Екатеринбург |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А76-15285/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Кравцовой Е.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2020 по делу N А76-15285/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие прокурор Зобнина Л.В. (доверенность от 07.10.2020).
Заместитель прокурора Челябинской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации города Челябинска о признании незаконным бездействия выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров размещенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; обязании администрации в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров размещенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2020 требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На администрацию возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что при применении исчерпывающих процедур жилищного строительства необходимо различать понятия "процедура" и "государственная (муниципальная) услуга".
По мнению администрации, срок в два месяца для разработки и утверждения правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не позволит соблюсти все необходимые процедуры.
Прокуратура Челябинской области в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в части организации предоставления муниципальных услуг, по результатам которой установлен факт бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Полагая, что со стороны органа местного самоуправления - администрации допущено незаконное бездействие, прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренной статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется,
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В части 1 статьи 40 ГрК РФ закреплено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Порядок выдачи органом местного самоуправления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации согласно пункту 7.4 части 1 статьи 6 ГрК РФ относится утверждение исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включено в Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 (пункт 23) и, соответственно, является муниципальной услугой.
Таким образом, обязанность администрации по разработке и утверждению административного регламента по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлена требованиями приведенного выше законодательства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что администрацией административный регламент по предоставлению данной муниципальной услуги не разработан, сведения о предоставлении услуги отсутствуют в Перечне муниципальных и государственных услуг, предоставляемых Администрацией города Челябинска, утвержденном распоряжением Администрации города Челябинска от 28.07.2015 N 8199, суды принимая во внимание положения статьи 2 Закона N 210-ФЗ, части 1, 3 статьи 40, пункта 2 части 11 статьи 51, пункта 7 части 5 статьи 56 ГрК РФ, пришли к верному выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом N 210-ФЗ.
Судами правомерно отклонены доводы администрации о том, что при применении исчерпывающих процедур жилищного строительства необходимо различать понятия "процедура" и "государственная (муниципальная) услуга", поскольку функции по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства непосредственно относятся к органу местного самоуправления, в силу статьи 40 ГрК РФ и данная деятельность осуществляется администрацией и не может осуществляться иным органом на территории г. Челябинска, то указанная услуга является муниципальной услугой, которая оказывается администрацией. При этом порядок по предоставлению данной муниципальной услуги не разработан.
Положение об организации и проведении публичных слушаний на территории города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думой от 27.08.2013 N 44/17, не регламентирует выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а регламентирует процедуру проведения публичных слушаний.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренной статьей 40 ГрК РФ.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, срок принятия нормативного акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, установленный в решении, является достаточным.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе иные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, выводов судов не опровергают и подлежат отклонению с учетом вышеизложенных обстоятельств данного конкретного дела, установленных судами.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2020 по делу N А76-15285/2020 и постановление Восемнадцатого) арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правомерно отклонены доводы администрации о том, что при применении исчерпывающих процедур жилищного строительства необходимо различать понятия "процедура" и "государственная (муниципальная) услуга", поскольку функции по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства непосредственно относятся к органу местного самоуправления, в силу статьи 40 ГрК РФ и данная деятельность осуществляется администрацией и не может осуществляться иным органом на территории г. Челябинска, то указанная услуга является муниципальной услугой, которая оказывается администрацией. При этом порядок по предоставлению данной муниципальной услуги не разработан.
Положение об организации и проведении публичных слушаний на территории города Челябинска, утвержденный решением Челябинской городской Думой от 27.08.2013 N 44/17, не регламентирует выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а регламентирует процедуру проведения публичных слушаний.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренной статьей 40 ГрК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф09-7801/20 по делу N А76-15285/2020