Екатеринбург |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А60-13983/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Сафроновой А.А., Черемных Л.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" (далее - общество "РУСАЛ Урал") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2019 по делу N А60-13983/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "РУСАЛ Урал" - Васильев Н.С. (доверенность от 07.08.2020 N ЦУР-ДВ-20-0012).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - общество "УК "Дирекция единого заказчика") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "РУСАЛ Урал" об урегулировании разногласий по договору теплоснабжения от 19.04.2017 N УАЗ-0076/17-ОТ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2019 исковые требования удовлетворены: пункты 2.1.3, 2.1.12, 3.1.7, 3.1.10, 3.1.12, 3.1.13, 3.1.16, 3.1.19, 4.2, 4.5, 5.1, 5.5, 5.6, 6.1, 6.6, 7.2, 7.4, 7.5, 7.7, 8.2, 9.1, 9.3, приложение N 1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 6, 8 к договору теплоснабжения от 19.04.2017 N УАЗ-0076/17-ОТ приняты в редакции общества "УК "Дирекция единого заказчика".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РУСАЛ Урал" просит указанные судебные акты изменить, изложив спорные пункты договора теплоснабжения от 19.04.2017 N УАЗ-0076/17-ОТ в редакции, предложенной ответчиком, ссылаясь на нарушение судами норм материального права (статьи 19, 20, 22, 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правил организации теплоснабжения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115), и процессуального права (статьи 4, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению общества "РУСАЛ Урал", суды первой и апелляционной инстанции, принимая пункт 3.1.12 в редакции истца, необоснованно освободили управляющую организацию от обязанности по предоставлению ресурсоснабжающей организации посуточные ведомости приборов учета. Кассатор считает необходимым включение в текст договора спорный пункт в редакции общества "РУСАЛ Урал", в том числе с учетом того обстоятельства, что ведомости о посуточном потреблении горячей воды и тепловой энергии для горячего водоснабжения необходимы для расчета качества горячей воды по Приложению N 2 к Правилам N 354. В обоснование доводов заявитель кассационной жалобы ссылается на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А60-12316/2018, которыми урегулированы разногласия сторон, возникшие при заключении договора теплоснабжения от 19.04.2017 N УАЗ-0076/17-ГВ.
Помимо изложенного, податель жалобы полагает, что судом первой инстанции допущено нарушение части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившееся в несоответствии резолютивной части решения от 03.12.2019, резолютивной части решения, изготовленого в полном объеме 10.12.2019.
Общество "УК "Дирекция единого заказчика" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества "РУСАЛ Урал". По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "УК "Дирекция единого заказчика" является управляющей компанией многоквартирных домов в г. Каменск-Уральский Свердловской области.
Ресурсоснабжающая компания общество "РУСАЛ Урал" является поставщиком коммунальных ресурсов (отопление и горячее водоснабжение) в многоквартирные дома Красногорского района г. Каменска-Уральского, включая жилые районы Чкаловский и Силикатный.
Обществом "РУСАЛ Урал" в адрес общества "УК "Дирекция единого заказчика" направлен проект договора теплоснабжения N УАЗ-0076/17-ОТ
Управляющей организацией указанный договор подписан с протоколом разногласий. В результате урегулирования отдельных условий договора остались неурегулированными пункты 2.1.3, 2.1.12, 3.1.7, 3.1.10, 3.1.12, 3.1.13, 3.1.16, 3.1.19, 4.2, 4.5, 5.1, 5.5, 5.6, 6.1, 6.6, 7.2, 7.4, 7.5, 7.7, 8.2, 9.1, 9.3, приложение N 1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 6, 8 к договору теплоснабжения от 19.04.2017 N УАЗ-0076/17-ОТ.
Поскольку разногласия по договору не урегулированы, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 6.2.1, 6.2.58, 6.2.60 Правил N 115, пунктами 4, 16, 17, 80 Правил N 1034, пунктов 6, 7, 18, 21, Правил N 124, исходя из конкретных обстоятельств спора, урегулировал возникшие между сторонами разногласия, определив спорные пункты в редакции общества УК "Дирекция единого заказчика".
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Как верно установлено судами, отношения сторон регулируются, в частности положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, N 124.
В силу пунктов 1, 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами теплоснабжения, правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество "УК "Дирекция единого заказчика" является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов, и как исполнитель коммунальных услуг приобретает у ресурсоснабжающей организации - общества "РУСАЛ Урал", тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая спорные пункты договора в редакции истца, правомерно исходили из следующего.
Пункт 2.1.3. договора истцом предложен в редакции: "ТСО обязуется: обеспечить надлежащее качество и надежность теплоснабжения объектов Потребителя в точке поставки (присоединения), а именно подачу теплоносителя с расходом, температурой и давлением в подающем и обратном трубопроводах в соответствии с температурным графиком и гидравлическим режимом тепловых сетей".
Редакция ответчика пункта 2.1.3. договора следующая: "Обеспечить качество теплоснабжения в точке поставки, а именно температуру сетевой воды в подающем трубопроводу, в соответствии с Приложением N 2 с допустимым отклонением по температуре не более +/- 3".
