Екатеринбург |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А60-10710/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О. Л., рассмотрел кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2020 по делу N А60-10710/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без извещения сторон.
Администрация обратилась в Первоуральский городской суд Свердловской области с заявлением (жалобой) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 20.12.2019 N 066/04/19.5-4238/2019 (далее - постановление) о привлечении к административной ответственности по ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Определением Первоуральского городского суда Свердловской области от 19.02.2020 заявление (жалоба) Администрации о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. направлена в Арбитражный суд Свердловской области по подведомственности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2020 (судья Страшкова В.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 (судья Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Полагает, что датой исполнения предписания необходимо считать дату повторного рассмотрения Администрацией письма от 19.07.2019 N 4 от ООО "Авангард", об организации аукциона и подготовленного на него ответа от 25.07.2019 N 7323 о том, что испрашиваемый земельный участок уже готовится для предоставления путем проведения аукциона, в соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а также определения дальнейших действий необходимых для завершения процедуры организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды, которые состоялись 15.11.2019, т.е. в установленные предписанием сроки.
Возражает против доводов Управления о том, что со стороны Администрации в установленный предписанием срок должно было быть размещено извещение о проведении аукциона и утверждена аукционная комиссия, т.к. данные действия осуществляются после получения отчета об оценке, которого на момент рассмотрения предписания не было.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Поводом к возбуждению дела согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось непосредственное обнаружение должностным лицом антимонопольного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения при осуществлении контроля за исполнением выданного предписания, в соответствии с которым уполномоченному органу в лице Администрации в течение 5 дней со дня получения предписания необходимо было принять все зависящие от него меры по завершению процедуры организаций и проведения аукциона на право заключение договора аренды земельного участка по заявлению ООО "Авангард" (от 19.07.2019 исх. N 4) в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденным постановлением Администрации от 01.12.2016 N 2569 (далее - Административный регламент N 2569) и ст. 39.11 Земельного кодекса.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в суд.
Признав оспариваемое постановление антимонопольного органа законным, суды в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2013 N 2423/13, при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении необходимо установить законность предписания, неисполнение которого вменялось лицу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-66636/2019 решение и предписание Управления признано законным. Решение вступило в законную силу.
Решением антимонопольного органа от 06.11.2019 по жалобе N 066/01/18.1-3507/2019 уполномоченный орган в лице Администрации признан нарушившим:
- абз. 4 п. 2 ст. 16 Административного регламента N 2569, что выразилось в бездействии относительно уведомления ООО "Авангард" о принятии заявления (от 19.07.2019 исх. N 4);
- пп. 9 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса и абз. 2 п. 1 ст. 7, ст. 24 Административного регламента N 2569, что выразилось в нарушении срока принятия решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) комиссия антимонопольного органа приняла решение о необходимости выдачи уполномоченному органу в лице Администрации предписания о принятии в течение 5 дней со дня получения предписания всех зависящих от него мер по завершению процедуры организации и проведения аукциона на право заключение договора аренды земельного участка по заявлению ООО "Авангард" в порядке, предусмотренном Административным регламентом N 2569 и ст. 39.11 Земельного кодекса.
Решение и предписание по жалобе N 066/01/18.1-3507/2019 направлены в адрес заявителя 13.11.2019 посредством системы электронного документооборота.
Следовательно, срок исполнения предписания истекает 18.11.2019.
Обязанность органов местного самоуправления исполнять предписания антимонопольного органа в установленный такими предписаниями срок установлена в ст. 36 Закона о защите конкуренции.
Администрация направила в адрес антимонопольного органа письмо об исполнении предписания, согласно которому уполномоченным органом подготовлено Постановление Администрации от 19.11.2019 N 1869 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106001:6959, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, в 40 м на северо-запад от дома N 674", подписанное Главой городского округа Первоуральск.
Результатом предоставления муниципальной услуги в силу п. 1 ст. 6 Административного регламента N 2569 является заключение договора аренды либо договора купли-продажи земельного участка по результатам торгов. Согласно п. 1 ст. 25 Административного регламента N 2569 основанием для начала административной процедуры проведения аукциона право заключения договора аренды земельного участка по результатам торгов является размещение извещения о проведении аукциона на официальном сайте РФ, на официальном сайте Администрации, для размещения информации о проведении торгов.
В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 24 Административного регламента N 2569 после получения отчета по оценке начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы специалист ПМКУ "Кадастровая палата" в течение 21 дня обеспечивает подготовку, согласование с иными структурными подразделениями и курирующими заместителями Главы Администрации, подписание Главой Администрации проекта постановления Администрации о проведении аукциона. Постановлением Администрации утверждается аукционная комиссия.
Специалист ПМКУ "Кадастровая палата" в течение 3 дней, но не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, осуществляет размещение извещения о проведении аукциона на официальном сайте РФ, на официальном сайте Администрации, для размещения информации о проведении торгов.
Судами установлено, что Администрацией извещение о проведении аукциона не подготовлено и не размещено, аукционная комиссия не утверждена, следовательно, предписание от 06.11.2019 по жалобе N 066/01/18.1-3507/2019 не исполнено.
При этом суды отметили, что у Администрации имелась возможность рассмотреть заявление ООО "Авангард" в порядке, предусмотренном Административным регламентом N 2569, и ст. 39.11 Земельного кодекса, и принять соответствующее решение в установленный в предписании срок, но органом местного самоуправления не были приняты все зависящие от него меры.
Причин, объективно препятствующих Администрации исполнению предписания антимонопольного органа, судами не установлено.
Ссылки на отсутствие отчета об оценке обоснованно не приняты апелляционным судом в качестве обстоятельства, препятствующего исполнению предписания.
Кроме того, судами учтено, что по факту неисполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа по жалобе N 066/01/18.1-3507/2019 постановлением Первоуральского городского суда Свердловской области глава городского округа Первоуральск Кабец Игорь Валерьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено. Административный штраф - 100 000 руб. назначен антимонопольным органом в размере минимального размера санкции части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного является верным вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, в связи с чем правомерно отказано в удовлетворении требований Администрации.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2020 по делу N А60-10710/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки на отсутствие отчета об оценке обоснованно не приняты апелляционным судом в качестве обстоятельства, препятствующего исполнению предписания.
Кроме того, судами учтено, что по факту неисполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа по жалобе N 066/01/18.1-3507/2019 постановлением Первоуральского городского суда Свердловской области глава городского округа Первоуральск Кабец Игорь Валерьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
...
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено. Административный штраф - 100 000 руб. назначен антимонопольным органом в размере минимального размера санкции части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф09-6909/20 по делу N А60-10710/2020