Екатеринбург |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А07-7207/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люкс" (далее - заявитель, общество, ООО "Люкс") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 по делу N А07-7207/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "Люкс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - административный орган, комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2020 N 097-89-К-20 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражный суд Республики Башкортостан от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Люкс" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на отсутствии в его действиях события вмененного правонарушения. Полагает, примененные комитетом при определении вины общества нормы статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), статьи 14.19 КоАП РФ не могут служить основанием для привлечения к ответственности, поскольку общество подключено к единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) по месту нахождению юридического лица (г. Уфа д. Базилевка, ул. Беговая д. 2), вся продукция продаваемая в магазине по иному адресу, обособленному подразделению (г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 10А), была учтена в ЕГАИС.
Как установлено судами при рассмотрении дела, исполняя поручение заместителя начальника отдела контрольных мероприятии N 138-13 от 14.01.2020 на совершение отдельных процессуальных действий по делу об административном правонарушении от 17.12.2019 N 9014-13, возбужденного в отношении общества по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, административным органом 15.01.2020 в 14 час. 15 мин. проведен осмотр помещений и находящихся там вещей и документов по адресу: г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 10 А, принадлежащих заявителю (протокол от 15.01.2020 N 10).
В ходе проверки выявлено, что в нарушение установленных Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 650 (далее - Требования N 650), общество осуществляет деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции (розничная продажа пива и пивных напитков), без использования технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
По результатам расследования административным органом в отношении общества составлен протокол от 25.02.2020 N 89-К-20 и вынесено постановление от 05.03.2020 N 094-89-К-20 о привлечении к ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным ненормативным актом комитета, общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрели оснований для признания его малозначительным, не установили процессуальных нарушений при производстве по делу и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
На основании пункта 2 статьи 8 данного закона основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (абзац 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 2.1 статьи 8 рассматриваемого закона указанное в абзаце восьмом пункта 2 настоящей статьи требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 настоящего закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила N 380) установлено, что учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Согласно пунктам 7 и 15 Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459) организации, зарегистрированные в качестве юридического лица, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Из приведенных норм следует, что несоблюдение указанных требований свидетельствует о нарушении установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды установили факт наличия в действиях ООО "Люкс" события административного правонарушения, установленного статьей 14.19 КоАП РФ, выразившееся в том, что общество подключено к ЕГАИС по месту нахождения юридического лица по ул. Беговая, д. 2 в д. Базилевка, г. Уфа, РБ, 450069, при этом имеет обособленное подразделение по адресу: г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 10 А, КПП 027345066, где и зафиксировано вмененное правонарушение.
Довод о том, что для соблюдения требований законодательства достаточен факт подключения общества к ЕГАИС по месту нахождению юридического лица, рассмотрен судами и отклонен со ссылкой на пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.
В соответствии с пунктом 2 Требований N 650 при наличии у организаций обособленных подразделений программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности). Таким образом каждое обособленное подразделение одной и той же организации является отдельным субъектом алкогольного рынка и подпадает под действие Закона N 171-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о совершении обществом вмененного административного правонарушения.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что ООО "Люкс" предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.19 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, суды не установили.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 по делу N А07-7207/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люкс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о том, что для соблюдения требований законодательства достаточен факт подключения общества к ЕГАИС по месту нахождению юридического лица, рассмотрен судами и отклонен со ссылкой на пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
...
В соответствии с пунктом 2 Требований N 650 при наличии у организаций обособленных подразделений программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности). Таким образом каждое обособленное подразделение одной и той же организации является отдельным субъектом алкогольного рынка и подпадает под действие Закона N 171-ФЗ.
...
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что ООО "Люкс" предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.19 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф09-7951/20 по делу N А07-7207/2020