Екатеринбург |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А60-16879/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кангина А.В. рассмотрел кассационную жалобу заместителя Главы Администрации городского округа Первоуральск Ярославцевой Марины Юрьевны на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2020 (мотивированное решение от 10.07.2020), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-16879/2020, и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на неё.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении исполняющей обязанности главы городского округа Первоуральск Ярославцевой М.Ю. (далее - Ярославцева М.Ю., должностное лицо) к административной ответственности по части 1 статьи 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2020 заявленное требование удовлетворено, Ярославцева М.Ю. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, Ярославцева М.Ю. просит указанные судебные акты отменить, дело об административном правонарушении прекратить. Заявитель жалобы полагает, что вопрос о лице, совершившем административное правонарушение, судами по существу не исследован. Ярославцева М.Ю. указывает, что исполняла обязанности главы городского округа Первоуральск в период с 26.09.2019 по 13.10.2019, то есть в момент, когда письмо общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - общество) от 31.07.2019 N 5 уже было исполнено; в подготовке ответа на письмо не участвовала; на момент рассмотрения письма замещала должность заместителя главы городского округа Первоуральск. Заявитель жалобы также полагает, что письмо общества от 31.07.2019 N 5 нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, так как оно не соответствует требованиям ни Административного регламента, ни Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в кассационной жалобе указано, что до поступления письма общества администрацией городского округа Первоуральск (далее - администрация) уже готовились документы к проведению аукциона, то есть соответствующее решение уже было принято администрацией; принятие повторного решения положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено (далее - Земельный кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в управление 07.10.2019 поступила жалоба общества на действия (бездействие) уполномоченного органа в лице администрации, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403, и выразившиеся в нарушении порядка и сроков принятия решения о проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0116002:8867, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Трубников в 10 м на север от дома N 40.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 14.10.2019 N 066/01/18.1-3232/2019, в котором установлено нарушение уполномоченным органом подпункта 9, пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента N 2569, выразившееся в нарушении срока принятия решения об отказе в проведении аукциона.
В отношении исполняющей обязанности Главы городского округа Первоуральск Ярославцевой М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении в период с 26.09.2019 по 13.10.2019.
На основании статьи 28.8, части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и назначил должностному лицу наказание в виде предупреждения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 данного Кодекса, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации (часть 1.2-1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 утвержден исчерпывающий Перечень процедур в сфере жилищного строительства. В их числе - организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации) (пункт 14).
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона может осуществляться, в том числе путем обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (подпункт 6).
Проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (подпункт 9).
Постановлением администрации от 01.12.2016 N 2569 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (действовал до 10.01.2020).
В силу статьи 20 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги входят следующие процедуры.
1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги.
2. Проведение экспертизы документов, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
Срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона - не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
Судами установлено и заявителем жалобы не оспаривается, что 31.07.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0106002:8867, площадью 4816 кв.м, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Трубников, в 10 м на север от дома N 40.
Следовательно, двухмесячный срок на вынесение решения, предусмотренного пунктом 20 Административного регламента, истек 30.09.2019.
В указанный срок решение о проведение аукциона либо об отказе в проведении аукциона не принято.
Ярославцевой М.Ю. не оспаривается, что на 01.10.2019 она исполняла обязанности Главы городского округа Первоуральск.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020 по делу N А60-72971/2019 установлено, что распоряжением Главы городского округа Первоуральск от 13.09.2019 N 243 в период с 26.09.2019 по 13.10.2019 исполнение обязанностей главы городского округа возложено на заместителя главы администрации по финансово-экономической политике Ярославцеву М.Ю.
Таким образом, суды верно признали, что указанная в части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ объективная сторона административного правонарушения является доказанной и субъект этого правонарушения установлен.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как верно указано судами, вина Ярославцевой М.Ю. заключается в том, что она, обладая организационно-распорядительными или административными полномочиями, имела возможность для соблюдения требований, установленных законодательством, но не предприняла для этого всех необходимых мер.
Доказательств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований должностным лицом в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суды правильно признали, что субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, также доказана.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав вменённого административного правонарушения.
Довод Ярославцевой М.Ю. о том, что письмо общества от 31.07.2019 нельзя рассматривать в качестве заявления о проведении аукциона, отклонён как противоречащий материалам дела.
Содержание направленного в администрацию заявления общества от 31.07.2019 содержит все значимые сведения, предусмотренные Формой заявления о проведении аукциона, приведенной в приложении N 3 к Административному регламенту N 2569, поэтому оно должно быть рассмотрено администрацией в качестве заявления о проведении аукциона.
Судами установлено, что существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к ответственности соблюден (с учетом части 6 статьи 4.5 КоАП).
Назначенное судом наказание (предупреждение) соответствует части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2020 (мотивированное решение от 10.07.2020), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-16879/2020, и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя Главы Администрации городского округа Первоуральск Ярославцевой Марины Юрьевны - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
...
Доказательств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований должностным лицом в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным суды правильно признали, что субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, также доказана.
...
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к ответственности соблюден (с учетом части 6 статьи 4.5 КоАП).
Назначенное судом наказание (предупреждение) соответствует части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2021 г. N Ф09-8113/20 по делу N А60-16879/2020