Екатеринбург |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А71-6499/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Сухановой Н. Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2020 по делу N А71-6499/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу в лице жилищно-коммунальной службы N 15 (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО, учреждение) - Султанов А.Р. (доверенность от 20.12.2020).
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 22.05.2020 N 06-03/27-Ю о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.08.2020 оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального и процессуального права.
Управление считает, что материалы дела не содержат доказательств, позволяющих квалифицировать действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по пользованию недрами без соответствующей лицензии, крайней необходимостью.
Административный орган ссылается на то, что заявка на получение права пользования недрами для добычи подземных вод своевременно не была принята к рассмотрению в связи с указанием учреждением недостоверных сведений в приложениях к заявке и это повторялось неоднократно, что в конечном счете привело к осуществлению добычи подземных вод без лицензии, незаконному пользованию недрами длительный период времени, совершению длящегося административного правонарушения. Данное обстоятельство является доказательством наличия вины ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО в осуществлении пользования недрами без лицензии и опровергает доводы последнего о добыче подземных вод без лицензии в состоянии крайней необходимости.
Управление полагает, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в силу значительной общественной опасности не может быть признано малозначительным.
По мнению административного органа, обжалуемые судебные акты приняты судами с нарушением правил подсудности, поскольку, в Удмуртской Республике ни заявитель, ни Управление филиалов или представительств не имеют.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу административного органа просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу управления - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждение создано на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 с основной целью содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (Устав заявителя, утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 607 от 03.03.2017).
Для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению учреждению в оперативное управление переданы скважины N 138, 139, 70508 и 70509, расположенные на территории военного городка N 1 (п. Кизнер).
Военной прокуратурой Ижевского гарнизона была проведена проверка соблюдения жилищно-коммунальной службой N 15 (г. Сарапул) филиала учреждения требований законодательства в сфере недропользования, по результатам которой был выявлен факт пользования недрами (скважинами N 138, 139, 70509, находящимися по адресу: Удмуртская Республика, Кизнерский район, в/г 1 (п. Кизнер) без лицензии на пользование недрами, что явилось поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
16.04.2020 в управление поступило постановление от 31.03.2020 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем военного прокурора Ижевского гарнизона майором юстиции Даниловым П.М. в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, по факту пользования недрами в целях добычи подземных вод из скважин N 138,139,70509 без лицензии на пользование недрами.
Проведенной проверкой было установлено, что на территории военного городка N 1 п. Кизнер расположены четыре водозаборные скважины N 138, 139, 70508 и 70509.
Расстояние между скважинами составляет от 30 до 80 м.
Три скважины N 138, 139, 70509 (180) находятся в эксплуатации, к их оборудованию организован доступ.
Скважина N 70508 находится в заглубленном колодце, который сверху закрыт бетонной плитой, не позволяющей оценить состояние и оборудование устья скважины, а также приустьевой площадки.
Согласно пояснениям, полученным в ходе проверки, скважина N 70508 не подключена к водопроводу и ее устье закрыто герметичной крышкой, скважина не эксплуатируется.
Скважина N 138 расположена в закрытом помещении, примыкающем к зданию насосной станции.
Устье скважины находится в заглубленном колодце.
Скважина оборудована прибором учета и краном для отбора проб воды.
Вода из скважины поднимается с помощью насоса ЭЦВ 6-10-110.
Скважина N 139 расположена в заглубленном колодце, оборудованном земляным валом, на вершине которого установлен металлический короб квадратной формы, представляющий собой надкаптажное помещение, двери которого закрываются на замок.
Скважина оборудована прибором учета и краном для отбора проб воды. Вода из скважины поднимается с помощью насоса ЭЦВ 8-25-150.
Скважина N 70509 расположена в заглубленном колодце, оборудованном земляным валом, на вершине которого установлен металлический короб цилиндрической формы, представляющий собой надкаптажное помещение, двери которого закрываются на замок.
Скважина оборудована прибором учета добытой воды. Вода из скважины поднимается с помощью насоса ЭЦВ 8-25-150.
Из представленных паспортов разведочно-эксплуатационных скважин N 138, 139, 70508 и 70509 следует, что скважина N 138 глубиной 55 метров пробурена СМК "Меливодстрой" в 1955 году. Максимальный возможный дебит (водоотбор) скважины составляет 125 куб. м/сут.
Скважина N 139 глубиной 55 метров пробурена СМК "Меливодстрой" в 1955 году.
Максимальный возможный дебит (водоотбор) скважины составляет 240 куб. м/сут.
Скважина N 70509 глубиной 101,0 метр пробурена трестом "Промбурвод" в 1988 году. Скважина N 70508 (неработающая) глубиной 101,0 метр пробурена трестом "Промбурвод" в 1988 году.
При эксплуатации водозаборных скважин организован учет объемов добытой подземной воды на каждой скважине отдельно.
Показания приборов учета, установленных на скважинах, ежедневно вносятся в журналы учета.
Добыча подземных вод из скважин составляет от 160 до 220 куб. м/сутки.
В ходе проверки было установлено, что скважины не оборудованы приспособлениям для организации наблюдений за уровнями воды.
Согласно форме федерального статистического наблюдения 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды", представленной ЖКС N 15 (г. Сарапул) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО за 2019 год из скважин N 138, 139, 70509 добыто 68,15 тыс. куб. м воды, что соответствует данным первичного учета, отраженным в специальных журналах.
Лицензия на пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважин N 138, 139, 70509 на момент проверки отсутствовала.
В нарушение требований ст. 9, 11, п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО в лице жилищно-коммунальной службы N 15 в период с 01.04.2017 по 31.03.2020 осуществляло добычу подземных пресных вод из водозаборных скважин N 138, 139, 70509 с целью водоснабжения военного городка N 1 в п. Кизнер в отсутствие лицензии на право пользования недрами с соответствующей целью.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении учреждение было извещено путем направления определения от 20.04.2020, которое получено 22.04.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением в присутствии представителей учреждения вынесено постановление N 06-03/27-Ю от 22.05.2020 (резолютивная часть от 20.05.2020) о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что заявитель, осуществляя деятельность по пользованию недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами, действовал в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости.
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
Судами установлено, что факт пользования недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами не оспаривается заявителем.
В то же время, суды установили, что заявитель осуществлял добычу подземных вод в целях обеспечения водой объектов Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военного городка N 1, в котором расположены в/ч 53701, семь многоквартирных жилых домов для проживания военнослужащих и их семей, а также социально-значимый объект - МДОУ "Кизнерский детский сад N 3", во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации и осуществление данной деятельности не повлекло того вреда, которое могло повлечь прекращение заявителем водоснабжения жителей населенного пункта.
Также судами установлено, что заявителем были приняты меры по получению лицензии на пользование недрами.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, учитывая, что заявитель в данном конкретном случае действовал в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости и предпринимал действия для получения спорной лицензии, суды пришли к выводу о том, что предусмотренные действующим законодательством основания для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ отсутствуют.
Данный вывод судов переоценке не подлежит, право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Компетенция суда кассационной инстанции закреплена статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2020 по делу N А71-6499/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.