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу пункта 17 Правил N 124 показатели качества поставляемого коммунального ресурса являются существенным условием договора.
Согласно пункту 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Пунктом 16 приложения 1 Правил N 354 также предусмотрено, что давление во внутридомовой системе отопления с любыми отопительными приборами должно не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышать статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.
Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.
Согласно пунктам 50, 51 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр) контролю подлежат параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим. При присоединении теплопотребляющей установки потребителя непосредственно к тепловой сети теплоснабжающая организация обеспечивает: а) давление в обратном трубопроводе; б) располагаемый напор; (перепад давления между подающим и обратным труб-ми) в) соблюдение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92 (далее - Приказ N 92), предусматриваемый в договоре режим отпуска тепловой энергии характеризуется прилагаемым к договору температурным графиком регулирования отпуска тепла в зависимости от температуры наружного воздуха, а также давлениями в подводящем и отводящем трубопроводах.
Согласно пункту 6.2.1, 6.2.58 Правил N 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Истолковав названные нормы права применительно к рассматриваемому спору, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что качество теплоснабжения не ограничивается только температурой сетевой воды в подающем трубопроводе. Помимо температуры к качеству ресурса относятся такие параметры, как расход и давление в подающем и обратном трубопроводах, определенные на основании гидравлического режима наружных тепловых сетей.
С учетом вышеприведенных норм, пункта 2.1.3 договора обоснованно принят судами в редакции истца.
В редакции истца пункт 2.1.12 договора сформулирован следующим образом: "ТСО обязуется: Разрабатывать на каждый отопительный сезон и предоставлять Потребителю в срок до 15 сентября текущего года температурные графики, согласованные и утвержденные органом местного самоуправления и гидравлические режимы в точках поставки инженерных систем отопления и централизованных тепловых сетей инженерно-технического обеспечения".
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: "Разрабатывать на каждый отопительный сезон и по запросу Потребителя предоставлять согласованные и утвержденные температурные графики".
Согласно пункту 6.2.60 Правил N 115, гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов.
В соответствии с пунктом 6.2.61 Правил N 115 для каждой контрольной точки тепловой сети и на узлах подпитки в виде режимной карты устанавливаются допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном (и подпиточном) трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного и летнего периодов. Мероприятия по регулированию расхода воды у потребителей составляются для каждого отопительного сезона.
В силу пункта 50 Приказа N 92, теплоснабжающая организация обязана: обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы теплоснабжения в соответствии с требованиями нормативно- технической документации и договором, заключенным между абонентом и теплоснабжающей организацией; разрабатывать гидравлические и тепловые режимы системы централизованного теплоснабжения до границ эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентами, обеспечивающих нормальное функционирование систем теплопотребления абонентов с расчетными параметрами в соответствии с техническими условиями на присоединение.
Поскольку отопительный сезон начинается в середине сентября, то температурные графики ТСО необходимо предоставлять до 15 сентября текущего года.
Проанализировав положения пункта 6.2.60 Правил N 115, пункта 6.28 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 N 285, суды сделали правильный вывод о том, что гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов, при этом ежегодно проводится корректировка эксплуатационных гидравлических режимов с учетом фактических тепловых нагрузок и коммутационной схемы тепловых сетей, а потому предоставление ответчиком гидравлического режима является обязательным.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии противоречий между действующим законодательством и условиями, предусмотренными пунктом 2.1.12. договора в редакции истца.
Пунктом 3.1.7 договора в редакции истца предусмотрено: "Потребитель обязуется: Обеспечивать сохранность и работоспособность, в зоне его эксплуатационной ответственности, внутридомовых инженерных систем отопления и оборудования этих систем, в том числе приборов учета тепловой энергии. При обнаружении неисправности приборов учета, принадлежащих Потребителю, или их несоответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и известить ТСО обо всех случаях неисправности приборов и схем коммерческого учета. Выполнять требование ТСО по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет расхода коммунальных ресурсов за данный отчетный период производится в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных ПП РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 и Правил от 14 февраля 2012 г. N 124"
Ответчик полагает необходимым изложить данный пункт в следующей редакции: "Обеспечивать сохранность и работоспособность, в зоне его эксплуатационной ответственности, внутридомовых инженерных систем и оборудования, в том числе приборов учета тепловой энергии. При обнаружении неисправности приборов учета, принадлежащих потребителю, или их несоответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и известить в течение суток ТСО обо всех случаях неисправности приборов и схем коммерческого учета. Выполнять требование ТСО по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за данный отчетный период производится в соответствии с требованиями Правил, обязательных при заключении управляющей компанией или ТСЖ либо ЖК или иным специализированным ПК договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, а также в соответствии с Правилами N 354".
Установив, что редакция истца не противоречит действующему законодательству, суды обоснованно приняли пункт 3.1.7 в редакции общества "УК "Дирекция единого заказчика".
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, коммерческий учет тепловой энергии расчетным путем производится в соответствии с требованиями Правил N 1034, а также Правил N 124 и Правил N 354, независимо от наличия ссылки в договоре на данные нормативные акты.
