Екатеринбург |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А71-174/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2019 по делу N А71-174/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От учреждения и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей. Заявленные ходатайства подлежат удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к инспекции о признании незаконными действий по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за государственным регистрационным номером 2191832040585 от 16.01.2019 об исключении Муниципального предприятия Камбарского района "Водоканал" (далее - предприятие).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: учредитель предприятия, Администрация муниципального образования "Камбарский район", а также Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике г. Ижевск.
Решением суда первой инстанции от 09.06.2020 (судья Иютина О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 (судьи Дружинина Л.В., Балдин Р.А., Кощеева М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что действия налогового органа не соответствуют требованиям пунктам 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), поскольку предприятие является действующей организацией, за ним числится имущество, реализовав которое была возможность погасить имеющуюся задолженность, следовательно, признаки недействующего юридического лица отсутствуют.
Кроме того, учреждение полагает, что налоговый орган обязан был проверить общедоступные данные "Банка исполнительных производств", перед внесением записи об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, установив, что предприятие обладает признаками недействующего лица, в частности, не представляет в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что подтверждается справками от 13.09.2018 N 1969-0 и от 17.11.2017 N 7816 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, инспекция приняла решение от 24.09.2018 N 3023 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении предприятия опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 26.09.2019 N 38 (703) (часть 2).
Поскольку в установленный срок заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступили, налоговый орган 16.01.2019 исключил предприятие из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за N 2191832040585.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным названного решения инспекции, учреждение в обоснование нарушения своих прав, указало на то, что по состоянию на 16.01.2019 предприятие имело непогашенную задолженность перед учреждением, подтвержденную решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.10.2013 по делу N А71-5563/2013.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
На основании пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение вышеуказанного срока заявления кредиторами (иными заинтересованными лицами) не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (часть 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с частью 2 статьи 142 АПК РФ взыскателю - учреждению 14.11.2013 выдан исполнительный лист серии АС N 006063719 на принудительное исполнение решения суда, который был предъявлен взыскателем в службу судебных приставов, и на основании которого было возбуждено исполнительное производство N 10730/13/32/18, оконченное 31.08.2014, в связи с признанием должника банкротом.
Учреждением 08.12.2014 направлено заявление с требованием о включении в реестр кредиторов предприятия в рамках возбужденной в отношении должника процедуры банкротства (дело N А71-13997/2013). Указанную задолженность суд 18.03.2015 включил за реестр кредитора, без права голоса на собраниях кредитора. Производство по делу о банкротстве N А71-13997/2013 прекращено 22.07.2015. Исполнительный лист 17.05.2015 повторно направлен взыскателем в службу судебных приставов для принудительного взыскания долга с должника, на основании чего возбуждено исполнительное производство от 31.05.2016 N 9644/16/18032-ИП, впоследствии включенное в состав сводного исполнительного производства N 2167/15/18017-СД.
Постановлением от 30.11.2018 судебного пристава-исполнителя исполнительное производство N 9644/16/18032-ИП окончено в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях. Исполнительный лист возвращен взыскателю.
Суды, проанализировав материалы дела, верно указали, что наличие у организации, исключенной из ЕГРЮЛ, неисполненных имущественных обязательств перед кредиторами, применительно к пункту 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ само по себе не является достаточным основанием для признания недействительной записи об исключении соответствующей организации из ЕГРЮЛ по заявлению кредитора, не предъявившего своевременных возражений регистрирующему органу.
Предусмотренная статьями 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ налоговым органом соблюдена - по состоянию на 24.09.2018 предприятие обладало признаками недействующего юридического лица, решение о предстоящем исключении опубликовано в надлежащем источнике, возражения относительно исключения предприятия из реестра кредиторами, в том числе учреждением, инспекции не поступали.
В связи с этим судами правильно сделан вывод о том, что формальное соответствие действий налогового органа по исключению из реестра недействующего юридического лица требованиям Федерального закона N 129-ФЗ не может служить препятствием для восстановления регистрационного учета юридического лица в судебном порядке в случае, если заявителем представлены необходимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии у него обоснованного интереса в сохранении правоспособности должника, и соответствующее заявление подано в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на дату исключения из реестра предприятие действительно обладало нераспределенным имуществом, суду не представлено.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Таким образом, поскольку доказательств, свидетельствующих о действительном нарушении оспариваемой записью прав учреждения и возможном их восстановлении, не представлено, суды правильно сделали вывод о том, что предусмотренные пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ основания для удовлетворения требований учреждения отсутствуют.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2019 по делу N А71-174/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренная статьями 21.1, 22 Федерального закона N 129-ФЗ процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ налоговым органом соблюдена - по состоянию на 24.09.2018 предприятие обладало признаками недействующего юридического лица, решение о предстоящем исключении опубликовано в надлежащем источнике, возражения относительно исключения предприятия из реестра кредиторами, в том числе учреждением, инспекции не поступали.
В связи с этим судами правильно сделан вывод о том, что формальное соответствие действий налогового органа по исключению из реестра недействующего юридического лица требованиям Федерального закона N 129-ФЗ не может служить препятствием для восстановления регистрационного учета юридического лица в судебном порядке в случае, если заявителем представлены необходимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии у него обоснованного интереса в сохранении правоспособности должника, и соответствующее заявление подано в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
...
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Таким образом, поскольку доказательств, свидетельствующих о действительном нарушении оспариваемой записью прав учреждения и возможном их восстановлении, не представлено, суды правильно сделали вывод о том, что предусмотренные пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ основания для удовлетворения требований учреждения отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2021 г. N Ф09-7853/20 по делу N А71-174/2020