Екатеринбург |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А47-14410/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тритон" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2020 по делу N А47-14410/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Тритон" - Зевахина М.В. (доверенность от 25.05.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Тритон" (далее - общество "Тритон") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее -Управление Росреестра по Оренбургской области, Управление) о признании незаконным решения от 28.09.2018 N 56/001/105/2018-4387 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Тритон".
Определением суда от 24.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица, привлечена администрация города Оренбурга.
Решением суда от 14.07.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Тритон" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Как указывает заявитель, для осуществления государственной регистрации прав на спорный объект (подъездная автомобильная дорога) заявителем были предоставлены достаточные документы, в том числе разрешение от 14.05.2018 N 94-18 на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута. На основании данного документа заявителю было разрешено размещение подъездной дороги на землях в кадастровом квартале 56:44:0103001 и части земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0103001:1538, 56:44:0103001:33567, согласно схеме границ предполагаемых к использованию земель. Заявитель утверждает, что в соответствии с частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в рассматриваемой ситуации разрешение на строительство не требовалось. Кроме того, заявитель ссылается на тот факт, что спорный объект поставлен на кадастровый учет 28.07.2016 кадастровым инженером на основании декларации.
Как следует из материалов дела, обществу "Тритон" на праве собственности принадлежит здание пивоваренного завода, дата регистрации права 17.11.2016, номер государственной регистрации 56-56/001-56/001/101/2016-3320/1.
Управление градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в письме от 27.08.2013 N 1-24-2/4166 сообщило обществу "Тритон" о том, что представленный обществом проект автомобильной дороги является основанием для выполнения работ по устройству подъездного пути к пивоваренному заводу и коптильному цеху общества "Тритон" по ул. Тихая.
Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 14.04.2016 N 1533-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5 186 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в территориальной зоне объектов производственных и коммунально-складских, существующих и охраняемых генеральным планом города Оренбурга "П.1". Местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Тихая, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала: 56:44:0103001. Разрешенное использование: размещение автомобильной дороги. Категория земель: земли населенных пунктов.
Указанный земельный участок является землями общего пользования и приватизации не подлежит (пункт 3 распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 14.04.2016 N 1533-р).
Земельный участок площадью 5 186 кв. м, по ул. Тихая г. Оренбурга 22.04.2016 поставлен на кадастровый учет под номером 56:44:0000000:1538.
Обществу "Тритон" Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга 14.05.2018 выдано разрешение N 94-18 на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, срок действия - до 14.05.2023.
Общество "Тритон" 20.06.2018 обратилось в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - сооружение, с кадастровым номером 56:44:0103001:1561, назначение: подъездная автомобильная дорога к Пивоваренному заводу, протяженность 261 м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Тихая.
К указанному заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 20.06.2018 N 56/001/105/2018-4387 согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, были приложены: доверенность от 03.05.2017 N 1611627 серия 56АА, кадастровый паспорт сооружения от 17.08.2016 N 56/16-459245, письмо от 14.05.2018 N 3609/18, разрешение от 14.05.2018 N 94-18, платежное поручение от 19.06.2018 N 2311.
Управлением Росреестра по Оренбургской области осуществление действий по государственной регистрации права собственности приостановлено уведомлением от 27.06.2018 N 56/001/105/2018-4387 на срок до 27 сентября 2018 года в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
Обществом "Тритон" 13.07.2018 в регистрирующий орган представлено заявление о представлении дополнительных документов от 13.07.2018 N 56/001/106/2018-783, с приложением доверенности от 03.05.2017 N 1611627 серия 56АА, письма от 29.12.2016 N 1-24/7670, письма от 27.08.2013 N 1-24-2/4166.
Обществом "Тритон" 17.08.2018 в регистрирующий орган представлено заявление о представлении дополнительных документов N 56/001/107/2018-86 с приложением доверенности от 03.05.2017 N 1611627 серии 56АА, письма от 17.08.2018 N 1029.
Решением Управления Росреестра по Оренбургской области от 28.09.2018 N 56/001/105/2018-4387 обществу отказано в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона о регистрации.