Истец изложил пункт 3.1.10 договора следующим образом: "При реорганизации либо при переходе прав управления жилищным фондом Потребитель производит расчет за тепловую энергию с ТСО, при условии имеющейся задолженности за принятый коммунальный ресурс тепловая энергия для целей отопления, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
Пункт 3.1.10. договора в редакции ответчика: "Уведомить в течение 3-х рабочих дней ТСО об изменении места регистрации и (или) почтовых реквизитов для переписки, банковских реквизитов, а также наименования Потребителя. При реорганизации либо при переходе прав управления жилищным фондом Потребитель обязан произвести полный расчет за принятую тепловую энергию, и теплоноситель, а также представить ТСО акт передачи тепловых нагрузок правопреемнику. В случае невозможности определения правопреемника, ТСО прекращает поставку тепловой энергии и теплоносителя на объекты с оформлением надлежащего акта".
Суды первой и апелляционной инстанции, принимая редакцию истца, правильно исходили из того, что вопрос об обмене информацией при изменении статуса, адреса, реквизитов сторон уже урегулирован сторонами в пункте 8.4 договора. Необходимость и возможность включения в условия договора положений об обязанности потребителя предоставлять ТСО акт передачи тепловых нагрузок правопреемнику, а также о прекращении поставки тепловой энергии и теплоносителя в случае невозможности определения правопреемника, ответчиком нормативно не обоснована, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал редакцию истца, содержащую ссылку на положения Гражданского кодекса Российской Федерации приемлемой для договора.
Как установлено судами нижестоящих инстанций, разногласия сторон по пункту 3.1.12 договора возникли в связи с тем, что ответчик настаивает на включении в договор обязанности управляющей организации предоставлять ресурсоснабжающей организации посуточные ведомости приборов учета.
Как полагает ответчик, такая обязанность потребителя предусмотрена Правилами N 1034, поскольку для решения вопроса о проведении проверки достоверности переданных показаний общедомовых приборов учета необходимы ежесуточные показания.
Судом указанный пункт принят в редакции истца: (Потребитель обязуется) "Вести коммерческий учет тепловой энергии для целей отопления, потребляемой за расчетный период, с помощью приборов учета или расчетным путем в соответствии с Правилами N 354 и Правилами N 124".
Утверждая спорный пункт в редакции общества "УК "Дирекция единого заказчика", арбитражные суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно, подпункта "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются следующие условия - обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 1034 в срок, установленный договором, потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем. Договором может быть предусмотрено, что отчет о теплопотреблении представляется на бумажном носителе, на электронных носителях или с использованием средств диспетчеризации (с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы).
Также Правилами N 1034 предусмотрено в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета (пункт 83 Правил N 1034).
Кроме того, пунктами 6 и 7 Правил N 124 установлен перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить ресурсоснабжающей организации. В данном перечне посуточные ведомости не указаны. Более того, пункт 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя услуг предоставления документов, не предусмотренных этими Правилами.
Придя к выводу о том, что действующим законодательством установлена обязанность исполнителя передавать в ТСО подписанные отчеты об объемах коммунального ресурса на основании показаний прибора учета только за расчетный период, то есть за месяц, суды указали на отсутствие оснований для утверждения спорного пункта в редакции ответчика.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу N А60-12316/2018, которыми урегулированы разногласия между обществом "РУСАЛ Урал" и обществом "УК "Дирекция единого заказчика" по договору горячего водоснабжения, отклонена судом апелляционной инстанции с учетом того, что ведомости о посуточном потреблении горячей воды и тепловой энергии в целях горячего водоснабжения необходимы для расчета качества горячей воды по Приложению N 2 к Правилам N 354. Предметом же рассматриваемого договора является поставка тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, качество которой определяется температурой воздуха внутри жилых помещений, в связи с чем необходимость в предоставлении ежесуточных показаний приборов учета отсутствует.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что разногласия сторон по пункту 3.1.13 договора касаются сроков предоставления ведомости учета тепловой энергии (до 25-го или до 27-го числа), а также в необходимости передачи ведомостей посуточных показаний общедомовых узлов учета.
Названный пункт принят судом первой инстанции в редакции истца: "Представлять в ТСО ежемесячно, до 27-го числа текущего месяца, по домам, оснащенным ОДПУ, подписанную уполномоченным лицом сводную ведомость о потребленной тепловой энергии за расчетный период (Приложение N 8).
В случае отсутствия приборов учета, расчет за коммунальный ресурс, производится исходя из нормативов потребления, установленных компетентным органом, согласно Правилам N 354 и Правилам N 124".
При этом суды обоснованно исходили из того, что законодательством не установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг по передаче показаний ресурсоснабжающей организации до 25 числа месяца.
Подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя снимать показания общедомового прибора учета в срок по 25 числа каждого месяца включительно. Судом при урегулировании разногласий по спорному пункту правомерно учтена позиция истца о том, что у управляющей организации отсутствует техническая возможность проверить и передать данную информацию до 25 числа, в связи с необходимостью проверки информации, а также формированием и подписанием сводной ведомости.
