Екатеринбург |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А76-10778/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Жаворонкова Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2020 по делу N А76-10778/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном онлайн-заседании принял участие представитель общества - Пресмицкая И.А. (доверенность от 13.05.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - надзорный орган, ГУ МЧС по Челябинской области) о признании незаконными пунктов 3, 5 предписания от 13.12.2019 N 388/1/1-5 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Заявление акционерного общества "Тандер" удовлетворить частично. Признать недействительным пункт 3 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области N 388/1/1-5 от 13 декабря 2019 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить в части признания законным пункта 5 оспариваемого предписания, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что пункт 5 предписания является неисполнимым, поскольку возлагает обязанность по демонтажу спорной перегородки, расположенной в той части здания, которая не принадлежит и не используется обществом; отмечает, что предписание не содержит конкретных мероприятий, которые должен произвести заявитель; считает, что требование о демонтаже складских помещений является чрезмерным.
Как следует из материалов дела, ГУ МЧС по Челябинской области на основании распоряжения от 05.11.2019 N 388 в отношении общества в период с 18.11.2019 по 13.12.2019 проведена проверка нежилого помещения находящегося в его собственности по адресу: Челябинская область, п. Локомотивный, ул. Ленина, 21, пом. 2, магазин "Магнит", по результатам которой установлены нарушения пунктов 33, 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), пункта 7.2.4 СП 1.13130.2009; статей 4, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а именно: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале составляет от 0,8 м до 1,4 м, в то время как при площади торгового зала 206 м2 ширина основных эвакуационных проходов должна составлять не менее 2 м; лестничная клетка на уровне первого этажа в юго-западной части здания закрыта перегородками, в связи с чем, эвакуация с использованием лестничной клетки невозможна; выполнены помещения для хранения товаров и материалов; в связи с чем, требуется демонтаж перегородок и складских помещений, увеличение ширины и высоты дверных проемов для восстановления объемно-планировочных решений и надлежащего функционирования эвакуационного пути.
По результатам проверки составлен акт от 13.12.2019 N 388, выдано предписание от 13.12.2019 N 388/1/1-5, которым обществу предписано в срок до 01.12.2020 выполнить, в том числе, следующие действия:
- ширина основных эвакуационных проходов должна составлять не менее 2 м (пункт 3);
- демонтаж перегородок и складских помещений, увеличение ширины и высоты дверных проемов, для восстановления объемно-планировочных решений и надлежащего функционирования эвакуационного пути (пункт 5).
Полагая, что пункты 3, 5 предписания нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным пункт 3 предписания, исходил из того, что надзорным органом при проведении проверки не был принят во внимание Стандарт, разработанный обществом в целях соблюдения Закона N 123-ФЗ при построении системы обеспечения пожарной безопасности объектов общества - магазинов формата ММ/МК розничной торговой сети "Магнит" торговой площадью не более 800 м2 и оценки их соответствия требованиям указанного технического регламента.
Судебный акт в данной части сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным пункта 5 предписания, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулирует Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Пунктом 33 Правил N 390 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Подпунктом "б" пункта 36 Правил N 390 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Как указывалось ранее, лестничная клетка на уровне первого этажа в юго-западной части здания закрыта перегородками, в связи с чем, эвакуация с использованием лестничной клетки невозможна. Кроме того, в указанной лестничной клетке на уровне первого этажа выполнены помещения для хранения товаров и материалов
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями, приобщенными к материалам дела, из которых усматривается закрытие лестницы и создание помещения под ней.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая обстоятельства, установленные административным органом в ходе проверки, документы, которые имелись в его распоряжении на этот момент, суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности установлен надзорным органом, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, пункт 5 предписания вынесен в соответствии с нормами действующего законодательства, требования, изложенные в нем, законны и обоснованны, в данной части не нарушает права и законные интересы общества, не предусмотренных законом обязанностей на него не возлагает, в связи с чем законно и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в обозначенной части.
Доводы заявителя о неисполнимости предписания подлежат отклонению, поскольку судами установлено, что из представленного кадастрового паспорта помещения следует, что на уровне первого этажа в юго-западной части здания имеется лестничная клетка, следовательно, именно на собственника помещения возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А76-10778/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 33 Правил N 390 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Подпунктом "б" пункта 36 Правил N 390 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2021 г. N Ф09-8382/20 по делу N А76-10778/2020