Екатеринбург |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А76-17367/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д. В., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорсервисстрой" (далее - ООО "Дорсервисстрой", общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2020 по делу N А76-17367/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
ООО "Дорсервисстрой" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска (далее - Административная комиссия, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении N 05-04-2013/26 от 30.04.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закон N 584-ЗО), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 17.07.2020 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено в виду малозначительности совершенного правонарушения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Дорсервисстрой" просит названные судебные акты изменить, заявление удовлетворить в полном объеме и отменить постановление в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Общество считает, что суды нижестоящих инстанций допустили отожествление понятий "элемент благоустройства" и "объект благоустройства", проезд по ул. Полярная от дома N 51 до N 58 в поселке Колхозный Курчатовского района г. Челябинска является объектом благоустройства, а ненадлежащее содержание объектов благоустройства не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Законом N 584-ЗО.
Заявитель жалобы ссылается на иную судебную практику с аналогичными обстоятельствами дела.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.03.2020 сотрудниками отдела благоустройства Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Челябинска" составлен акт фиксации нарушений территории Курчатовского района N М- 37/КУ, которым установлено и зафиксировано, что не очищен от снега проезд по ул. Полярной от дома N 51 до N 58 в поселке Колхозный Курчатовского района. К акту прилагается фототаблица нарушения.
Сотрудником отдела муниципального контроля в сфере благоустройства Управления развития и благоустройства городской среды г. Челябинска 17.04.2020 в отношении ООО "Дорсервисстрой" составлен протокол об административном правонарушении N 04-05-2020/342 от 17.04.2020, из которого следует, что 05.03.2020 не очищен от снега проезд по ул. Полярная в поселке Колхозный в Курчатовском районе г. Челябинска. Данный протокол направлен в Административную комиссию для рассмотрения.
Обязанность по содержанию указанной территории в соответствии с муниципальным контрактом МК.2019.144 от 09.01.2020 возложена на ООО "Дорсервисстрой".
Данные действия квалифицированы административным органом как нарушение пункта 94 Правил благоустройства территории г. Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 30.04.2020 N 05-04-20-13/26 ООО "Дорсервисстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Данное постановление оспорено ООО "Дорсервисстрой" в арбитражный суд.
Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении, при этом, посчитал возможным освободить лицо от административной ответственности в виду малозначительности совершенного деяния. При этом выводы суда первой инстанции основаны на том, что событием административного правонарушения в данном случае является бездействие общества, выразившееся в ненадлежащем содержании иных элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, а именно ненадлежащая уборка от снега проезда улицы (планировочное устройство - элемент благоустройства).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов ошибочными на основании следующего.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО, является установленный порядок в области благоустройства территорий муниципальных образований.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие) субъекта, следствием которых явилось повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области благоустройства территорий муниципальных образований.
Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска (далее - Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
09.01.2020 между администрацией Курчатовского района г. Челябинска (муниципальный заказчик) и ООО "Дорсервисстрой" (подрядчик) подписан муниципальный контракт N МК.2019.144 на выполнение работ по механической очистке о снега улиц в поселках Курчатовского района города Челябинска.
Из содержания оспариваемого постановления по делу о назначении административного наказания 30.04.2020 N 05-04-20-13/26 усматривается, что заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 3 Закона области N 584-ЗО за нарушение положений пункта 94 Правил, в связи с неочисткой от снега проезда по ул. Полярная от дома N 51 до N 58 в поселке Колхозный в Курчатовском районе г. Челябинска, что зафиксировано в акте фиксации нарушений от 05.03.2020 N М-37/КУ.
Пунктом 94 Правил установлено, что технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части дорог и проездов, тротуаров и придомовых территорий должны обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
При этом, как следует из Правил, необходимо различать объекты благоустройства и элементы благоустройства.
К объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга, площадки для выгула и дрессировки собак, площадки автостоянок, улицы (в том числе пешеходные) и дороги, парки, скверы, иные зеленые зоны, площади, набережные и другие территории, технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов (пункт 31 Правил).
Дворовой проезд также относится к объекту благоустройства пункт 11.1 Правил.
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 57 Правил).
Таким образом, проезд по ул. Полярной от дома N 51 до N 58 в поселке Колхозный Курчатовского района г. Челябинска является объектом благоустройства.
Вместе с тем ненадлежащее содержание объектов благоустройства не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Законом N 584-ЗО.
Следовательно, в данном случае отсутствует событие вменяемого обществу правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения применительно к конкретным обстоятельствам дела должным образом не исследован.
Административная комиссия ограничилась лишь констатацией выявленных нарушений, в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ, в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Так как административным органом в оспариваемом постановлении вина общества не была установлена, очевидным является недоказанность в действиях ООО "Дорсервисстрой" субъективной стороны, то есть состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах административный орган и суды пришли к неправомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
С учетом изложенного оспариваемое постановление административной комиссии о назначении обществу административного наказания по делу об административном правонарушении на основании части 1 статьи 3 Закона N 584-ЗО подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2020 по делу N А76-17367/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по тому же делу отменить.
Признать незаконным и отменить принятое в г. Челябинске в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дорсервисстрой", г. Челябинск, ОГРН 1177456041069, постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска от 30.04.2020 N 05-04-20-13/26 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении на основании части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.