Пункт 3.1.16 договора ответчиком предложено утвердить в следующей редакции: (Потребитель обязан) "При наличии задолженности по настоящему договору предоставлять ТСО в течение 10-ти дней с момента запроса документацию, подтверждающую полноту принятых мер потребителем по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством".
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что данный пункт не подлежит включению в договор ресурсоснабжения, поскольку такая обязанность потребителя законом не предусмотрена, не относится к существенным условиям договора теплоснабжения.
Истец изложил пункт 3.1.19. договора следующим образом: "При непредставлении Потребителем показаний общедомового прибора учета в ТСО или недопуске представителей ТСО к общедомовому прибору учета 2 или более раз, в случае соблюдения порядка предусмотренного Правилами N 124 и Правилами N 354, ТСО вправе при определении объемов тепловой энергии, производить расчет исходя из норматива".
Ответчик просил принять пункт 3.1.19. договора в следующей редакции: "При не предоставлении в указанные сроки данных с приборов учета (при их наличии) согласно установленных форм (Приложение 8-10), а также посуточных ведомостей общедомовых узлов учета (пункты 3.1.12, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.15, 3.1.17, 3.1.18), ТСО вправе выполнить расчет за поставленные ресурсы за данный расчетный период в соответствии с требованиями Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354".
Суды, принимая редакцию истца, исходил из того, что она соответствует положениям пункта 21 Правил N 124. При этом судами указано, что непредоставление посуточных ведомостей показаний приборов учета, вопреки позиции общества "РУСАЛ Урал", не влечет применение расчетных способов определения объема ресурса.
Пункт 4.2 договора ответчик предлагает изложить в следующей редакции: "Включение тепловых сетей и систем теплопотребления Потребителя в связи с началом отопительного периода осуществляется: при наличии у потребителя акта (паспорта) готовности объектов потребителя к работе в отопительный период, полученного в порядке, установленным законодательством РФ; при отсутствии задолженности потребителя по настоящему договору или предоставления банковских гарантий или при подписании соглашения о реструктуризации задолженности потребителя за принятую тепловую энергию, теплоноситель".
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения пункта 4.2 в текст договора, поскольку теплоснабжающая организация не вправе отказать в подаче тепловой энергии для целей отопления в многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354, поскольку тепловая энергия приобретается управляющей компанией не для собственных нужд, а для предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям.
При рассмотрении спора общество "УК "Дирекция единого заказчика" просило пункт 5.7 договора принять в редакции: "Оценка отклонений параметров качества подаваемой тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с условиями настоящего Договора и Правилами N 354. Качество подаваемых коммунальных ресурсов в точке поставки (присоединения) должно отвечать требованиям законодательства Российской Федерации. В случае, когда невозможно установить параметры качества подаваемой тепловой энергии в точках поставки (присоединения), замеры производятся в согласованном Сторонами месте максимально приближенном к границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем отопления и централизованных тепловых сетей с учетом реальных возможностей на объектах Потребителя. При наличии общедомового (коллективного) прибора учета - по показаниям ОДПУ".
Общество "РУСАЛ Урал" просило принять следующую редакцию: "Оценка отклонений параметров качества сетевой воды осуществляется на границах эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) с составлением соответствующих 2-х сторонних актов".
Поскольку в редакции ответчика вместо тепловой энергии, указано "сетевая вода", что не соответствует урегулированному сторонами пункту 1.1. договора, суды первой и апелляционной инстанций приняли спорный пункт в редакции истца, который предполагает оценку качества подаваемой тепловой энергии в точках поставки в соответствии с условиями договора и требованиями Правил N 354, что соответствует законодательству.
Пункт 5.1 договора обоснованно принят судами в редакции истца:
"При установке узлов учета тепловой энергии, теплоносителя, принятых в установленном порядке в качестве коммерческих, в точке поставки (подключения) количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных Потребителем, определяется по показаниям установленных узлов (приборов) учета тепловой энергии, теплоносителя, а в случае их отсутствия - в порядке, установленном пунктом 5.3. настоящего Договора. Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды регулируется "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, а также иными вступившим в силу нормативными актами, регулирующими порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Учет объемов тепловой энергии на нужды отопления в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, оснащенных и не оснащенных общедомовым прибором учета, находящихся в управлении Потребителя, осуществляет ТСО. В случае если объем тепловой энергии для целей отопления нежилых помещений входит в учет ОДПУ многоквартирного дома, объем тепловой энергии подлежащий оплате Потребителем, определяется по показаниям ОДПУ с учетом вычета объема тепловой энергии на нежилые помещения, пропорционально площади жилых и нежилых помещений. ТСО в срок до 5 числа месяца следующего за расчетным, предоставляет Потребителю, в электронном виде в формате Excel, и до 10 числа на бумажном носителе, сведения об объемах тепловой энергии для целей отопления, начисленных собственникам нежилых помещений в соответствии с пунктом 2.1.8 настоящего Договора, расположенных в домах, оборудованных ОДПУ, с указанием собственника нежилого помещения и метода расчета. В случае несогласия с предоставленными сведениями, включая метод используемого расчета, Потребитель сообщает в ТСО мотивированные возражения с указанием причин. ТСО на основании возражений Потребителя, производит корректировку объемов тепловой энергии".
