Екатеринбург |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А34-14386/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2020 по делу N А34-14386/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Рычева Е.В. (доверенность от 09.01.2020).
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - общество), предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.06.2020 (судья Леонова Ю.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 (судьи Скобелкин А.П., Киреев П.Н., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявленные требований удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, факт оборота алкогольной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов (подлежащих применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов) к продукции полностью подтвержден материалами дела.
Управление настаивает на том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но общество не предприняло все возможные меры по их соблюдения, не проводя производственный контроль, который может включать отправку продукцию на лабораторные исследования.
С учетом изложенного, управление полагает, что заявленные требования, подлежащими удовлетворению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Как следует из материалов дела, административным органом в отношении общества проведено административное расследование, в ходе осмотра складского помещения на обнаруженную алкогольную продукцию в количестве 13 251 штуки наложен арест.
В ходе административного расследования отобраны образцы пивных напитков производства для проведения экспертизы.
Согласно экспертным заключениям отобранные образцы пивных напитков не соответствуют требованиям ГОСТа Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1480-ст (далее - ГОСТ Р 55292-2012).
Рассмотрев материалы проверки, уполномоченное должностное лицо управления усмотрело в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и составило протокол об административном правонарушении от 29.07.2019 N 04-08/52-Л/14.43.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 1.6, частью 2 статьи 2.1, статьей 4.5, частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55292-2012, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вопрос о вине общества при рассмотрении материалов административного дела не исследован административным органом полно и всесторонне, общество не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и его действия не образуют объективную сторону данного правонарушения, соответственно отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются верными.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения, в том числе, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что обществу вменяется осуществление оборота (хранения) продукции, противоречащей заявленному на маркировке наименованию, что обнаружено в результате исследования отобранных проб образцов алкогольной продукции, в то время как общество не является изготовителем названной продукции, а доказательств того, что вопросов к упаковке продукции, товаросопроводительной документации, условиям хранения напитка при проверке к обществу не имелось и нарушений в этой сфере не выявлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ. При этом судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что факт хранения алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и ГОСТа не образует состава указанного административного правонарушения; объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Факт нахождения несоответствующей алкогольной продукции у общества не является событием вмененного заинтересованному лицу административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, что выявленные административным органом нарушения ТР ТС 022/2011 и ГОСТа 31729-2015 в части компонентов состава алкогольной продукции являются областью ответственности изготовителя продукции, а не лица ее использующего, поскольку несоответствие спорной алкогольной продукции требованиям технических регламентов фактически допущено на стадии технологического процесса при ее изготовлении.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных управлением требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
Доводы административного органа не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.06.2020 по делу N А34-14386/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что обществу вменяется осуществление оборота (хранения) продукции, противоречащей заявленному на маркировке наименованию, что обнаружено в результате исследования отобранных проб образцов алкогольной продукции, в то время как общество не является изготовителем названной продукции, а доказательств того, что вопросов к упаковке продукции, товаросопроводительной документации, условиям хранения напитка при проверке к обществу не имелось и нарушений в этой сфере не выявлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ. При этом судами первой и апелляционной инстанций отмечено, что факт хранения алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и ГОСТа не образует состава указанного административного правонарушения; объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Факт нахождения несоответствующей алкогольной продукции у общества не является событием вмененного заинтересованному лицу административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф09-7915/20 по делу N А34-14386/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7915/20
03.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7645/20
08.06.2020 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-14386/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-14386/19