Екатеринбург |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А76-4766/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Черемных Л. Н., Сидоровой А. В.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска (далее - предприятие "ПОВВ") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2020 по делу N А76-4766/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, приняли участие представители:
акционерного общества "Центр абонентских расчетов" (далее - общество "ЦАБ") - Иголкин А.Ю. (директор, решение 02.10.2017);
предприятия "ПОВВ" - Хабиров Р.Р. (доверенность от 21.01.2020).
Общество "ЦАР" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предприятию "ПОВВ" о взыскании 673 965 руб. 21 коп. задолженности за услуги по транспортировке воды за декабрь 2018 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал", "Теплогенерирующая компания "Восход", "Технологический центр", "Южуралводоканал", Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе предприятие "ПОВВ" просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие у него задолженности перед обществом "ЦАР" в связи с отсутствием фактического пользования ответчиком водоводом истца. В подтверждение данного довода заявитель кассационной жалобы ссылается на протокол осмотра доказательств от 30.12.2013, а также на акт осмотра от 18.12.2017, составленный с участием администрации Курчатовского района г. Челябинска, подтверждающий отсутствие врезок. По мнению ответчика, указанные обстоятельства подтверждают, что на территории г. Челябинска присоединений к сети истца предприятие "ПОВВ" не имеет.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не учтено, что предприятие "ПОВВ" не является гарантирующим поставщиком в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, а является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей продажу ресурса на границе балансовой принадлежности. Ответчик считает, что гарантирующие поставщики Сосновского муниципального района обязаны заключить с истцом как с транспортирующей организацией договоры на транспортировку воды своим абонентам от границы балансовой принадлежности предприятия "ПОВВ".
Ответчик указывает, что истец вводит суд в заблуждение, искажая информацию и заявляя недостоверные сведения, в частности о наличии абонентов предприятия "ПОВВ" на территории Сосновского района. Данное обстоятельство судами не устанавливалось, вывод судов о наличии у ответчика обязанности оплачивать транспортировку до абонентов в Сосновском районе противоречит обстоятельства дела и законодательству в сфере водоснабжения.
Заявитель кассационной, ссылается на выводы суда в решении по делу N А76-2868/2016, считает, что истец незаконно пытается возложить обязанность по оплате за транспортировку по сетям истца на ответчика, тогда как данная обязанность возникла у гарантирующих поставщиков Сосновского муниципального района в силу закона. Ответчик также обращает внимание на то, что постановление об утверждении тарифа, утвержденного для предприятия "ПОВВ" на 2019 - 2023 г., признано недействующим. Прибор учета как коммерческий не введен в эксплуатацию и, соответственно, не может быть применен при расчетах за услуги транспортировки воды.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЦАР" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, общество "ЦАР" является собственником инженерно-коммуникационных сооружений - внеплощадочных сетей водопровода Шагол до места врезки, кадастровый номер 74:00:0000000:758, Д 700, протяженностью 8866 м, по которому осуществляет транспортировку холодной питьевой воды.
Предприятие "ПОВВ" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения города Челябинска, поселка Аэропорт города Челябинска с установлением зоны деятельности в границах балансовой принадлежности водопроводных сетей и объектов предприятия "ПОВВ".
Общество "ЦАР", в отсутствие договора на транспортировку питьевой воды и сточных вод, в декабре 2018 г. транспортировало для предприятия "ПОВВ" холодную питьевую воду. Транспортировка холодной питьевой воды осуществлялась от точки приема: из сетей ответчика водовод N 6 Д 1200 мм., водопроводная камера ВК-1, расположенная на пересечении ул. Чичерина и пр. Победы в г. Челябинске, до точки подачи: транзитные сети Сосновского муниципального района Д 500 мм., водопроводная камера ВК-43.