Возражая относительно принятой судами редакции пункта 5.1 договора, ответчик ссылался на необоснованное возложение на него обязанности по передаче истцу сведений о потреблении коммунальных ресурсов собственниками и пользователями нежилых помещений.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, определяется за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с подпунктом "е (1)" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что указанный пункт соответствует положениям подпункта "е(1)" пункта 18 Правил N 124. Обязанность по передаче показаний индивидуальных приборов учета, а также иных сведений возложена на ресурсоснабжающую организацию в силу закона. При этом объем потребления ресурсов собственниками (пользователями) нежилых помещений является существенной для исполнителя коммунальных услуг информацией, влияющей на объем обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией.
Ответчик просил включить в договор пункт 5.5. в следующей редакции: "При нарушении Потребителем обязательств, изложенных в 3.1.12, 3.1.13, 3.1.14, 3.1.15, 3.1.17, 3.1.18 настоящего договора, в части предоставления Отчета по форме Приложения N 5 (с приложением посуточных ведомостей приборов учета) к настоящему договору, ТСО производит начисления за расчетный период в соответствии с пунктом 5.4 договора".
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения указанного пункта в текст договора, в связи с отсутствием у ответчика нормативного обоснования. Отсутствие обязанности предоставления посуточных ведомостей по мотивам, указанным выше, правильно установлено судами, в связи с чем основания для применения меры ответственности за нарушение данной обязанности отсутствуют.
В предложенной истцом редакции пункт 5.6 договора изложен следующим образом: "Коммерческий учет тепловой энергии, расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета средств измерений; б) неисправность средств измерений узла учета, в том числе истечение сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, работа в нештатных ситуациях. Расчет размера платы за поставленный (полученный) коммунальный ресурс, а именно тепловую энергию, при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода осуществляется в соответствии с методикой. В качестве базового показателя для корректировки принимается среднесуточное количество тепловой энергии, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к фактической температуре наружного воздуха".
Ответчик предлагал следующую редакцию названного пункта: "Расчет размера платы за потребляемую тепловую энергию, теплоноситель в период до устранения выявленных нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном для расчета размера платы за коммунальную услугу при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора узла учета согласно утвержденных Правительством РФ Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями. После устранения неисправности допуск узла учета в эксплуатацию осуществляется по письменной заявке потребителя с составлением 2х стороннего акта повторного допуска в эксплуатацию приборов учета между теплоснабжающей организацией и потребителем"
Учитывая, что редакция общества "УК "Дирекция единого заказчика" полностью соответствует пункту 69 Методики N 99/пр, судом первой инстанции обоснованно принят пункт 5.6 договора в редакции истца. Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, принятая судом редакция не исключает в отношении жилых помещений применение положений Правил N 354, которые являются обязательными в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Пункт 6.1. договора изложен судом в следующей редакции: "Теплоснабжающая организация обязана производить начисления объемов тепловой энергии, а Потребитель обязан оплачивать начисленные объемы, в следующем порядке:
- по показаниям приборов учета (ОДПУ) - в размере 1/12 стоимости, рассчитанной исходя из объемов фактически потребленных коммунальных ресурсов за предыдущий отопительный период и действующего тарифа на текущий отопительный период;
- при отсутствии приборов учета (ОДПУ) - равными долями в течение 12 месяцев, исходя из норматива, установленного Постановлением Главы города Каменска-Уральского N 2040 от 27.12.2006 (ежемесячно 1/12 годового норматива) и действующего тарифа на текущий отопительный период.
Потребитель обязан ежемесячно производить оплату тепловой энергии для целей отопления, в соответствии с вышеуказанным порядком.
По состоянию на 1 марта текущего года, стороны обязаны произвести сверку объемов между фактически потребленным объемом тепловой энергии за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и начисленным объемом тепловой энергии, в многоквартирном доме за прошедший год.
По результатам сверки стороны должны произвести соответствующую корректировку стоимости объемов тепловой энергии. ТСО при предъявлении объемов тепловой энергии за март текущего периода, обязана учесть результаты произведенной корректировки, и предъявить к оплате стоимость объемов тепловой энергии с учетом откорректированных объемов".
Пункт 6.1. договора в редакции ответчика: "Расчет стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период производится за количество (объем) тепловой энергии и теплоносителя, определенное в соответствии с условиями настоящего договора, по тарифу, установленному на основании постановлений или решений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ. В стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя включается сумму налога на добавленную стоимость".
Суды правомерно приняли пункт 6.1 договора в редакции истца в силу следующего.
Как правильно указали суды нижестоящих инстанций, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года N 603 внесены изменения в Правила N 124, N 354, в которых предусмотрено осуществление оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Свердловской области приняло постановление от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах", в соответствии с которым предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 в г. Каменск-Уральский действовал норматив на отопление 1 кв. м. общей площади жилого помещения, установленный Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 также определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
На дату вступления в силу Постановления N 603 (30.06.2016) на территории Свердловской области Постановлением Правительства N 990-ПП установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, предусматривающий оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Таким образом, для населения на территории города Каменск-Уральский действовал порядок оплаты услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законные основания возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, судами не установлены.
