Екатеринбург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А76-3830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Кангина А. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Ломаевой Ольги Мерсиавовны (далее - арбитражный управляющий Ломаева О.М., арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2020 по делу N А76-3830/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством сервиса онлайн-заседания принял участие представитель арбитражного управляющего - Востриков М.С. (доверенность от 03.02.2020).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра, управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Ломаеву О.М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по эпизодам 3, 4, 5, 6, и по эпизодам 1, 2, 7 в порядке ч. 3.1 ст. 14.13 названного кодекса.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2020 (судья Воронов В.П.) арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 (судьи Бояршинова Е.В., Киреев П.Н., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит обжалуемые судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности по эпизодам 3, 4, 5, 6 ввиду допущенных существенных нарушений при проведении административного расследования и составлении протокола, освободив от ответственности ввиду необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по каждому из эпизодов в случае установления правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2015 по делу N А76-11463/2014 общество с ограниченной ответственностью "Завод стальных изделий" (далее - ООО "ЗСИ") признано несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника открыто конкурсное производство, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утверждена Ломаева О.М.
Управлением 25.11.2019 возбуждено дело об административном правонарушении N 01897419 с назначением к проведению административного расследования, 22.02.2020 в отношении конкурсного управляющего составлен протокол об административном правонарушении N 01897419 по ч. 3, 3, 1 ст.14.13 КоАП РФ, который направлен в арбитражный с соответствующим заявлением.
Частью 3 ст.14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу требований п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Как следует из материалов дела, арбитражному управляющему вменено отсутствие размещения сведений о решениях, принятых собранием кредиторов, на собрании кредиторов от 01.11.2017.
В соответствии с п. 7 ст. 12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Управлением установлено, что арбитражным управляющим Ломаевой О.М. на 01.11.2017 назначено к проведению собрание кредиторов должника, однако сведения о его отмене или переносе даты проведения данного собрания кредиторов отсутствуют.
Таким образом, сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов 01.11.2017, или сведения о признании его несостоявшимся подлежали включению в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения - не позднее 10.11.2017, однако на Интернет-сайте ЕФРСБ арбитражным управляющим не включено, что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим Ломаевой О.М. положений п. 7 ст. 12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, материалами дела об административном правонарушении установлено, что арбитражный управляющий несвоевременно разместил в ЕФРСБ сообщения о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 61.22 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" сведения о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Согласно п. 3.1 Порядка формирования и ведения ЕФРСБ о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ, сведения подлежат включению в информационный ресурс в течение 3 рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта (о его пересмотре) по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности подлежат включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней с даты размещения копии судебного акта в карточке дела в сети Интернет.
Арбитражный управляющий 15.06.2018 обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, в удовлетворении которого определением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-11463/2014 от 24.05.2019 отказано. Судебный акт размещен в карточке дела 25.05.2019 в 16:57:38 МСК.
Соответствующее сообщение (о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности) подлежало включение в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней с даты размещения электронной версии судебного акта в карточке дела (25.05.2019) - не позднее 29.05.2019, однако соответствующее сообщение включено в ЕФРСБ 03.06.2019, с нарушением срока на 3 рабочих дня.
Кроме того, арбитражному управляющему вменяется нарушение периодичности предоставления арбитражным управляющим отчета о своей деятельности.
Согласно п. 1 ст. 143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
ООО "ЗСИ" признано несостоятельным (банкротом), арбитражным управляющим утверждена Ломаева О.М.
Сведения о том, что собранием кредиторов ООО "ЗСИ" избрана иная, отличная от установленной законом, периодичность проведения собраний кредиторов (по рассмотрению отчетов конкурсного управляющего) отсутствуют, в связи с чем, Ломаева О.М. обязана представить собранию кредиторов отчет о своей деятельности не реже чем один раз в три месяца.
Арбитражным управляющим 18.04.2018 проведено собрание кредиторов, где представлен отчет конкурсного управляющего о своей деятельности.
Следующий по хронологии раз отчет подлежал представлению не позднее 18.07.2018. После указанной даты новые собрания кредиторов по рассмотрению отчета конкурсного управляющего не назначались и не проводились.
Конкурсное производство в отношении ООО "ЗСИ" 02.08.2019 завершено.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 02.08.2018 производство по делу N А76-11463/2018 приостановлено до вынесения окончательного судебного акта по заявлению о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Производство по делу возобновлено 01.07.2019.
Датой совершения правонарушения является 19.07.2018 (следующий день за днем, когда отчет подлежал представлению собранию кредиторов), с учетом установленной 3-месячной периодичности предоставления отчета, еще до приостановления производство по делу арбитражный управляющий должна была представить отчет не позднее 18.07.2018, что, однако, не сделано, что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим Ломаевой О.М. положений п. 1 ст. 143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Помимо изложенного, арбитражному управляющему вмененено нарушение срока публикации финального отчета о результатах конкурсного производства.
Сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо (абз. 1 п. 4.1. ст. 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с п. 6.1. ст. 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).
Таким образом, финальный отчет о результатах проведения процедуры конкурсного производства в обязательном должен быть включен арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение десяти календарных дней с даты завершения процедуры.
Определением Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-11463/2014 от 02.08.2019 конкурсное производство, ранее введенное в отношении ООО "ЗСИ", завершено.
Финальный отчет о результатах конкурсного производства ООО "ЗСИ" подлежал включению в ЕФРСБ не позднее 12.08.2019, однако включен 23.10.2019, с нарушением установленного срока на 2 месяца и 11 календарных дней, что является нарушением положений ст. 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам соблюден.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18, 18.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку арбитражный управляющий является лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными действующим законодательством, при этом совершенное арбитражным управляющим Ломаевой О.М. административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления банкротства, соблюдение которого как профессиональным участником указанных правоотношений является обязанностью арбитражного управляющего.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период конкурсного производства.
Ссылка арбитражного управляющего на допущенные управлением существенные нарушения при проведении административного расследования и ненадлежащей квалификации вменяемого правонарушения, а также на экспертное лингвистическое исследование 14-ЧЛ-2020 от 01.06.2020, согласно которому знак "скобки" нельзя считать перечислением, были предметом рассмотрения судов и отклонены при должной правовой оценке; существенных нарушений процессуальных требований при административном производстве не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2020 по делу N А76-3830/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Ломаевой Ольги Мерсиавовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Финальный отчет о результатах конкурсного производства ООО "ЗСИ" подлежал включению в ЕФРСБ не позднее 12.08.2019, однако включен 23.10.2019, с нарушением установленного срока на 2 месяца и 11 календарных дней, что является нарушением положений ст. 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам соблюден.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18, 18.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку арбитражный управляющий является лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными действующим законодательством, при этом совершенное арбитражным управляющим Ломаевой О.М. административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления банкротства, соблюдение которого как профессиональным участником указанных правоотношений является обязанностью арбитражного управляющего."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф09-7071/20 по делу N А76-3830/2020