Количество транспортированного ресурса определено исходя из показаний коммерческого прибора учета холодной воды (расходомер-счетчика ультразвуковой "ВЗЛЕТ МР" исполнения УРСВ-510, зав. N 1600920) (паспорт на расходомер представлен в копии. Указанный прибор учета установлен в точке поставки на границе эксплуатационной ответственности истца в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ), на внеплощадочных сетях водопровода Шагол до места врезки, кадастровый номер 74:00:0000000:758, точка подачи - ВК-43.
В соответствии с актом допуска в эксплуатацию узла учета холодной питьевой воды от 31.05.2018 N 14 прибор учета был принят в эксплуатацию. При составлении акта присутствовал представитель специализированного предприятия "Водоканалналадка", с которым истцом подписан договор на обслуживание указанного коммерческого прибора учета воды и предоставление сведений по нему.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.11.2018 N 77/21 истцу утверждены тарифы на транспортировку питьевой воды на 2018 г. в размере 3,34 руб. за м/куб.
Истец указывает, что в период с 01.12.2018 по 31.12.2018 транспортировал для предприятия "ПОВВ" холодную питьевую воду в объеме 201785,99м3 на сумму 673 965 руб. 21 коп.
В подтверждение показаний прибора учета воды истцом в материалы дела представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Приборы и Системы" о показаниях прибора учета холодной воды (УРСВ-510Ц, зав. N 1600920) за декабрь 2018 г. от 10.01.2019. В адрес ответчика направлены акт оказанных услуг по транспортировке воды и счет на оплату стоимости услуг.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг по транспортировке холодной питьевой воды, наличие задолженности явилось основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив, что истец является организацией, имеющей в собственности транзитные сети холодного водоснабжения, с использованием которых ответчик осуществляет перемещение (транзит) принадлежащего ему ресурса до конечных потребителей (абонентов), учитывая отсутствие доказательств подачи ответчиком ресурсов посредством иных систем сетевого хозяйства, а также наличие у истца утвержденного в установленном порядке тарифа на транспортировку воды, пришел к выводу о наличии у предприятия "ПОВВ" обязанности оплатить оказанные обществом "ЦАР" услуги.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и принятыми в его исполнение Правилами N 776 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 11 Закона о водоснабжении в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о водоснабжении собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о водоснабжении по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о водоснабжении по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Как установлено судами, предприятие "ПОВВ" от заключения договора оказания услуг по транспортировке воды уклонилось. Истец обращался к ответчику с просьбой направить в его адрес договор по транспортировке холодной воды с приложением документов, установленных Правилами N 644, что подтверждается письмом от 01.10.2018 N 17/1 с отметкой об его получении ответчиком от 01.11.2018, однако договор направлен истцу не был.
Вместе с тем, проанализировав представленные в материалы дела и не оспоренные предприятием "ПОВВ" документы, в том числе технический паспорт на сети водопровода, а также схемы водопроводных сетей, суды установили фактическое осуществление в рассматриваемом периоде истцом по его сетям транзитного перемещения (транспортировки) до потребителей ответчика воды для обеспечения холодного водоснабжения.
Согласно технической документации водовод общества "ЦАР" Д700 мм Челябинск-Шагол присоединен в сети предприятия "ПОВВ" (водовод N 6 Д 1200 мм) в водопроводной камере на пересечении ул. Чичерина и пр. Победы. Далее по указанному водоводу осуществляется транзит воды общей протяженностью 8,8 км. по территории г. Челябинска по направлению к границе Сосновского района.
Для абонентов, подключенных к сетям предприятия "ПОВВ" через присоединенные сети (Долгодеревенское, Рощинское, Краснопольское сельские поселения Сосновского района), предприятие "ПОВВ" является единственной организацией ВКХ, осуществляющей подъем и приготовление (водоподготовку) воды с последующим распределением ее потребителям через централизованную систему холодного водоснабжения.