Пункт 6.6. договора принят судами в редакции истца: "Основанием для оплаты по настоящему Договору является акт выполненных работ и оказанных услуг, выставляемый ТСО в порядке, предусмотренном настоящим Договором и действующим законодательством РФ. К акту выполненных работ и оказанных услуг прилагаются счет-фактура и расчетная ведомость за фактически принятое количество тепловой энергии за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным. ТСО до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направляет Потребителю в формате электронного документа Excel расчетную ведомость о проведенном распределении объемов, до 10 числа месяца следующего за расчетным, направляет на бумажном носителе счет-фактуру и акт выполненных работ и оказанных услуг. Акт выполненных работ и оказанных услуг Потребитель до последнего числа месяца, следующего за расчетным, надлежащим образом оформляет, подписывает уполномоченными лицами и возвращает в ТСО, либо в этот же срок предоставляет мотивированные возражения на акт".
Как установлено судами, разногласия сторон по данному пункту состоят только в сроках предоставления и возврата платежных документов.
Суды обеих инстанций приняли правовую позицию истца, как соответствующую Правилам N 124, N 354. Оснований не согласиться с данным выводом суд кассационной инстанции не усматривает.
Истец просил изложить пункт 7.2. договора в следующей редакции: "Стороны несут ответственность за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима подачи и потребления тепловой энергии, в порядке, установленном действующим законодательством. При отсутствии утвержденного в установленном порядке Акта (паспорта) готовности к работе в отопительный период, находящихся в эксплуатационной ответственности Потребителя систем теплопотребления, ТСО не несет ответственность за качество теплоснабжения Потребителя".
Пункт 7.2. договора в редакции ответчика сформулирован следующим образом: "Стороны несут ответственность за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя в порядке, установленном действующим законодательством".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в редакции пункта ответчика отражена ответственность только потребителя, поскольку речь идет о "значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя".
Согласно пункту 9.2.1 Правил N 115 среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%. Поскольку указанный пункт регулирует возврат сетевой воды потребителем только в части температуры, возврат сетевой воды потребителем по параметру давление законодательство не предусматривает, а в редакции ответчика отражена только ответственность потребителя, суды пришли к обоснованному выводу о принятии пункта 7.2 договора в редакции истца.
Доводы ответчика о том, что принимая пункт 7.2 в редакции управляющей организации, суд безосновательно освободил истца от обязанности по соблюдению качества возвращаемого теплоносителя, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в редакции, утвержденной судом, установлена ответственность сторон за несоблюдение параметров качества теплоснабжения.
Ответчик изложил пункт 7.4. договора следующим образом: "ТСО не несет ответственность перед Потребителем за отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами теплоносителя за те сутки, в течение которых Потребитель допускал превышение величины потребления или не соблюдал установленных для него режимов теплопотребления в случае, если данные действия Потребителя не вызваны несоблюдением ТСО требований настоящего договора по количеству и качеству теплоносителя".
Как правильно указали суды, Правила N 354 предусматривают ответственность ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунального ресурса/услуги ненадлежащего качества, в связи с чем редакция ответчика указанного пункта противоречит нормам действующего законодательства и не подлежит включению в договор
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" на который ссылается ответчик, договор теплоснабжения должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.
Между тем, как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, из данного положения не следует освобождение теплоснабжающей организации от ответственности перед потребителем за отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами теплоносителя в случае нарушения потребителем режима потребления тепловой энергии.
Пункт 7.5. договора ответчик просил принять в следующей редакции: "Количество теплоносителя, потребленного в результате прямого водоразбора из тепловой сети, и потери теплоносителя из-за несвоевременного устранения повреждений на сетях и системах потребителя, зафиксированные актом в присутствии Потребителя, а также потери тепловой энергии, связанные с этим, оплачиваются потребителем по установленному тарифу. Отказ потребителя от подписи акта не освобождает его от оплаты потерь тепловой энергии и теплоносителя в установленном порядке".
Установив, что редакция ответчика относится к открытой системе теплоснабжения, а в Красногорском районе г. Каменска-Уральского, включая жилой район Чкаловский, как установлено судом первой инстанции, закрытая система теплоснабжения, в Красногорском районе г. Каменска-Уральского, включая жилой район Чкаловский, нет многоквартирных домов с открытой системой теплоснабжения, а также, поскольку в пункте 1.2 договора, урегулированного сторонами, указано о том, что водоразбор из системы теплоснабжения запрещен, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии необходимости включения пункта 7.5 в текст договора теплоснабжения.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что отсутствие указанного пункта в договоре не освобождает управляющую организацию от ответственности за потери теплоносителя в закрытой системе теплоснабжения.
В редакции истца пункт 7.7. договора сформулирован следующим образом: "За нарушение обязательств по оплате тепловой энергии (теплоносителя) Потребитель несет ответственность в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Статья 317.1 ГК РФ во взаимоотношении Сторон не применяется".
