Екатеринбург |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А50-36745/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений Администрации города Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2020 по делу N А50-36745/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 09.11.2020 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы Департамента земельных отношений Администрации города Перми перенесено на 15.12.2020.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2020 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы Департамента земельных отношений Администрации города Перми отложено на 19.01.2021.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Стальные конструкции" и Департамент земельных отношений Администрации города Перми представили в Арбитражный суд Уральского округа ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей. Ходатайства судом удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Стальные конструкции" (далее - общество "Стальные конструкции") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации города Перми (далее - департамент) от 30.10.2019 N 21-01-06-И-8677 об отказе в размещении объекта, обязании департамента устранить нарушения прав и законных интересов общества "Стальные конструкции" путем выдачи решения о размещении объекта.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества "Стальные конструкции" отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что отказ департамента в размещении объекта является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных обществом "Стальные конструкции" у судов не имелось. По мнению заявителя, поскольку земельный участок расположен на территории объектов культурного наследия - достопримечательного места "Комсомольский проспект", в соответствии с пунктом 2.2 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения, предельная максимальная высота объектов капитального строительства в границах данной зоны не должна превышать 18 м. С учетом изложенного заявитель полагает, что размещение на таком земельном участке объекта высотой 27 м приведет к нарушению режима использования земель. Изложенное, по мнению заявителя, является законным основанием для отказа в удовлетворении заявления общества "Стальные конструкции" на основании пункта 9.7 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п.
По мнению общества "Стальные конструкции", изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений подпункта 6 пункта 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 11 Перечня).
Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов.
В силу пункта 4 Положения в заявлении о размещении объекта должны быть указаны, помимо прочего, адресные ориентиры земель или земельного участка, на которых планируется размещение объектов, или кадастровый номер земельного участка, предполагаемый срок использования земель, земельного участка или части земельного участка в соответствии со сроками, установленными пунктом 8.3 Положения, цель использования земель, земельного участка или части земельного участка с указанием размещаемых объектов в соответствии с перечнем. По объектам, для которых не требуется разрешение для строительства, указывается также описание, характеристики в соответствии с законодательством, на основании которых для таких объектов не требуется разрешение на строительство.
К заявлению прилагаются, в том числе схема предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов, документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов, за исключением размещения объектов, указанных в пунктах 1-3, 5-7, 12 Перечня (проектная документация, схема монтажа (установки, размещения).
Согласно пункту 8 Положения уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 9 Положения решение об отказе в размещении объектов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 9.1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящего Положения; 9.2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем; 9.3) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объектов; 9.4) размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 9.5) земельный участок, на использование которого испрашивается решение о размещении объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу; 9.6) в случае наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального или муниципального значения; 9.7) размещение объектов приведет к нарушениям режима использования земельного участка в соответствии с установленными зонами с особыми условиями использования территорий.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 17.10.2019 общество "Стальные конструкции" обратилось через Многофункциональный центр в департамент с заявлением о разрешении бессрочно разместить в Свердловском районе г. Перми, пр-т Комсомольский, 63, сооружение столбчатого типа высотой 27 м, указав, что конструкция является сборно-разборной, предназначена для обеспечения связью и интернетом, не требующей разрешения на строительство, способ размещения - наземный.
Департамент 30.10.2019 принял решение N 21-01-06-И8677 об отказе в размещении объекта. Основанием для отказа послужило нарушение режима использования земельного участка в соответствии с установленными зонами с особыми условиями использования территории - достопримечательного места "Комсомольский проспект", предельная максимальная высота объектов капитального строительства в границах данной зоны не может превышать 18 м., при этом обществом заявлено возведение объекта высотой 27 м.
Полагая, что решение об отказе в размещении объекта является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Стальные конструкции" обратилось в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в заявлении о разрешении размещения объекта в Свердловском районе г. Перми, пр-т Комсомольский, 63 общество "Стальные конструкции" указало на намерение разместить сборно-разборную опору высотой 27 м, предназначенную для обеспечения связью и интернетом, способ размещения - наземный. К заявлению обществом были приложены рабочие чертежи сооружения.
Руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, подпункта 5 пункта 4 статьи 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае", суды верно указали, что для размещения указанной конструкции выдача разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь указанными выше нормами права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в выдаче решения о размещении объекта, предусмотренных Положением, у департамента не имелось.
При таких обстоятельствах суды верно признали решение департамента от 30.10.2019 N 21-01-06- И-8677 об отказе в размещении объекта незаконным, и обоснованно удовлетворили заявленные требования общества "Стальные конструкции".
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод департамента о том, что испрашиваемые земли расположены в границах территории объекта культурного наследия: достопримечательное место "Комсомольский проспект" (ДМ-02), являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции. Суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 2.2 Требований к осуществлению деятельности в границах территории данного объекта и к градостроительному регламенту, установленных приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (от 28.11.2013 г. N СЭД27-01-12-388), предельная максимальная высота объектов капитального строительства в границах данной зоны не должна превышать 18 м.
Вместе с тем суд выявил, что сооружение, для размещения которого испрашивалась территория, представляет собой сборно-разборное сооружение столбчатого типа переменного сечения, установленное в пробуренную скважину, глубиной 3,5 м без устройства фундамента, установка данного объекта производится без фундамента, нижняя часть опоры устанавливается в пробуренную скважину и уплотняется местным грунтом/песком, таким образом, спорное сооружение объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2020 по делу N А50-36745/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений Администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод департамента о том, что испрашиваемые земли расположены в границах территории объекта культурного наследия: достопримечательное место "Комсомольский проспект" (ДМ-02), являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции. Суд принял во внимание, что в соответствии с пунктом 2.2 Требований к осуществлению деятельности в границах территории данного объекта и к градостроительному регламенту, установленных приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (от 28.11.2013 г. N СЭД27-01-12-388), предельная максимальная высота объектов капитального строительства в границах данной зоны не должна превышать 18 м.
Вместе с тем суд выявил, что сооружение, для размещения которого испрашивалась территория, представляет собой сборно-разборное сооружение столбчатого типа переменного сечения, установленное в пробуренную скважину, глубиной 3,5 м без устройства фундамента, установка данного объекта производится без фундамента, нижняя часть опоры устанавливается в пробуренную скважину и уплотняется местным грунтом/песком, таким образом, спорное сооружение объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2021 г. N Ф09-7155/20 по делу N А50-36745/2019