Екатеринбург |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А34-17946/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Гавриленко О. Л., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.08.2020 по делу N А34-17946/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель Управления - Попов Е.В. (доверенность от 11.01.2021).
Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.08.2020 (судья Григорьев А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что исходя из анализа части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, субъектом ответственности является изготовитель, исполнитель, продавец - лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции. В связи с этим административный орган считает, что общество обязано было провести проверку закупленной продукции. При этом Управление указывает на то, что общество надлежащим образом не организовало и не осуществило производственный контроль качества и безопасности продукции, обществом не проведены мероприятия по производственному контролю за качеством реализуемой продукции, что свидетельствует о непринятии обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения.
Кроме того, административный орган ссылается на отсутствие нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, поскольку общество получало всю корреспонденцию, направленную на юридический адрес, о чем свидетельствуют уведомления о вручении корреспонденции.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании задания административного органа на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 23.08.2019 N пп. 5 - 480/04-06, проведен анализ сведений об обороте алкогольной продукции (пивных напитков), зафиксированных в ЕГАИС по состоянию на 23.08.2019, в отношении общества, которое осуществляет свою деятельность по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 171 А. По результатам мероприятий составлен отчет от 23.08.2019.
Определением административного органа от 26.08.2019 N АП04-2019/048-ЮЛ в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
Поводом к возбуждению дела послужили сведения о том, что общество приобретало пивные напитки, в том числе у производителя - общества с ограниченной ответственностью "Пивной Дом", которые изготовлены с нарушением требований технических регламентов, а также есть основания полагать, что общество осуществляет оборот (хранение) пивных напитков с нарушением условий хранения и сроков годности.
Названные обстоятельства, по мнению Управления, свидетельствовали о том, что общество осуществляет оборот алкогольной продукции (пивных напитков), не соответствующей требованиям государственных стандартов. На основании приказа в период с 27.08.2019 по 28.08.2019 сотрудниками административного органа осуществлен выезд к месту нахождения общества по вышеуказанному адресу с целью совершения процессуальных действий для проведения административного расследования.
Должностными лицами Управления 28.08.2019 в присутствии двух понятых и главного бухгалтера общества Косаревой Е.А. составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N АП04-2019/048-ЮЛ.
В ходе осмотра установлено, что по адресу: г. Курган, ул. Омская, 171 А расположено арендуемое обществом складское помещение площадью 1174 кв. м, в котором общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков), в котором находится алкогольная продукция (пивные напитки) производства общества с ограниченной ответственностью "РЕСПЕКТ ГРУПП". Общее количество пивных напитков, включенных в протокол осмотра, составило 2472 штуки.
Управлением 28.08.2019 составлен протокол о взятии проб и образцов N АП04-2019/048-ЮЛ, согласно которому взяты образцы алкогольной продукции, необходимые для проведения экспертизы соответствия продукции требованиям действующих технических регламентов и стандартов. Общее количество пивных напитков, отобранных для производства экспертизы, составило 40 штук.
Административный орган 28.08.2019 протоколом ареста N АП04-2019/048-ЮЛ осуществил арест алкогольной продукции из числа указанной в протоколе осмотра от 28.08.2019. Общее количество пивных напитков, арестованных названным протоколом ареста, составило 2432 штуки.
Определением от 28.08.2019 N АП04-2019/048-ЮЛ Управлением назначена экспертиза, производство которой поручено экспертам экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, а также экспертам экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу по Республике Крым и г. Севастополю.
Перед экспертами поставлены вопросы: 1. подтвердить, либо опровергнуть соответствие понятию "Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) в соответствии с пунктом 13.2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ); 2. подтвердить либо опровергнуть соответствие требованиям ГОСТ Р 55292-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1480-ст (далее - ГОСТ Р 55292-2012).
Эксперты пришли к выводам о том, что представленные на испытания образцы пивных напитков не соответствуют определению понятия "Пивной напиток", установленного Федеральным законом N 171-ФЗ и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012.
