Екатеринбург |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А60-11573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2020 по делу N А60-11573/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Чепурин А.В. (доверенность от 27.07.2020, диплом).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа от 07.02.2020 N 066/01/18.1-248/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус" (далее - ООО "Эльбрус", общество).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Считает, что антимонопольным органом допущено превышение полномочий по рассмотрению жалобы общества по вопросу, не относящемуся к его компетенции. Так, запрашиваемый обществом аукцион на право заключения договора аренды касается земельного участка с видом разрешенного использования - дошкольное, начальное и среднее общее образование, что не относится к сфере жилищного строительства и не относится в силу подпункта 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 к полномочиям антимонопольного органа. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
При рассмотрении дела судами установлено, что постановлением от 18.12.2019 N 2176 администрацией отказано ООО "Эльбрус" в удовлетворении заявления о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 6:58:0114001:221 площадью 8 219 кв. м с видом разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, расположенного по адресу: г. Первоуральск, пр. Космонавтов, на север от дома N 24б.
По результатам рассмотрения жалобы указанного общества на действия администрации, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 (далее - Исчерпывающий перечень N 403), и выразившиеся в нарушении сроков принятия решения о проведении или об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды на спорный земельный участок, управлением вынесено оспариваемое решение, которым заявитель признан нарушившим: абзац 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента, что выразилось в бездействии относительно уведомления ООО "Эльбрус" о принятии заявления (исх. N 3 от 02.12.2019); пункта 2 статьи 46 Административного регламента, что выразилось в нарушении срока принятия решения об отказе в проведении аукциона по заявлению общества (сх. N 3 от 02.12.2019); пункта 3 статьи 46 Административного регламента, что выразилось в нарушении срока направления ООО "Эльбрус" отказа в проведении аукциона.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Правительство РФ утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Рассмотрение в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на акты и (или) действия (бездействие) органа местного самоуправления, их должностных лиц при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с частью 2 статьи 6 ГрК РФ, допускается по истечении 6 месяцев со дня вступления в силу акта Правительства РФ, утвердившего исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (статьи 5 Федерального закона N 250-ФЗ), то есть с 07.02.2015 (учитывая, что исчерпывающий перечень N 403 вступил в силу 07.11.2014).
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Исчерпывающего перечня N 403 относится организация и проведение аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Антимонопольный орган в силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ рассматривает жалобы в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона в силу подпунктов 6 и 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Согласно сведениям, представленным уполномоченным органом, площадь земельного участка является уточненной, следовательно, в данном случае применима глава 4 Административного регламента.
Согласно статье 43 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги, если площадь образованного земельного участка является уточненной, входят следующие процедуры:
1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги.
2. Проведение экспертизы документов, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
В градостроительном регламенте в соответствии с пунктом 9 статьи 1 и пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно статье 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, а установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Градостроительные регламенты согласно пункту 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ включаются в правила землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области от 26.08.2010 N 241 на территориях городского округа Первоуральск в соответствии с ГрК РФ предусмотрено выделение определенных видов территориальных зон с отражением их на картах градостроительного зонирования территорий.
В соответствии со статьи 73 указанных Правил, Зона Ж-3, где располагается спорный участок, является зоной среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов - территории, застроенные или планируемые к застройке многоквартирными жилыми домами. В названных Правилах применительно к зоне Ж-3 установлены определенные виды разрешенного использования, одним из которых является "Дошкольное, начальное и среднее общее образование".
Судами со ссылкой на статью 18 Конституции Российской Федерации правильно указано, что уполномоченный орган в случае выявления им конкуренции норм, регулирующих порядок рассмотрения обращения, не обладает правом выбора подлежащих применению норм, а одновременно рассматривает обращение в обоих качествах, применяя нормы обоих законов, либо устанавливает действительную волю обратившегося лица.
Согласно статье 24 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в ПМКУ "Кадастровая палата" заявления о проведении аукциона с указанием кадастрового номера земельного участка и цели использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 16 Административного регламента получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО Первоуральск (далее - УАиГ) путем направления заявителю специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в уполномоченный орган.
Материалами дела подтверждено, что заявление ООО "Эльбрус" (исх. N 3 от 02.12.2019) зарегистрировано 02.12.2019, однако в нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента уведомление в адрес указанного лица о получении заявления в срок до 03.12.2019 администрацией не направлено.
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявлений о предоставлении муниципальной услуги является заявление о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка с указанием кадастрового номера земельного участка и цели использования земельного участка (пункт 1 статьи 44 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры по оценке возможности использования земельного участка для заявленных целей является окончание проведения экспертизы документов, получение необходимой информации из органов (организаций), участвующих в предоставлении муниципальной услуги (пункт 1 статьи 46 Административного регламента).
Согласно пункту 2 статьи 46 Административного регламента в срок не более 15 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона специалист УАиГ:
- обеспечивает рассмотрение заявления на предмет возможности использования земельного участка для заявленных целей с учетом установленного вида разрешенного использования земельного участка, экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
при необходимости проводит натурное обследование земельного участка; проверяет наличие (отсутствие) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги;
- в случае отсутствия оснований, указанных в пункте 2 статьи 12 настоящего Регламента, для отказа в предоставлении муниципальной услуги передает заявление о предоставлении муниципальной услуги с заключением о
- возможности использования земельного участка для заявленных целей начальнику УАиГ, а тот - в ПМКУ "Кадастровая палата" для осуществления подготовки участка к торгам;
- при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги готовит письменный мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги и обеспечивает его подписание начальником УАиГ.
Администрацией в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления о проведении аукциона в постановлении от 18.12.2019 N 2176 указан подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11. ЗК РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Таким образом, доводы о том, что основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги является неуказание в заявлении цели использования земельного участка (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Административного регламента), обоснованно отклонены апелляционным судом.
Кроме того, администрацией решение об отказе в проведении аукциона принято по истечении 16 дней, то есть с нарушением срока, установленного пункта 2 статьи 46 Административного регламента.
Также в нарушение пункта 3 статьи 46 Административного регламента постановление администрации от 18.12.2019 N 2176 направлено в адрес общества с сопроводительным письмом от 27.12.2019 N 12795 посредством электронной почты только 14.01.2020, при том что специалист УАиГ, ответственный за регистрацию заявлений, должен обеспечить вручение (направление) заявителю отказа в предоставлении муниципальной услуги в 5-дневный срок со дня его подписания.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания решения антимонопольного органа от 07.02.2020 недействительным.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2020 по делу N А60-11573/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области от 26.08.2010 N 241 на территориях городского округа Первоуральск в соответствии с ГрК РФ предусмотрено выделение определенных видов территориальных зон с отражением их на картах градостроительного зонирования территорий.
...
Судами со ссылкой на статью 18 Конституции Российской Федерации правильно указано, что уполномоченный орган в случае выявления им конкуренции норм, регулирующих порядок рассмотрения обращения, не обладает правом выбора подлежащих применению норм, а одновременно рассматривает обращение в обоих качествах, применяя нормы обоих законов, либо устанавливает действительную волю обратившегося лица.
...
Администрацией в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления о проведении аукциона в постановлении от 18.12.2019 N 2176 указан подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11. ЗК РФ, согласно которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф09-7511/20 по делу N А60-11573/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2021 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 247-ПЭК21
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7511/20
28.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7902/20
15.06.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-11573/20