Екатеринбург |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А50-34060/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Лазарева С.В., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений Администрации города Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.03.2020 по делу N А50-34060/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Транснефть-Прикамье" - Дубасова Л.В. (доверенность от 01-01-9/845).
Акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - общество "Транснефть-Прикамье") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 162 338 руб. 90 коп. по договорам аренды от 31.10.2017 N 097-170/ТПК-1001/01-01-03/18, от 31.10.2017 N 100-17-М/ТПК2804/01-01-03/17, от 31.10.2017 N 058-17К/ТПК-2810/01-01-03/17 и от 31.10.2017 N 059-17И/ТПК-2422/01-01-03/17 за период с 2017 по 2019 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Департамент финансов администрации города Перми.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Ссылаясь на положения статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель отмечает, что, поскольку получателем арендных платежей по договорам аренды земельных участков является Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, арендные платежи ответчиком не получалась, департамент не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявитель полагает, что подписывая договора аренды, истец согласился на размер арендной платы, установленный договорами. Таким образом, принимая во внимание, что с требованием о признании договора ничтожным либо о внесения изменений в договора аренды в части размера арендной платы общество "Транснефть-Прикамье" не обращалось, заявитель полагает, что удовлетворяя исковые требования, суды изменили условия договора аренды в части размера арендной платы без соответствующих требований со стороны ответчика.
Общество "Транснефть-Прикамье" представило отзыв на кассационную жалобу департамента, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключены следующие договоры аренды земельных участков: от 31.10.2017 N 097-170/ТПК-1001/01-01-03/18;
от 31.10.2017 N 100-17-М/ТПК-2804/01-01-03/17; от 31.10.2017 N 058-17К/ТПК-2810/01-01-03/17; от 31.10.2017 N 059-17И/ТПК-2422/01-01-03/17.
В соответствии с договором аренды N 097-170 истцу передано 6 земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, общей площадью 9125 кв. м, под размещение магистрального нефтепровода "Каменный Лог - Пермь", расположенных на землях населенных пунктов.
В соответствии с договором аренды N 100-17-М истцу передано 11 земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, общей площадью 47 кв. м под размещение магистрального нефтепровода "Каменный Лог-Пермь", расположенных на землях населенных пунктов.
В соответствии с договором аренды N 058-17К истцу передано 2 земельных участка, находящихся в неразграниченной государственной собственности, общей площадью 15 кв. м под размещение магистрального нефтепровода "Северокамск - Пермь", расположенных на землях населенных пунктов.
В соответствии с договором аренды N 059-17И истцу передан 1 земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, общей площадью 5 кв. м, под размещение магистрального нефтепровода "Пермь-ПНОС", расположенный на землях населенных пунктов.
Согласно приложению N 2 к договорам аренды арендная плата рассчитана на основании: решений Пермской городской Думы от 24.03.2015 N 68 "О плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности", от 20.12.2016 N 268 "Об утверждении корректирующего коэффициента к ставкам арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории муниципального образования город Пермь, предоставленные в аренду без проведения торгов", Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края", постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края".
Полагая, что произведенный ответчиком расчет арендной платы является неправильным, а переплата по договорам - неосновательным обогащением, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ бремя доказывания неосновательного обогащения приобретателя и размера обогащения лежит на потерпевшем, приобретатель обязан доказать наличие оснований для получения и удержания имущества, принадлежащего потерпевшему.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ).
На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ и статьи 39.7 ЗК РФ плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов", утверждена ставка арендной платы в размере 0,37 руб. за квадратный метр в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Приказом Минэкономразвития России от 06.09.2018 N 478 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации и предоставленных без проведения торгов для размещения нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" для Пермского края установлена ставка арендной платы в размере 0,80 руб. за кв. м.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, принимая во внимание, что предоставленные в аренду обществу "Транснефть-Прикамье" неразграниченные земельные участки, используются для размещения и эксплуатации объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, и, установив, что размер арендной платы за спорные земельные участки с 01.03.2015 должен быть определен на основании положений статьи 39.7 ЗК РФ и с применением ставок, утвержденных Приказами N 9 и N 478 для Пермского края, суды пришли к верному выводу о доказанности истцом факта переплаты арендных платежей за рассматриваемый период.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что денежные средства, перечисленные истцом ответчику в качестве арендной платы за пользование земельными участками, являются неосновательным обогащением ответчика и подлежат возврату истцу.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования общества "Транснефть-Прикамье" о взыскании с департамента неосновательного обогащения в сумме в сумме 162 338 руб. 90 коп. за период с 2017 по 2019 г.
Довод заявителя о том, что департамент является ненадлежащим ответчиком по требованию о возврате неосновательного обогащения, судом округа не принимается. В рамках рассматриваемого спора неосновательное обогащение взыскано с департамента, выступающего в качестве участника гражданско-правовых отношений - стороны договора аренды.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что с требованием о признании договора ничтожным либо о внесения изменений в договора аренды в части размера арендной платы общество "Транснефть-Прикамье" не обращалось, в связи с чем удовлетворяя исковые требования, суды тем самым изменили условия договора аренды в части размера арендной платы без соответствующих требований со стороны ответчика, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом изложенных в мотивировочной части постановления обстоятельств настоящего дела и как не имеющей правого значения для рассмотрения настоящего спора.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.03.2020 по делу N А50-34060/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений Администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.