Екатеринбург |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А60-57217/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2020 по делу N А60-57217/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РСК" (далее - общество "Управляющая компания "РСК") - Галимулина А.Р. (доверенность от 10.01.2020).
От департамента, открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, общество "ОТСК") поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "ОТСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к департаменту о признании недействительным предписания от 26.08.2019 N 29-24-17-446.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2020 заявленные требования удовлетворены; оспариваемое предписание признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что представленные обществом к проверке технические паспорта на многоквартирные дома в г. Кировград по улице 40 Лет Октября N 20, 22, 24 с указанием на тип канализации "выгребные ямы", вызвали у специалиста департамента сомнения, в связи с чем не были приняты.
Департамент отмечает, что наличие двух технических паспортов на многоквартирный дом действующим законодательством не предусмотрено.
По мнению заявителя кассационной жалобы, канализация в многоквартирных домах является централизованной, следовательно, не входит в состав общего имущества собственников данного многоквартирного дома, в связи с чем, содержание инженерных сетей за пределами дома в исправном состоянии и при необходимости проведение ремонтных работ входит в обязанность ресурсоснабжающей организации - общества "ОТСК", следовательно предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований является законным и обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ОТСК" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество "Управляющая компания "РСК" в отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы департамента, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14.08.2019 N 29-24-15-446 с целью рассмотрения обращений от 31.07.2019, 13.08.2019 департаментом в отношении общества "ОТСК" с 15.08.2019 по 26.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Кировград, ул. 40 Лет Октября д. 20, 22, 24, по результатам которой составлен акт от 26.08.2019 N 29-24-16-446 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 26.08.2019 N 29-24-17-446.
Указанным предписанием департамент обязал общество "ОТСК" осуществлять в вышеупомянутых домах предоставление коммунальной услуги "водоотведение" в соответствии со степенью благоустройства - центральное водоотведение. Срок исполнения предписания 01.11.2019.
Не согласившись с данными предписанием, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя, общество "ОТСК" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)).
По смыслу пункта 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
На основании с подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 8 Приложения N 1 к Правилам N 354 бесперебойное круглосуточное водоотведение обеспечивается в течение года; допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Согласно части 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.
Исследовав обстоятельства спора, рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела документы, установив, что канализационная система в жилых домам, расположенных по адресу г. Кировград, ул. 40 лет Октября, 20, 22, 24, выполнена с устройством выгребных ям, суды правомерно заключили, что у департамента отсутствовали основания для возложения на общество обязанности по оказанию услуг водоотведения в вышеуказанных домах.
Так судами принято во внимание, что согласно акту обследования общества "ОТСК" проведенного в марте 2019 года, при строительстве жилых домов по ул. 40 лет Октября N 20, 22, 24 система водоотведения изначально выполнена по типу "люфт-клозет" для каждого подъезда, т.е. сточные воды из каждой квартиры по собственному стояку попадают в выгребную яму.
21.02.2019 общество "ОТСК" обратилось в филиал СОГУП "Областной центр недвижимости" (БТИ Свердловской области) с заявлением о проведении осмотра жилых домов N 20, 22, 24 по ул. 40 лет Октября в г. Кировграде на предмет наличия, либо отсутствия централизованной системы канализации.
Специалистами БТИ в присутствии представителя заявителя произведен осмотр указанных домов, при котором установлено, что они не имеют непосредственного технологического присоединения к централизованной системе водоотведения; канализационная система выполнена с устройством выгребных ям.
В июне 2019 года филиалом СОГУП "Областной центр недвижимости" (БТИ Свердловской области) внесены изменения в технические паспорта на жилые дома, расположенные по адресу г. Кировград, ул. 40 лет Октября, 20, 22, 24, согласно которым канализации в этих домах выполнена с устройством выгребных ям.
Как верно отмечено судами, акты обследования с участием БТИ, изменения в технические паспорта, представлены департаменту в ходе выездной проверки.
Таким образом, суды правомерно отметили, что департамент, проводя выездную проверку, мог самостоятельно или с привлечением специалистов провести осмотр, обследование спорных жилых домов.
Вместе с тем, департамент на осмотр не вышел, представленные обществом документы не проверил, ограничившись указанием в акте на наличие сомнений в этих документах.
С учетом изложенного, соответствующие ссылки департамента подлежали отклонению.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав оспариваемое предписание недействительным.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы департамента, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2020 по делу N А60-57217/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.