Екатеринбург |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А60-68214/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2020 по делу N А60-68214/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - Флягин В.Н. (доверенность от 11.11.2020).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление Росприроднадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - ответчик, общество "Тепловодоканал") о взыскании 4 575 523 руб. 96 коп. - задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, неустойки до фактического исполнения обязательства по уплате основной задолженности, с начислением неустойки на сумму задолженности исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 01.03.2017 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда от 19.03.2020 (резолютивная часть объявлена 12.03.2020) исковые требования удовлетворены частично: с общества "Тепловодоканал" в пользу Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взысканы задолженность в размере 203199 руб. 13 коп., неустойка, начисленная с 01.03.2017 по день фактической уплаты указанной задолженности, в размере 1/300 ключевой ставки Банка России. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель кассационной жалобы считает, что суды неправомерно уменьшили размер задолженности на сумму затрат на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, поскольку оснований для уменьшения задолженности не имелось. По мнению заявителя, в отношении общества "Тепловодоканал" лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов не устанавливались, оснований для зачета предоставленных затрат на проведение природоохранных мероприятий в счет платы за сбросы загрязняющих веществ не имелось.
Общество "Тепловодоканал" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, общество "Тепловодоканал" представило в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, согласно которой начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 4 575 523 руб. 96 коп., в том числе:
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 2045 руб. 95 коп.;
- плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в размере 4 572 363 руб. 59 коп.;
- плата за размещение отходов производства и потребления в размере 1 114 руб. 42 коп.
Наличие задолженности послужило основанием для направления Управлением обществу "Тепловодоканал" требования N 10/2019 от 10.07.2019 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанной сумме в течение 10 дней с даты получения требования. Требование получено обществом "Тепловодоканал" 30.07.2019, в добровольном порядке не исполнено, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что сумма предъявленной к взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных обществом затрат на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, с общества "Тепловодоканал" взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 203 199 руб. 13 коп., неустойка за несвоевременную уплату задолженности в указанной сумме до фактического исполнения обязательства.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа не нашел оснований для их отмены по доводам, приведенным к кассационной жалобе.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования как администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, взыскание задолженности по платежам в бюджет, принятие решения о зачете (уточнении) платежей, подлежащих зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в территориальный орган Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года (далее - Правила N 255).
Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (пункт 25 Правил N 255).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 7-ФЗ и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 26 Правил N 255).
В силу статьи 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении (водоотведении)" в редакции, действующей до 01.01.2019, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ (при наличии согласованного с уполномоченными органами плана снижения сбросов).
С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду обществом "Тепловодоканал" утвержден и согласован с органом местного самоуправления план водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов на период 2016-2021 гг., и Управлением не оспаривается. План содержит перечень мероприятий по охране водного объекта, сроки проведения мероприятий с разбивкой по годам, в плане содержится информация об экологическом эффекте от проведения мероприятий.
Общество "Тепловодоканал" с декларацией за 2016 год представило в Управление Росприроднадзора пояснительную записку, а также соответствующие документы, подтверждающие выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в обоснование факта несения затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных планом. Согласно декларации фактические затраты общества на выполнение предусмотренных планом мероприятий составили 4 372 324 руб. 83 коп.
Спор по расчету между сторонами отсутствует.
Довод заявителя жалобы о том, что в отношении общества "Тепловодоканал" лимиты на сбросы загрязняющих веществ в 2016 году не устанавливались и оснований для проведения зачета затрат на проведение природоохранных мероприятий в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду не имелось, судами правомерно отклонен, поскольку право на уменьшение данной платы предусмотрено пунктом 25 Правил N 255, действующими с 01.01.2016 года, установленное для организаций, осуществляющих мероприятия в соответствии разработанным в установленном порядке и утвержденным планом мероприятий по охране окружающей среды.
План водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов на период 2016-2021 гг. утвержден и согласован с органом местного самоуправления. Представленный обществом "Тепловодоканал" план соответствует требованиям, предусмотренным положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 N 317.
Возражения, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии согласования плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов с органом местного самоуправления не подтверждены документально заявителем и противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Кроме того, представителем заявителя не отрицается, что мероприятия, предусмотренные в плане водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов на период 2016-2021 гг. исполняются обществом "Тепловодоканал" и учитываются при расчетах за последующие годы.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание представленные в материалы дела документы, подтверждающие проведение обществом "Тепловодоканал" мероприятий, предусмотренных планом снижения сбросов, согласованным с органом местного самоуправления, суды пришли к правомерному выводу о необоснованности требования Управления о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием экологического эффекта в отчетных периодах.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя на дело N А60-41223/2016 отклоняется, поскольку суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2020 по делу N А60-68214/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 7-ФЗ и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 26 Правил N 255).
В силу статьи 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении (водоотведении)" в редакции, действующей до 01.01.2019, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ (при наличии согласованного с уполномоченными органами плана снижения сбросов).
...
План водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов на период 2016-2021 гг. утвержден и согласован с органом местного самоуправления. Представленный обществом "Тепловодоканал" план соответствует требованиям, предусмотренным положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 N 317."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 января 2021 г. N Ф09-7308/20 по делу N А60-68214/2019