Екатеринбург |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А07-673/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Шавейниковой О.Э.,
судей Тихоновского Ф.И., Оденцовой Ю.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2020 по делу N А07-673/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу о признании Гариповой Назии Шакировны (должник) несостоятельной (банкротом).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2020 в соответствии с частями 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего Сушковой С.А. на председательствующего Шавейникову О.Э.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2019 Гарипова Н.Ш. признана несостоятельной (банкротом); открыта процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Саитгареев Рустэм Фаритович.
Финансовый управляющий Саитгареев Р.Ф. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об обязании Отделения Пенсионного фонда перевести имеющиеся денежные средства с пенсионного счета Гариповой Н.Ш. и производить дальнейшие перечисления пенсионных выплат на специальный банковский счет, открытый финансовым управляющим в рамках дела о банкротстве гражданина, а также обязать Гарипову Н.Ш. перевести денежные средства, полученные в виде пенсии за период с 14.02.2019, на вышеуказанный банковский счет (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 30.01.2020 заявление финансового управляющего Саитгареева Р.Ф. удовлетворено. Суд обязал Отделение Пенсионного фонда перечислять страховые пенсии, получателем которых является Гарипова Н.Ш., на основной счет должника по указанным реквизитам. Суд обязал должника внести на основной счет должника в процедуре банкротства по указанным реквизитам либо передать финансовому управляющему Саитгарееву Р.Ф. денежные средства в сумме разницы полученной пенсии и прожиточного минимума за период с февраля 2019 года по январь 2020 года для формирования конкурсной массы должника.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 определение суда первой инстанции от 30.01.2020 оставлено без изменения.
Отделение Пенсионного фонда обратилось с кассационной жалобой на определение суда первой инстанции от 30.01.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.06.2020, в которой просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель считает, что порядок выплаты и доставки страховых пенсий определяется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), в силу которого только гражданин имеет право самостоятельно выбрать способ получения пенсии, а территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) (части 13, 18 статьи 21 Закона о страховых пенсиях, пункт 24 Правил выплаты пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н); иных правил о выплате и доставке пенсии, в частности по требованию финансового управляющего на специальный счет, пенсионное законодательство не содержит; при этом пенсионное законодательство по вопросу о порядке выплаты пенсии имеет приоритет по отношению к иным законодательным актам. По мнению заявителя, вступившая в силу с 01.01.2019 редакция пункта 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях подтверждает право гражданина - банкрота на получение пенсии без каких-либо ограничений.
В отзыве на кассационную жалобу финансовый управляющий Саитгареев Р.Ф. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, предоставленным Отделением Пенсионного фонда, Гарипова Н.Ш. (15.09.1941 г.р.) с 03.10.1991 являлась получателем страховой пенсии, назначенной в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях и с 01.09.2019 является получателем страховой пенсии по потере кормильца, назначенной в соответствии со статьей 10 Закона о страховых пенсиях. Выплата производится через почтовое отделение N 119192 УФПС г. Москвы АО "Почта России". Общая сумма выплаченной пенсии за период с 01.01.2018 по 31.10.2019 составляет 483 395 руб. 76 коп.
Решением суда от 14.02.2019 Гарипова Н.Ш. признана банкротом.
Финансовым управляющим на имя должника Гариповой Н.Ш. в публичном акционерном обществе "Сбербанк России" открыт специальный счет в соответствии с требованиями статьи 133 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Считая, что после признания должника банкротом пенсионные выплаты должны перечисляться органами Пенсионного фонда на специальный счет должника, однако перечисляются через почтовое отделение непосредственно должнику, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит обязать Отделение Пенсионного фонда перевести имеющиеся денежные средства с пенсионного счета Гариповой Н.Ш. и производить дальнейшие перечисления пенсионных выплат на специальный банковский счет, открытый финансовым управляющим в рамках дела о банкротстве гражданина, а также обязать Гарипову Н.Ш. перевести денежные средства, полученные в виде пенсии за период с 14.02.2019, на вышеуказанный банковский счет.
Учитывая, что должник признан банкротом в феврале 2019 года, суды обязали должника внести на специальный (основной счет), открытый финансовым управляющим на имя должника, или передать финансовому управляющему денежные средства в сумме, составляющей разницу между полученной пенсией и прожиточным минимумом, за период февраль 2019 года по январь 2020 года для формирования конкурсной массы должника. В названной части судебные акты заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
Удовлетворяя заявление финансового управляющего в части обязания Отделения Пенсионного фонда производить перечисление пенсионных выплат на специальный банковский счет должника, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 60, 133, 213.25 Закона о банкротстве и исходили из того, что пенсионные выплаты должны перечисляться на специальный (основной) счет гражданина-должника, открытый финансовым управляющим; пенсионные выплаты являются доходом, на который может быть обращено взыскание.
В рассматриваемом случае суд кассационной инстанции оснований для несогласия с такими выводами не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закон о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, за исключением величины прожиточного минимума (абзац восьмой части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), подлежит включению в конкурсную массу.
Согласно пункту 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях. С даты признания его банкротом гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (пункты 6, 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
В целях обеспечения сохранности имущества гражданина, соблюдения баланса прав должника и кредиторов финансовый управляющий обязан использовать один (основной) счет должника (статья 133 Закона о банкротстве).
Таким образом, требование финансового управляющего об обязании Отделения Пенсионного фонда перечислять страховые пенсии на специальный расчетный счет с целью включения в конкурсную массу носит правомерный характер, не влечет нарушения конституционных прав должника, не нарушает права Отделения Пенсионного фонда и не противоречит нормам действующего законодательства.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь приведенными правовыми нормами, учитывая, что страховые пенсии являются доходом должника, на который может быть обращено взыскание по неисполненным долговым обязательствам, учитывая, что гражданин-банкрот в силу норм Закона о банкротстве не вправе самостоятельно получать денежные средства с банковских счетов, принимая во внимание, что финансовым управляющим в соответствии с требованиями Закона о банкротстве открыт специальный счет должника, суды правомерно удовлетворили ходатайство финансового управляющего, обязав Отделение Пенсионного фонда перечислять страховые пенсии на специальный счет, открытый финансовым управляющим в Сбербанке.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на положения пункта 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях отклоняются.
Закон о банкротстве, регулирующий отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, содержит специальные нормы, в силу которых пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, подлежит включению в конкурсную массу. При этом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (статья 213.25 Закона о банкротстве).
В пункте 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях установлено, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Данной нормой права гарантируется выплата страховой пенсии гражданину - банкроту в установленном размере без каких-либо ограничений, при этом порядок выплаты пенсии указанная норма права не устанавливает и не исключает включение пенсионных выплат за исключением величины прожиточного минимума (абзац восьмой части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в конкурсную массу должника.
Пункт 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях устанавливает, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным (банкротом) не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; пенсионные обязательства государства подлежат исполнению.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2020 по делу N А07-673/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Э. Шавейникова |
Судьи |
Ф.И. Тихоновский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях установлено, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.
Данной нормой права гарантируется выплата страховой пенсии гражданину - банкроту в установленном размере без каких-либо ограничений, при этом порядок выплаты пенсии указанная норма права не устанавливает и не исключает включение пенсионных выплат за исключением величины прожиточного минимума (абзац восьмой части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в конкурсную массу должника.
Пункт 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях устанавливает, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным (банкротом) не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; пенсионные обязательства государства подлежат исполнению."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф09-5054/20 по делу N А07-673/2018