Екатеринбург |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А60-2269/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Лукьянова В. А., Кангина А. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2020 по делу N А60-2269/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Вахрушева Е.Н. (доверенность от 12.02.2020),
индивидуального предпринимателя Гатина Рустама Дифкатовича (далее - заявитель, предприниматель, ИП Гатин Р.Д.) - Силин Е.В. (доверенность от 15.10.2020).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства от 18.10.2019 N 13-01-82/6133.
Решением суда от 03.06.2020 (судья Страшкова В.А.) заявленные требования удовлетворены. Решение Министерства от 18.10.2019 N 13-01-82/6133 об отказе в выдаче предпринимателю разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Кассатор отмечает, что Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент) для транспортных средств категорий "М1" и "М2" установлены различные технические характеристики; требования безопасности для указанных категорий также различны. Доказательств, подтверждающих, что спорное транспортное средство, помимо уменьшения количества мест для сидения, приведено в соответствие с требованиями, установленными Техническим регламентом для автомобилей категории "М1", в материалах дела не имеется.
Согласно одобрению типа транспортного средства РОСС RU.MT02.Е05598П1Р3 от 31.12.2011, выданному органом по сертификации, транспортные средства марки ГАЗ модификации 32213 являются транспортными средствами категории "М2". Указанное доказательство не исследовано судами, правовая оценка ему не дана.
Считает безосновательным отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Заявитель жалобы также ссылается на сложившуюся по данному вопросу судебную практику Верховного суда Российской Федерации (определение от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681 по делу N А40-51670/2017).
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 09.10.2019 ИП Гатин Р.Д. обратился в Министерство с заявлением N 4482/2019/42318 о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, приложив пакет документов в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Рассмотрев представленные документы, Министерством принято решение от 18.10.2019 N 13-01-82/6133 об отказе в предоставлении разрешения по причине того, что указанное транспортное средство не относятся к категории "М1", которое может использоваться в качестве легкового такси.
Заявитель, считая незаконным действия заинтересованного лица, выраженные в решении от 18.10.2019, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что документы, представленные предпринимателем при обращении с заявлением о выдаче разрешений на работу легковым такси на транспортное средство марки ГАЗ 32213 г. р. н. 0284СВ 72, соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого отказа. При этом исходили из того, что в связи с изменением количества пассажирских мест (с 12 до 8) изменены категория управления транспортного средства с "D" на "В", тип кузова "легковой универсал", что свидетельствует о его соответствии категории "М1".
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Федеральным законом N 69-ФЗ и принимаемыми в соответствии названным Федеральным законом законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" на основании названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил закреплены, в том числе следующие понятия, используемые в Правилах:
- "легковое такси" - транспортное средство категории "М1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;
- "транспортное средство категории "М1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент), установлены требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам (в частности, пунктом 1 приложения N 8 к тормозной системе, подпунктом 2.3 пункта 2 приложения N 8, таблицей 9.2 приложения N 8 для ТС категорий "М1" и "М2" установлены различные требования к рулевому управлению, к устройствам освещения, к системе сигнализации и к двигателям указанных ТС), а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств.
При этом требования безопасности для транспортных средств категорий "М1" и "М2" различны.
Так, для ТС категории "М1" устанавливаются более высокие требования к уровню безопасности, чем для ТС категории "М2", что связано с возможностью использования ТС категории "М1" для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
На основании пункта 8 Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС).
В силу пункта 6 Технического регламента под ОТТС понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента.
Согласно подпункту "в" пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.
Согласно пункту 5.4.26, 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, рассмотрение, утверждение и регистрация одобрения типа транспортного средства относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт).
Для изменения категории транспортного средства со стороны предприятия-изготовителя требуется обеспечение соответствия всем требованиям, установленным для транспортных средств категории "М1".
Кроме того, в соответствии с Техническим регламентом "тип транспортного средства (шасси, компонента)" - транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, предназначенные для участия в дорожном движении, подлежат обязательной сертификации или декларированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 9.1 постановления Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" изменением типа транспортного средства считается внесение изменений в конструкцию, влекущих изменение характеристик данного типа транспортного средства, на которые распространяются требования нормативного документа. Изменение конструктивных признаков, характеризующих тип транспортного средства, доводится до сведения органа по сертификации.