Ответчиком предложена следующая редакция указанного пункта: "Потребитель в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии и теплоносителя уплачивает ТСО пени в размере, установленном действующим законодательством РФ, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки платежа по день фактической оплаты".
Суд первой инстанции принял редакцию истца, указав, что проценты, установленные статьей 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не являются мерой ответственности. Ответственность за неисполнение денежного обязательства, установленная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, не противоречит законодательству Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 329, 330, 332 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что к спорным правоотношениям подлежит применению законная неустойка, установленная частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, независимо от наличия соответствующего условия в договоре. При таких обстоятельствах, апелляционный суд счел, что принятие судом пункта 7.7 договора в редакции истца не нарушает прав ответчика на получение с исполнителя коммунальных услуг законной неустойки за несвоевременную и (или) неполную оплату тепловой энергии и теплоносителя.
Ответчик также просил принять пункт 8.2. договора в следующей редакции: "Стороны имеют право во внесудебном порядке отказаться от исполнения настоящего договора полностью или частично в следующих случаях:
а) ТСО - при наличии у Потребителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ТСО за поставленные коммунальные ресурсы в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). В данном случае:
- Договор считается расторгнутым с момента получения Исполнителем соответствующего 2Уведомления о расторжении договора", направленного по указанному в разделе 11 настоящего Договора адресу, либо с даты истечения срока хранения (возврата, в том числе по причине отказа адресата от получения) соответствующего почтового отправления в отделении почтовой связи. Исполнитель по письменному требованию ТСО в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет в ТСО информацию о должниках и добросовестных потребителях (по каждому потребителю-плательщику) по установленной ТСО форме, обеспечивая при этом в случае необходимости соблюдение требований действующего законодательства о защите персональных данных потребителей;
- ТСО обеспечивает соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих обязательства по оплате тепловой энергии, а также информирует потребителей о наличии у Исполнителя задолженности и возможности выбора потребителями иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации, заключения прямого договора теплоснабжения с ТСО и о внесении платы за коммунальные ресурсы (услуги) непосредственно в ТСО.
б) Исполнитель - в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу. При этом Исполнитель обязан оплатить поставленные до момента расторжения (изменения) настоящего договора коммунальные ресурсы в полном объеме и исполнить иные возникшие до момента расторжения договора ресурсоснабжения обязательства, в том числе обязательства, возникшие вследствие применения мер ответственности за нарушение договора".
В редакции пункта 8.2 договора, предложенной истцом и принятой судом первой инстанции, указано, что стороны имеют право во внесудебном порядке отказаться от исполнения настоящего договора полностью или частично в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 603 в пункт 30 Правил N 124 внесены изменения, в соответствии с которыми диспозитивная норма о возможности сторон предусмотреть в договоре ресурсоснабжения право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора при наличии задолженности управляющей организации, товарищества или кооператива, заменена императивной нормой, обязывающей стороны включить в договор указанное право ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений в пункт 30 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом при наличии оснований, предусмотренных указанным пунктом, независимо от того, предусмотрено ли заключенным договором ресурсоснабжения право ресурсоснабжающей организации на такой односторонний отказ.
С учетом изложенных обстоятельств, пункт 8.2 договора в редакции, утвержденной судом, не нарушает прав ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора.
Судами принята редакция пункта 9.1. договора, предложенная истцом: "Настоящий Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения N А60-13983/2018 и действует до "31" декабря 2020 года. По истечении указанного срока действия, Договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из Сторон в течение месяца до окончания срока его действия не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового Договора. Данный Договор действует до заключения нового Договора. Окончание срока действия Договора не освобождает Стороны от ответственности за нарушение его условий в период его действия".
Суды обоснованно приняли пункт 9.1. договора в редакции истца, не противоречащей действующему законодательству. При этом вопреки доводам ответчика, включение условий о заключении дополнительных соглашений в случае подключения новых объектов, не является обязательным, не предусмотрено Правилами N 124.
Как установлено судами, разногласия сторон по пункту 9.3. договора сводятся к сроку рассмотрения претензии.
Учитывая, что частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен 30-тидневный срок ответа на претензию, пункт 9.3. договора правомерно принят судами в редакции истца, а именно: "Все споры и разногласия, возникающие между Сторонами, связанные с исполнением Договора, подлежат досудебному урегулированию в претензионном порядке. Сторона, получившая претензию, в течение 30-ти рабочих дней со дня поступления претензии обязана ее рассмотреть и дать письменный ответ. В случае не достижения Сторонами соглашения, спор и разногласия, возникшие из Договора, подлежат урегулированию в арбитражном суде Свердловской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке".
Также у сторон возникли разногласия относительно содержания Приложений N 1, 4.1, 4.2 к договору.
Приложение N 1 к договору "Сведения о договорном (плановом) количестве тепловой энергии, необходимой для осуществления услуги отопления по каждой точке подключения потребителя" утверждено судами первой и апелляционной инстанции в редакции истца, которая соответствует техническим данным многоквартирных жилых домов, имеющихся у исполнителя коммунальных услуг. При этом суд первой инстанции указал, что расчет ответчика содержит расчет количества теплоносителя, между тем Жилищный кодекса Российской Федерации, Правила N 354 не предусматривают такой коммунальной услуги как теплоноситель, Региональной энергетической комиссией Свердловской области тариф на теплоноситель для категории "население" не утвержден.