По результатам административного расследования и проведенных экспертиз в отношении общества 11.11.2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Управлением установлено, что 28.08.2019 общество в складском помещении по адресу: г. Курган, ул. Омская, 171 А осуществило оборот алкогольной продукции (пивных напитков) производства общества "РЕСПЕКТ ГРУПП", указанной в протоколе осмотра от 28.08.2019 N АП04-2019/048-ЮЛ (количество - 2472 штуки, бутылок), не соответствующей требованиям ГОСТ Р 55292-2012.
В частности, с учетом экспертных заключений установлено, что образцы алкогольной продукции не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по физико-химическим показателям в части массовой доли двуокиси углерода, пенообразования (пеностойкость, высота пены) и органолептическим свойствам. Органолептические свойства данных напитков определяют краситель и ароматизатор, а не типичные для пивоваренной продукции хмелевые и солодовые тона, обусловленные особенностями сырья для этого типа напитков.
Кроме того, образцы алкогольной продукции не содержат продукты, свойственные протеканию естественного процесса брожения (альдегиды, средние эфиры, высшие спирты) и характерные хмелевые и солодовые тона, что свидетельствует об отсутствии в составе пивного напитка пива и следовательно противоречит термину "пивной напиток", установленному разделом 3 ГОСТ Р 55292-2012 и определению понятия "Пивной напиток", установленному Федеральным законом N 171-ФЗ. В некоторых образцах выявлены несоответствия требованиям ГОСТ Р 55292-2012 в части маркировки: фактическая величина объемной доли этилового спирта не соответствует заявленной на этикетке.
Материалы административного расследования с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что общество не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и его действия не образуют объективную сторону вмененного правонарушения, а также о наличии нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, отказал в привлечении общества к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения, в том числе, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
В статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) дано понятие технического регламента, под которым понимается документ, принятый международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ).
Согласно статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
В соответствие со статьей 13 Федерального закона N 184-ФЗ к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся в том числе, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
В пункте 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ содержится требование о том, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 55292-2012 установлено, что пивные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям с соблюдением требований, установленных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Пунктом 5.1.4 ГОСТ Р 55292-2012 определены органолептические и физико-химические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или pH, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования.
Разделом 5 упомянутого ГОСТ Р 55292-2012 установлены характеристики органолептических и физико-химических показателей, которым должны соответствовать пивные напитки.
Указанным стандартом установлены общие технические требования к пивным напиткам по органолептическим и физико-химическим показателям. Согласно пункту 5.1.3 напитки должны соответствовать следующим требованиям: массовая доля двуокиси углерода - не менее 0,40% для напитков, разлитых в бутылки и банки; пенообразование: высота пены - не менее 30 мм, пеностойкость - не менее 3 мин.
Судами указано, что экспертным заключением подтверждено несоответствие спорной алкогольной продукции требованиям ГОСТ, что, по мнению административного органа, свидетельствует об осуществлении обществом незаконного оборота (хранения) данной продукции.
Однако общество не является изготовителем названной продукции; вопросов к упаковке продукции, товаросопроводительной документации, условиям хранения напитка при проверке к обществу не имелось и нарушений в этой сфере не выявлено.
Судами верно определено, что Управлением не приведены достаточные основания, подтверждающие наличие у общества обязанности проводить лабораторные исследования приобретаемой пищевой продукции, при отсутствии каких либо замечаний к ее внешнему виду при визуальном осмотре.
В связи с этим в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку факт хранения алкогольной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и ГОСТа, не образует состава вмененного административного правонарушения.
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, что выявленные административным органом нарушения ТР ТС 022/2011 и ГОСТа 31729-2015 в части компонентов состава алкогольной продукции являются областью ответственности изготовителя продукции, а не лица ее использующего, поскольку несоответствие спорной алкогольной продукции требованиям технических регламентов фактически допущено на стадии технологического процесса при ее изготовлении.
Кроме того, суды, проанализировав материалы дела, с учетом положений статьи 25.1, части 1 статьи 28.2, части 3 статьи 28.6 установили отсутствие надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество не является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и его действия не образуют объективную сторону вмененного правонарушения.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы Управления сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с этим на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование Управлением положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.08.2020 по делу N А34-17946/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.