Екатеринбург |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А76-45027/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Поротниковой Е.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - Управление, ГЖИ) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2020 по делу N А76-45027/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по тому же делу по заявлению ООО "Центр коммунального сервиса" к о признании незаконным и отмене предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Управления - Елисеева С.Г. (доверенность от 09.01.2020); ООО "Центр коммунального сервиса" - Суюндукова Ж.А. (доверенность от 01.09.2020).
ООО "Центр коммунального сервиса" (далее - ООО "ЦКС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления от 15.08.2019 N 19-4267 4284 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 08.06.2020 требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Считает, что документы, подтверждающие вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 23.01.2019 (маршрутные листы), неправомерно приняты судом первой инстанции, поскольку у заявителя была объективная возможность представить их во время проведение проверки, однако заявитель документы не представил. Полагает, что в указанных действиях ООО "ЦКС" имеется злоупотребление правом. Путевые и маршрутные листы не являются допустимыми доказательствами по делу, они составлены в одностороннем порядке, в то время как система Глонасс позволяет обеспечить контроль за вывозом мусора. Периодичность вывоза ТКО по маршрутным листам и периодичность вывоза по навигации Глонасс отличаются.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по обращению собственника жилого дома, на основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 13.08.2019 N 19-4267 4284 (т. 1, л.д. 13-15) в отношении ООО "ЦКС" проведена внеплановая документарная проверка деятельности по управлению многоквартирными домами, в ходе которой выявлено нарушение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
По результатам проведенной проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт от 15.08.2019 N 194267 4284 от 15.08.2019 (т. 1 л.д. 10-12).
На основании данного акта проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" в отношении ООО "ЦКС" вынесено предписание от 15.08.2019 N 19-4267 4284 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (т. 1, л.д. 8-9).
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений заявителю следовало в срок до 10.09.2019:
сторнировать плату за вывоз твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 23.01.2019.
Не согласившись с данным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ООО "ЦКС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу о доказанности осуществления ООО "ЦКС" вывоза ТКО в период с 01.01.2019 по 23.01.2019, в связи, с чем отсутствуют основания для сторнирования платы за вывоз твердых коммунальных отходов за январь 2019 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судами установлено, что оспариваемое предписание выдано ГЖИ в пределах предоставленных ему полномочий (пункт 3 статьи 20 ЖК РФ) пункт 8.1 статьи 13 ЖК РФ, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), подпункт 2 пункта 8, подпункт 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пунктом 10 Правил N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Правилами N 1156, предусматривает указание периодичности вывоза ТКО.
Правилами N 1156 также регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 01.01.2019 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области статус регионального оператора присвоен ООО "Центр коммунального сервиса".
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пункт 2 Правил N 354 устанавливает, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству оказания услуг в части обращения с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В ходе проверки заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что ООО "ЦКС" предоставило услуги по вывозу ТКО собственникам многоквартирного дома расположенного по адресу: Троицкий городской округ, ул. им. А.Г. Мотова, д. 75 (с контейнерной площадке для сбора твердых коммунальных отходов расположены по адресу: г. Троицк, ул. Путевая, 18-А) только с 24.01.2019.
Между тем, указанный вывод противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вывоз ТКО в период с 01.01.2019 по 23.01.2019 с ближайшей к потребителю контейнерной площадки по адресу: г. Троицк, ул. Путевая, 18-А, подтверждается маршрутными листами (представлены в материалы дела).
Согласно информации, представленной ООО "ЦКС", с 01.01.2019 ближайшие к потребителю (Селезнева С.Р. проживающая по адресу: Троицкий городской округ, ул. им. А.Г. Мотова, д. 75) контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов расположены по адресу: г. Троицк, ул. Путевая, 18-А. С 03.04.2019 по адресу: Троицкий городской округ, ул. Мотова, д. 87 оборудована дополнительная контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов (т. 2, л.д. 41).
Потребители, проживающие по адресу г. Троицк: ул. Мотова, д. 75, регулярно потребляли коммунальную услугу, в том числе и в период с 01.01.2019 по 23.01.2019 и имел возможность пользоваться иными контейнерными площадками в данном населенном пункте, в том числе и контейнерной площадки находящийся в г. Троицке по адресу: ул. Путевая, д. 18-А. Вывоз ТКО с которой в период с 01.01.2019 по 24.01.2019 подтверждается представленными в материалы настоящего дела маршрутные и путевые листы (т. 1, л.д. 29-101).
Управление указывает на невозможность принятия представленных в суд первой инстанции доказательств: маршрутные листы, отчеты мониторинга системы Глонасс, поскольку в ходе проведения проверки данные доказательства ООО "ЦКС" заинтересованному лицу представлены не были.
Согласно нормам статьи 16 и статьи 17 Закона N 294-ФЗ выдача предписаний органом государственного контроля (надзора) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений является мерой, принимаемой в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, и возможна лишь по результатам проведенной проверки.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица.
Частями 1, 2 и 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам заинтересованного лица, неполнота установленных инспекцией в ходе проверки обстоятельств не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования общества о признании недействительным предписания, лицо не лишено права, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представлять доказательства в обоснование своей позиции.
Инспекция не была лишена права доказывать законность оспариваемого предписания иными допустимыми и относимыми доказательствами, а также заявлять возражения относительно представленных ООО "ЦКС" доказательства, в том числе, заявлять ходатайства о фальсификации.
Довод инспекции о необходимости оснащения всех транспортных средств заявителя системой Глонасс, информация которой и являлась бы надлежащим доказательством вывоза ТКО в спорный период, также подлежит отклонению, поскольку факт отсутствия систем Глонасс как нарушение обязательных требований в рамках настоящего спора не является предметом рассмотрения, в свою очередь заявителем представлены относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства в подтверждение оказания коммунальной услуги с 01.01.2019 по 23.01.2019 по адресу, указанному в акте проверки инспекции.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Доводы ГЖИ, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование административным органом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2020 по делу N А76-45027/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.