Как верно установлено судами, предприятие "ПОВВ" в точке поставки ВК-1, расположенной на пересечении улиц Чичерина-Проспект Победы не может передать воду абонентам в Сосновском муниципальном районе, не используя сети общества "ЦАР", поскольку границы балансовой принадлежности не имеют точек соприкосновения (общей точки) и в указанной точке технологически невозможно распределить ресурс по нескольким абонентам (общества с ограниченной ответственностью "Сосновский водоканал", "Теплогенерирующая компания "Восход", "Технологический центр", "Южуралводоканал"). Абоненты, находящиеся в Сосновском муниципальном районе, принимающие воду от предприятия "ПОВВ" не должны дополнительно нести расходы на транспортировку воды, и в тарифах указанных абонентов также не предусмотрена необходимая валовая выручка применительно к сетям общества "ЦАР".
Местом исполнения предприятием "ПОВВ" своих обязательств по договору холодного водоснабжения с абонентами является точка на границе сетей абонента - поселений Сосновского района и транзитных сетей транспортирующих организаций, что следует из условий договоров с абонентами ответчика, которые предусматривают определение объема переданного ресурса по приборам учета, находящимся на границе сельских поселений Сосновского района.
Общество "ЦАР" является организацией, имеющей в собственности транзитные сети холодного водоснабжения, с использованием которых предприятие "ПОВВ" осуществляет перемещение (транзит) принадлежащего ему ресурса до конечных потребителей (абонентов).
Суды, установив, что по водопроводным сетям истца осуществляется транзитное перемещение (транспортировка) питьевой воды абонентам ответчика, исходя из отсутствия доказательств подачи ответчиком ресурса посредством иных систем сетевого хозяйства, а также учитывая, что на транспортировку воды для общества "ЦАР" утвержден в установленном порядке соответствующий тариф, пришли к обоснованному выводу о наличии у предприятия "ПОВВ" обязанности оплатить оказанные услуги по транспортировке воды, в связи с чем правильно удовлетворили исковые требования.
Суды верно исходили из того, что отмена тарифа на питьевую воду, установленного для предприятия "ПОВВ", не является основанием для признания недействующим тарифа, установленного для истца в спорный период. Тариф на транспортировку ресурса, установленный для истца, в судебном порядке не оспаривался и не признавался недействительным.
Как установили суды и следует из пояснений Министерства, постановлением от 29.11.2018 N 77/21 впервые для общества "ЦАР" установлены тарифы на транспортировку воды на 2018 г. Поскольку в отношении данной организации ранее государственного регулирования не осуществлялось, в соответствии с пунктом 17 (1) Правил обществом "ЦАР" перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров по транспортировке холодной воды) в адрес Министерства не представлен. На 2019 г. постановлением Министерства от 07.12.2018 N 81/1 установлены тарифы на транспортировку воды для общества "ЦАР". Обществом "ЦАР" представлено в адрес Министерства уведомление о намерении заключить с предприятием "ПОВВ" договор на транспортировку воды, поскольку предприятие "ПОВВ" является гарантирующей организацией в городе Челябинске. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации расходы на транспортировку воды учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов на питьевую воду для гарантирующей организации на очередной период регулирования. Таким образом, Министерством при установлении тарифов на питьевую воду на 2019 г. для предприятия "ПОВВ" включены расходы на транспортировку воды обществом "ЦАР" в размере 8816,23 тыс. руб., что отражено в Выписке из протокола Правления Министерства от 06.12.2018 N 80.
Суды приняли во внимание, что постановлением Министерства от 25.11.2016 N 55/11 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду для ООО "Сосновский водоканал", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям с. Долгодеревенское и д. Шигаево Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2017-2019 годы", установлены тарифы на холодное водоснабжение на 2017-2019 гг., в данный тариф заложены расходы на транспортировку воды ООО "ВодТрансСервис".
Постановлением Министерства от 23.08.2017 N 41/13 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифа на транспортировку воды ООО "ВодТрансСервис", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского, Краснопольского и Рощинского сельских поселений Сосновского муниципального района Челябинской области, на 2017 год" и Постановлением Министерства от 23.11.2017 N 60/169 "Об утверждении производственной программы и установления тарифов на транспортировку воды для ООО "ВодТрансСервис", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям Долгодеревенского, Краснопольского, Рощинского сельских поселений Сосновского м/р Челябинской области, на 2018-2020 годы" установлены тарифы на транспортировку воды по территории Сосновского муниципального района для общества с ограниченной ответственностью "ВодТрансСервис".