Доводы общества "РУСАЛ Урал" о необходимости включения в Приложение N 1 объема нормативной утечки теплоносителя, рассмотрены апелляционным судом и обоснованно отклонены, поскольку расчет невозвращенного теплоносителя может быть произведен на основании утвержденных в установленном порядке тарифов и показателей приборов учета, и в случае необеспечения абонентом полного возврата теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, энергоснабжающая организация вправе требовать от абонента возмещения указанных расходов, но лишь в размере фактического потребления теплоносителя, в соответствии с показаниями приборов учета либо актами, в которых должно быть определено количество невозвращенного теплоносителя.
Ответчик также просил утвердить:
Приложение 4.1. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Отопление";
Приложение 4.2. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Утечки теплоносителя и заполнение систем отопления";
Приложение 4.3. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Расчет объемов на утечку теплоносителя и заполнение систем отопления";
Приложение 4.4. как "Перечень объектов Потребителя и субабонентов с расшифровкой расчета договорных нагрузок. Горячее водоснабжение".
Судами установлено, что разногласия сторон в части указанных приложений по существу сводятся к несогласию с включением ответчиком в объем отпуска тепловой энергии объема теплоносителя, являющегося нормативными потерями.
Факт того, что система теплоснабжения в жилых домах, находящихся в управлении истца, является закрытой, при которой теплоноситель поступает от источника теплоты непосредственно к потребителю и должен возвращаться в том же объеме ответчику, не оспаривается сторонами и подтвержден материалами дела.
В Правилах N 115 указано, что закрытая система теплоснабжения представляет собой водную систему теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети.
Пунктом 6.2.29 Правил N 115 установлено, что утечка теплоносителя не должна превышать 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель.
Пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) установлено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
В соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
Таким образом, Методические указания устанавливают порядок расчета тарифов на тепловую энергию, которую предполагается использовать в закрытой системе теплоснабжения, не предусматривающей отбор теплоносителя из системы.
Кроме этого, согласно пункту 37 Приказа N 92 при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии - как потребленной, так и утраченной с невозвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 6.2.29 Правил N 115 при эксплуатации тепловых сетей утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час, независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель. Исполнитель коммунальных услуг является лицом, обязанным содержать внутридомовые сети в надлежащем состоянии, а при возникновении на них порывов и утечек - возместить ресурсоснабжающей организации стоимость теплоносителя в соответствующем объеме.
Приложением N 4 к Методическим указаниям установлен перечень и объем нормативных потерь теплоносителя (химически очищенной воды), которые учитываются в тарифе на тепловую энергию.
Согласно пункту 1.3 Приложения N 4 к Методическим указаниям потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального режима эксплуатации, а также превышающие нормативные значения показателей, приведенных выше, в утечку не включаются и являются непроизводительными потерями.
Согласно пунктам 125 - 126 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами); б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
В случаях, указанных в п. 125 названных Правил, величина определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей.
Согласно пункту 91 Методики N 99/пр в закрытой системе теплоснабжения при зависимом присоединении теплопотребляющих установок часовая величина утечки теплоносителя указывается в договоре и не может превышать 0,25% от среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления.
Проанализировав названные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанции указали, что расчет невозвращенного теплоносителя может быть произведен на основании утвержденных в установленном порядке тарифов и показаний приборов учета, и в случае необеспечения абонентом полного возврата теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, энергоснабжающая организация вправе требовать от абонента возмещения указанных расходов, но лишь в размере фактического потребления теплоносителя, в соответствии с показаниями приборов учета либо актами, в которых должно быть определено количество невозвращенного теплоносителя.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что приложения к договору в редакции ответчика, предусматривающие включение в объем согласованного количества отпускаемой и принимаемой тепловой энергии заранее определенного объема подготовленного теплоносителя для технологических нужд систем теплоснабжения, не подлежат включению в договор теплоснабжения.
Судом первой и апелляционной инстанций также обоснованно не включено в договор Приложение N 6 "Форма информационной базы по начислению платы собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, проживающим в жилом фонде Потребителя", поскольку ответчиком нормативно не обоснована необходимость включения такого приложения в договор.
Приложение 8 к договору: "Форма сводной ведомости о количестве потребленной тепловой энергии для целей отопления" утверждено судами в редакции истца, исходя из того, что редакция истца содержит полную информацию, предусмотренную действующим законодательством, в то время как ответчик в свою редакцию включает сведения о посуточном потреблении тепловой энергии, что как указано выше, не соответствует требованиям законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о несоответствии резолютивной части решения суда первой инстанции, объявленной в судебном заседании, резолютивной части решения суда, изготовленного в полном объеме, подлежит отклонению, как не нашедший своего подтверждения и противоречащий материалам дела.
Иные доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в данном постановлении.
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2019 по делу N А60-13983/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Громова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.