Екатеринбург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А71-19516/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Кангина А. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики (далее - управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2020 по делу N А71-19516/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Ижевский завод металлургии и машиностроения" (далее - общество "Ижметмаш", общество,) 9 384 руб. 57 коп. убытков, образовавшихся в результате незаконной выплаты страховой пенсии работнику общества Чукунову Вадиму Антоновичу за период с 01.04.2018 по 31.08.2018.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чукунов Вадим Антонович (далее - Чукунов В.А.).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2020 (судья Сидорова М.С.) в удовлетворении искового заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что непредставление обществом в установленный срок индивидуальных сведений в отношении работника привело к принятию решения об излишней выплате сумм страховой пенсии.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществом в пенсионный фонд несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах за апрель 2018 года в отношении Чукунова В.А., который учтен в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер, в связи с чем управлением за период с 01.04.2018 по 31.08.2018 произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Чукунову В.А..
В адрес управления 22.03.2019 в электронном виде поступили дополнительные сведения за апрель 2018 года, в соответствии с которыми уточнено, что Чукунов В.А. являлся работающим у общества пенсионером в апреле 2018 года.
В связи с непредставлением обществом "Ижметмаш" достоверной информации о работающем пенсионере и представлении информации за апрель 2018 года лишь в марте 2019 года, по мнению управления, выплачена сумма страховой пенсии в размере 9 384 руб. 57 коп. за период с 01.04.2018 по 31.08.2018, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили отсутствия причинно-следственной связи между действиями общества и причиненным пенсионному фонду вредом в виде излишне выплаченной пенсии отсутствует.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12, 13 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
На основании ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 названного закона).
Частью 4 ст.26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ), в целях реализации положений ч. 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из ч.4 ст.26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила), п. 84 которых установлено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных ч. 9 и 10 ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 ФЗ "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" (п. 88 Правил).
При этом в случае, предусмотренном ч. 10 ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3 ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п. 88 Правил, без удержания за прошлое время (п. 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" (п. 88 Правил).
Согласно п. 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 28 ФЗ "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Как установлено судами, сведения о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М (доп.) за апрель 2018 года обществом представлены 22.03.2019. Управлением за период с 01.04.2018 по 31.08.2018 произведена индексация пенсии пенсионеру Чукунову В.А. Однако обществом "Ижметмаш" в пенсионный фонд своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за период с января 2018 года по август 2018 года, за декабрь 2018 года. Работник Чукунов В.А. отсутствовал лишь в отчете, представленном за апрель 2018 года. В сведениях, представленных за 01, 02, 03, 05, 06, 07, 08, 12 2018 года работник отражен в отчетах СЗВ-М, а также данные по Чукунову В.А. зафиксированы в отчетности по форме ОДВ-1 за 2018 год.
Содержание отчетности страхователя по форме ОДВ-1 и СЗВ-М объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Чукунова В.А. в апреле 2018 года. Сведения за январь - март 2018 года, за май - август 2018, декабрь 2018 года, в том числе на Чукунова В.А., предоставлялись в установленный законом срок.
Судами верно отмечено, что управление не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за один период - апрель 2018 года.
Кроме того, после получения от общества сведений за январь, февраль, март, май, июнь, июль, август, декабрь 2018 года, факт предоставления которых не оспаривается, пенсионным фондом не предпринято никаких мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Получив от страхователя сведения по форме СЗВ-М за май, июнь, июль, август 2018 года в отношении спорного работника, выплата пенсии с учетом индексации не прекращена, а производилась до 31.08.2018.
С учетом того, что получив от общества своевременно представленную отчетность по форме СЗВ-М за май (представлена 15.06.2018), июнь 2018 года (представлена 11.07.2018) и последующие периоды, а также обладая сведениями о том, что спорный пенсионер не прекращал работать в апреле 2018 года, суды пришли к верному выводу, что на момент принятия решения о выплате пенсии (с учетом индексации) управление располагало сведениями о пенсионере Чукунове В.А., как фактически не прекратившем осуществление трудовой деятельности.
Судами верном отмечено, что исходя из осведомленности фонда об осуществлении застрахованным лицом оплачиваемой трудовой деятельности в 2018 году, которая являлась непрерывной, до принятия решения о выплате пенсии в повышенном размере, а также с учетом самостоятельного обнаружения и устранения обществом допущенной ошибки при представлении отчетности в спорном периоде, пенсионный фонд не обладал основаниями для индексации получаемой пенсии с 01.04.2018.
Аналогичная правовая позиции изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2019 N 309-ЭС19-23722, от 17.01.2020 N 301-ЭС19-25559.
Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия обстоятельств, необходимых для возложения на общество ответственности в виде возмещения убытков.
Доводы пенсионного фонда, повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов обеих инстанций, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены судами верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2020 по делу N А71-19516/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 28 ФЗ "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
...
Судами верном отмечено, что исходя из осведомленности фонда об осуществлении застрахованным лицом оплачиваемой трудовой деятельности в 2018 году, которая являлась непрерывной, до принятия решения о выплате пенсии в повышенном размере, а также с учетом самостоятельного обнаружения и устранения обществом допущенной ошибки при представлении отчетности в спорном периоде, пенсионный фонд не обладал основаниями для индексации получаемой пенсии с 01.04.2018.
Аналогичная правовая позиции изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2019 N 309-ЭС19-23722, от 17.01.2020 N 301-ЭС19-25559."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф09-6854/20 по делу N А71-19516/2019