Общество с ограниченной ответственностью ТГК "Восход" обращалось в 2018 г. за установлением тарифов на питьевую воду для Краснопольского сельского поселения. Минстерством в адрес общества с ограниченной ответственностью ТГК "Восход" направлялось уведомление о необходимости представления обосновывающих материалов в полном объеме, однако запрошенные документы и материалы не представлены, тарифы на питьевую воду не устанавливались.
Обществу с ограниченной ответственностью "Технологический центр" тарифы на водоснабжение не устанавливались.
Министерство также сообщило, что при установлении тарифов обществам с ограниченной ответственностью ТГК "Восход" и "Технологический центр" в валовую выручку будут включены затраты на транспортировку воды.
Расходы на транспортировку воды обществом "ЦАР", учтенные Министерством в тарифах предприятия "ПОВВ" на питьевую воду, являются годовыми. Повторное включение утвержденных расходов и необходимой валовой выручки общества "ЦАР" в тарифы других регулируемых организаций действующим законодательством Российской Федерации не допускается.
Доводы ответчика, что при расчете тарифа предприятия "ПОВВ", ему не определена необходимая валовая выручка применительно к сетям общества "ЦАР" на декабрь 2018 г., судами правильно отклонены с учетом того, что названные расходы могут быть возмещены предприятию "ПОВВ" в последующих периодах методами тарифного регулирования для учета в составе собственных затрат и компенсации расходов.
Ссылки предприятия "ПОВВ" на отсутствие фактического пользования водоводом истца рассмотрены судами и обоснованно отклонены, поскольку доказательства, на которые указывает ответчик (акты от 30.12.2013, от 18.12.2017), не относятся к спорному периоду.
Ссылка предприятия "ПОВВ" на дело N А76-2868/2016 является безотносительной к настоящему делу, поскольку обстоятельства дел являются разными, в данном случае общество "ЦАР" имеет установленный тариф на транспортировку воды в отношении указанного водовода, посредством которого предприятие "ПОВВ" поставляет воду потребителям Сосновского района. Тариф на транспортировку ресурса, установленный для общества "ЦАР", в судебном порядке не оспаривался и недействительным не признан.
Судами также принято во внимание, что в соответствии со статьями 13, 16 Закона о водоснабжении, а также пунктами 23, 47 Правил N 644 местом исполнения обязательств организации ВКХ своих обязательств является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации ВКХ или транзитной организации, при этом обязанность по оплате транспортировки лежит на организации ВКХ, подающей воду в сети, то есть на собственнике транспортируемого ресурса - предприятии "ПОВВ".
Таким образом, поскольку для доставки воды до абонентов используются транзитные сети истца, местом исполнения организаций ВКХ своих обязательств является точка приема воды в сети абонента.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2020 по делу N А76-4766/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, предприятие "ПОВВ" от заключения договора оказания услуг по транспортировке воды уклонилось. Истец обращался к ответчику с просьбой направить в его адрес договор по транспортировке холодной воды с приложением документов, установленных Правилами N 644, что подтверждается письмом от 01.10.2018 N 17/1 с отметкой об его получении ответчиком от 01.11.2018, однако договор направлен истцу не был.
...
Судами также принято во внимание, что в соответствии со статьями 13, 16 Закона о водоснабжении, а также пунктами 23, 47 Правил N 644 местом исполнения обязательств организации ВКХ своих обязательств является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации ВКХ или транзитной организации, при этом обязанность по оплате транспортировки лежит на организации ВКХ, подающей воду в сети, то есть на собственнике транспортируемого ресурса - предприятии "ПОВВ"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 января 2021 г. N Ф09-7761/20 по делу N А76-4766/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7761/20
27.08.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7612/20
29.05.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-4766/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-4766/19