Считая отказ в государственной регистрации права собственности незаконным, общество "Тритон" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что правовых оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на спорное имущество не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из того, что спорное сооружение представляет собой асфальтобетонное покрытие, которое не является отдельной недвижимой вещью, в том числе не имеет самостоятельного функционального назначения и используется исключительно в целях эксплуатации (проезда) пивоваренного завода. Кроме того, суд указал, что обществу "Тритон" было выдано разрешение на благоустройство дороги на территории общего пользования.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, признал обоснованным отказ Управления в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости на основании того, что в нарушение требований действующего законодательства общество "Тритон" не представило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также согласие владельцев автомобильной дороги местного значения по ул. Тихая.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются с 01.01.2017 Законом о регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются, в том числе в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Закона N 257-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Материалами дела подтверждается, что созданный заявителем объект недвижимости: сооружение - подъездная автомобильная дорога к пивоваренному заводу, адрес объекта: Оренбургская область, город Оренбург, улица Тихая, с кадастровым номером 56:44:0103001:1561, протяженностью 261 м, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0000000:1538 и 56:44:0000000:33567.
Согласно представленной в дело справке кадастрового инженера об объекте недвижимости - сооружении в результате выполнения работ в отношении объекта недвижимости - сооружения с кадастровым номером 56:44:0103001:1561 выявлено следующее: сооружение с кадастровым номером 56:44:0103001:1561 - подъездная автомобильная дорога протяженность сооружения - 261 м, расположено на земельных участках 56:44:0103001:1538 и 56:44:0000000:33567 и является съездом с автомобильной дороги общего пользования (кадастровый номер сооружения - автомобильная дорога общего пользования - 56:44:0000000:33471).
Обществом "Тритон" в целях осуществления государственной регистрации права представлено письмо от 17.08.2018, в котором общество ссылается на статью 1 Закона Оренбургской области от 23.12.2013 N 2072/583-V-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области", согласно которой выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях: строительства, реконструкции в границах населенного пункта подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования. Строительство, реконструкция указанных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Законом Оренбургской области от 23.12.2013 N 2072/583-V-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области" Закон Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области" дополнен статьей 18.1 в редакции, изложенной в письме общества "Тритон" от 17.08.2018.
Судом апелляционной инстанции установлено на момент вынесения оспариваемого уведомления действовала редакция Закона Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области", в соответствии с которой отсутствует указание в статье 18.1 о том, что выдача разрешений на строительство не требуется при строительстве, реконструкции в границах населенного пункта подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования.
Согласно ответу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбург на запрос Управления обществу "Тритон" выдано разрешение от 14.05.2018 N 94-18 на размещение элементов благоустройства, проездов и подъездных дорог на территории общего пользования. Вышеуказанное разрешение дает право на размещение проезда к пивоваренному заводу и не является правоустанавливающим документом на земельный участок. Вышеуказанная дорога протяженностью 261 м расположена на территории общего пользования и приватизации не подлежит. Информация о том, требуется ли выдача разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на вышеуказанный объект Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбург не представлена.
Разрешение на строительство примыкания выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 16 Закона N 257-ФЗ, а строительство допускается при наличии такого разрешения и согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги (часть 1 статьи 20 Закона N 257-ФЗ).
Решением Оренбургского городского Совета от 01.03.2016 N 95 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург" согласно приложению, где под NN 917, 918 указана улица Тихая, 1989 года постройки, протяженностью 5 216 м, улица Тихая, 1989 года постройки, протяженностью 1000 м.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, что в силу требований Закона о государственной регистрации и Закона N 257-ФЗ обществу "Тритон" необходимо представить в регистрирующий орган разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также согласие владельцев автомобильной дороги местного значения по ул. Тихая, установив, что в период приостановления государственной регистрации заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено спорное сооружение, а также документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с градостроительными нормами, а также согласие владельцев автомобильной дороги местного значения по ул. Тихая, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности решения Управления от 28.09.2018 N 56/001/105/2018-4387.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что для государственной регистрации объекта или сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в частности со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, возможность размещения таких созданных сооружений, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен с учетом конкретных обстоятельств дела в виду его необоснованности.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку заявленные доводы являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по смыслу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2020 по делу N А47-14410/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тритон" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что для государственной регистрации объекта или сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в частности со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, возможность размещения таких созданных сооружений, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен с учетом конкретных обстоятельств дела в виду его необоснованности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2021 г. N Ф09-8705/20 по делу N А47-14410/2018