Как было указано ранее, признавая незаконным отказ Министерства, суды опирались на свидетельство о регистрации транспортного средства 99 13 766764, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями в связи с переоборудованием пассажирских мест (с 12 до 8), согласно которым категория управления транспортного средства изменена с "D" на "В", тип кузова изменен с "автобуса" на "легковой универсал", что по мнению судов, свидетельствует о его соответствии категории "М1".
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, руководствуясь изложенными выше нормами права, Министерство в подтверждение своей правовой позиции ссылается на одобрение типа транспортного средства РОСС RU.MT02.Е05598П1Р3 от 31.12.2011, выданное органом по сертификации, согласно которому транспортные средства марки ГАЗ модификации 32213 являются транспортными средствами категории "М2". Сведения о том, что транспортные средства указанной модификации выпускались на территории Российской Федерации как транспортные средства категории "М1", отсутствуют.
Между тем указанное доказательство судами не исследовано, правовая оценка ему не дана.
В поддержку своей позиции Министерство представило в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства - письмо Группы ГАЗ от 07.11.2017 N 7029/850-01-02-01-20, Минпромторга России от 17.04.2018 N 23958/20, в приобщении которых было отказано, свидетельствующие о том, что транспортные средства ГАЗ 32213 относятся к категории "М2" вне зависимости от количества мест для пассажиров.
Также остался без внимания довод Министерства об отсутствии доказательств, подтверждающих, что спорные ТС, помимо уменьшения количества мест для сидения, приведены в соответствие по конструкции по всем узлам и агрегатам ТС, а также техническим характеристикам транспортного средства в соответствии с требованиями, установленными Техническим регламентом для автомобилей категории "М1".
При этом уменьшение количества пассажирских мест ТС категории "М2" до восьми не является достаточным обстоятельством, свидетельствующим об изменении его категории на категорию "М1".
Следует также отметить, что регистрация органами ГИБДД транспортного средства ГАЗ 32213 государственный регистрационный знак 0284СВ72, равно как и получение свидетельств о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности 02 RU 016626 от 18.04.2019 подтверждает только возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, но не свидетельствует об изменении одобрения типа транспортных средств.
Изменение категории управления ТС не влечет автоматического изменения типа ТС, поскольку указание в свидетельстве о регистрации ТС категории "В" свидетельствует только о том, что указанным ТС может управлять водитель, имеющий право на управление ТС категории "В", и не влечет автоматическое отнесение ТС к категории "М1".
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681 по делу N А40-51670/2017.
Суд кассационной инстанции полагает необходимым установить соответствие транспортного средства ГАЗ 32213 государственный регистрационный знак 0284СВ72, типу ТС, использование которых разрешено для перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Поскольку в противоречие положениям статей 8, 9, 64, 65, 70, 71, 168 и 170 АПК РФ арбитражным судом первой инстанции не в полной мере установлены имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора по существу фактические обстоятельства, а апелляционным судом указанное нарушение не устранено, с учетом правовой позиции, изложенной выше, суд округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо в соответствии с частью 2.1 статьи 289 АПК РФ учесть сказанное в настоящем постановлении и устранить допущенные нарушения, а также предпринять меры для полного и всестороннего исследования доказательств и установления обстоятельств дела, при необходимости предложить лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 2 статьи 66 АПК РФ представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов и возражений.
Руководствуясь ст. 286 - 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2020 по делу N А60-2269/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 9.1 постановления Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" изменением типа транспортного средства считается внесение изменений в конструкцию, влекущих изменение характеристик данного типа транспортного средства, на которые распространяются требования нормативного документа. Изменение конструктивных признаков, характеризующих тип транспортного средства, доводится до сведения органа по сертификации.
...
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681 по делу N А40-51670/2017."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф09-6464/20 по делу N А60-2269/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6464/20
29.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7464/20
01.04.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-2269/20
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6464/20
18.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7464/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-2269/20