной системой отопления, имеющие все виды благоустройства с лифтом, с электроплитой, оборудованные общедомовым прибором учета, в том числе: техническое обслуживание и текущий ремонт систем электроснабжения электроплит, в размере 0,19 руб./кв. м общей площади в месяц; плата за услуги по техническому обслуживанию, снятию показаний и поверке общедомовых приборов учета воды и тепла, в размере 0,26 руб./кв. м общей площади в месяц.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, данным решением размер платы за услуги по техническому обслуживанию общедомовых приборов учета электроэнергии не установлен, в Минимальный перечень такие услуги не включены, а потому эти услуги обоснованно определены решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в качестве дополнительных услуг с установлением самостоятельной платы в размере 30 руб./квартира/месяц.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В силу Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении такой платы принимаются общим собранием собственников помещений в МКД или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива. Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Судами установлено, что решением общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленным протоколом от 10.11.2017 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, утверждена форма договора управления многоквартирным домом с Перечнем работ и услуг по обслуживанию, поверки всех общедомовых приборов учета в многоквартирном доме, которая предусматривает дополнительные работы по обслуживанию, поверке всех общедомовых приборов учета, в том числе общедомового прибора учета электроэнергии, а именно: систематический осмотр общедомовых приборов учета, отслеживание их работоспособности; проведение своевременных поверок ОДПУ; снятие показаний, подготовка сводных отчетов по общедомовому потреблению ресурсов и передача их в ресурсоснабжающие компании; транспортировка ОДПУ до места проведения поверки и до обратно до места установки; установка (монтаж) ОДПУ после поверки или замены на новый ОДПУ; демонтаж ОДПУ для поверки или замены; замена ОДПУ вышедшего из строя.
Поскольку общим собранием собственников помещений в пределах своей компетенции определен дополнительный перечень работ, связанных с обслуживанием общедомовых приборов учета, суды пришли к обоснованному выводу о том, что самостоятельная плата за выполнение таких работ определена правомерно.
Данное решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке недействительным не признано и является действующим.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия ООО УК "Самоцвет", выраженные в начислении платы в размере 30 руб./квартира/месяц за дополнительную услугу "Обслуживание и поверка ОПУ", направлены на исполнение решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а потому являются законными, в связи с чем исполнение ООО УК "Самоцвет" содержащегося в оспоренном предписании требования о проведении перерасчета (сторнировании в полном объеме) платы за дополнительные услуги по обслуживанию и содержанию ОПУ, будет противоречить волеизъявлению собственников помещений многоквартирного дома и нарушит требования закона в части, определяющей компетенцию общего собрания собственников помещения и запрещающей управляющей организации в одностороннем порядке изменять утвержденный собственниками помещений размер платы.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание, ограничивающее право управляющей компании на получение законно установленной платы за оказанные услуги, противоречит приведенным выше нормам права, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Доводы ГЖИ, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование административным органом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2020 по делу N А76-46917/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.